Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2008 г. N А56-53990/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Кривобокова А.В. (доверенность от 28.12.2007), от Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" Полтавского И.А. (доверенность от 25.12.2007),
рассмотрев 20.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2008 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 (судьи Зайцева Е.К., Жиляева Е.В., Копылова Л.С.) по делу N А56-53990/2007,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство) о взыскании долга по оплате оказанных в период с 01.02.2007 по 31.07.2007 в соответствии с договором от 01.04.1998 N 06-11186/00-Н услуг по водоснабжению и водоотведению в сумме 2 003 173 руб. 57 коп.
До вынесения решения Предприятие в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшило размер исковых требований до 1 058 750 руб. 62 коп.
Решением суда первой инстанции от 08.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.07.2008, уменьшенные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы кассационной жалобы, пояснил, что истец определил объем стоков от использования горячей воды в домах, где отсутствуют приборы учета, из расчета 150 литров на человека в сутки, с чем ответчик не согласен.
Представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что полученный в результате примененного истцом способа расчета объем стоков значительно меньше объема, который был бы получен при применении Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 N 11 (далее - Правила N 11), так как указанными Правилами предусмотрено определение объема стоков от использования горячей воды при отсутствии приборов учета по максимальной расчетной нагрузке.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, сторонами был заключен договор от 01.04.1998 N 06-11186/00-Н на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 4.1 договора учет количества израсходованной питьевой воды производится по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, предусмотренном настоящим договором и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Количество отводимых в систему канализации сточных вод принимается равным количеству питьевой воды, израсходованной из системы водоснабжения Предприятия (пункт 4.3 договора).
Из текста искового заявления следует, что 31.07.2007 Предприятие предъявило Агентству документы на оплату услуг по водоснабжению водоотведению, оказанных в период с 01.02.2007 по 31.07.2007. Названные документы не были в полном объеме оплачены Агентством, что явилось основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил уменьшенные исковые требования, признав их обоснованными по праву и по размеру. Апелляционный суд согласился с указанными выводами.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов и "обоснованность доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью второй статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Возникший между сторонами спор связан с определением объема стоков от использования горячей воды, сброшенных обслуживаемыми Агентством жилыми домами, в которых не установлены приборы учета.
В соответствии с пунктом 4.23 Правил N 11 при отсутствии приборов учета горячей воды и пара объем сточных вод от использования горячей воды определяется по максимальной расчетной нагрузке, определенной в договоре абонента с теплоснабжающей организацией.
Суды установили, что расчет оплаты за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению Предприятие произвело комбинированным способом - часть объема потребленной питьевой воды и принятых стоков определена Предприятием по приборам учета питьевой воды, а часть (в том числе и объем стоков от использования горячей воды) - по нормативу (в связи с отсутствием приборов учета).
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о соответствии произведенного истцом расчета объема стоков от использования горячей воды, сброшенных обслуживаемыми Агентством жилыми домами, в которых не установлены приборы учета, Правилам N 167 и Правилам N 11.
У кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с таким выводом.
Доводам ответчика о необходимости применения к спорным отношениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2007 N 307 судами дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Агентства - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А56-53990/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Яковец |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г. N А56-53990/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника