Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2008 г. N А56-14264/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирилловой И.И., судей Кирейковой Г.Г. и Яковца А.В.,
при участии от Местной религиозной организации "Зороастрийская община Санкт-Петербурга" Родина В.И. и Орловой А.И (дов. от 11.08.2008), от Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу Лукмановой З.Р. (дов. от 04.09.2007),
рассмотрев 21 10.2008 в-открытом судебном заседании кассационную жалобу Местной религиозной организации "Зороастрийская община Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2008 (судья Сенопальникова Л.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 (судьи Будылева М.В., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.) по делу N А56-14264/2007,
установил:
Местная религиозная организация "Зороастрийская община Санкт-Петербурга" (далее - Община) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу (далее - Управление) по внесению в единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) записи об исключении Общины из реестра и о признании недействительным решения Управления от 27.10.2006 N 1854 об исключении Общины из реестра.
Решением от 13.05.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Община просит отменить решение и постановление, удовлетворить требования
Податель жалобы полагает что Община является действующим юридическим лицом, незаконно исключенным из реестра.
По мнению Общины Управлением нарушен трехдневный срок для публикации решения о предстоящем исключении Общины из реестра, не
опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений лицами, чьи права затрагиваются исключением Общины из реестра.
В судебном заседании представители Общины поддержали жалобу, представитель Управления возразил против ее удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция находит, что они подлежат отмене
Как следует из материалов дела, Община была зарегистрирована Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу 10.07.2000.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое лицо может быть исключено из реестра в порядке, предусмотренном Законом.
Управлением было установлено, что Община более двенадцати месяцев не представляла вышеназванные документы и не осуществляла операций по банковским счетам, что подтверждается справкой от 20.10.2006 N 7814/3472о и справкой от 20.10.2006 N 7814/3472с).
Управлением принято решение от 27.10.2006 N 1854 о предстоящем исключении из реестра Общины как недействующего юридического лица, опубликованное 01.11.2006 в журнале "Вестник государственной регистрации"_
В опубликованном решении было указано на то, что в случае, если это решение затрагивает права и законные интересы Общины, кредитор'ов или иных лиц, то не позднее трех месяцев со дня опубликования решения они могут направить соответствующее заявление в Управление по адресу: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 76. Заявлений от заинтересованных лиц не поступило; 19.02.2007 в реестр внесена запись об исключении Общины из реестра.
Основанием для отказа судом первой инстанции в удовлетворении требований Общины явилось то, что Община отвечает признакам недействующего юридического лица, определенным в Законе; решение об исключении ее из реестра принято в течение пяти рабочих дней со дня получения справок, подтверждающих наличие названных признаков; сведения о принятом Управлением 27.10.2006 решении направлены для публикации в надлежащий орган в течение трех дней со дня принятия решения; опубликованные сведения содержали всю необходимую информацию, предусмотренную Законом.
Вместе с тем, по смыслу Закона прекращение деятельности юридического лица путем исключения его из реестра применяется в отношении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Деятельность юридического лица, в частности некоммерческой религиозной организации, не ограничивается представлением документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществлением операций по банковским счетам.
Хотя осуществление какой-либо деятельности при наличии определенных Законом признаков недействующего юридического лица и не препятствует отнесению юридического лица к недействующим, в то же время ведение уставной деятельности лицом, не представляющим отчетность, может препятствовать признанию такого лица фактически прекратившим свою деятельность, с учетом того, что нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, являясь основанием для привлечения юридического лица к налоговой ответственности, не влечет само по себе признания юридического лица не действующим.
Установив наличие предусмотренных Законом признаков, позволяющих формально отнести Общину к недействующим юридическим лицам, суд первой инстанции и апелляционный суд не дали оценку доводам Общины о том, что она ведет свою уставную деятельность, является действующим юридическим лицом, и не исследовали доказательства, представленные Общиной в подтверждение этих доводов.
Так, в соответствии с пунктом 2.1 устава Общины она объединяет граждан в целях удовлетворения их религиозных потребностей путем совместного вероисповедания зороастрийской религии, совместного проведения богослужений, праздников и других религиозных ритуалов.
В подтверждение того обстоятельства, что Община является действующим юридическим лицом и ведет свою уставную деятельность, заявителем представлен в материалы дела протокол общего собрания прихожан Общины от 19.01.2007, из которого следует, что собранием рассматривался отчет старосты Общины о деятельности за 2006 год. Собранием работа Общины за 2006 год признана удовлетворительной.
В протоколе от 19.01.2007 перечислены мероприятия, проведенные Общиной с января по декабрь 2006 года: проведение религиозных обрядов, церемоний, совершение паломничеств к единоверцам, прием паломников-единоверцев и другие. Как указано в протоколе, _в 2006 году Община не вела предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг не занималась; финансовых и имущественных поступлений в Общину от российских и иностранных лиц не было.
Судом названный протокол не исследован и ему не дана оценка, равно как не установлено, проводились ли в действительности Общиной какие-либо мероприятия, связанные с осуществлением уставной деятельности, позволяющие определить, является ли Община действующим юридическим лицом, ведущим уставную деятельность как некоммерческая религиозная организация, что повлекло вывод суда об обоснованном исключении Управлением Общины из реестра как недействующего юридического лица. Поскольку названный вывод сделан по неполно исследованным доказательствам и обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судом не установлены, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать обстоятельства, свидетельствующие о том, ведется ли в действительности деятельность Общиной, в зависимости от чего, с учетом наличия формальных признаков недействующего юридического лица, установить, является ли Община действующим юридическим лицом и подлежала ли она исключению из реестра как недействующее юридическое лицо
Руководствуясь статьями 286, 287. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил.
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу N А56-14264/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
Судьи |
ГГ. Кирейкова |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г. N А56-14264/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника