Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2008 г. N А26-7714/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 14.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ладвинский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2008 (судья Зинькуева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 (судьи Герасимова М.М., Ларина Т.С., Марченко Л.Н.) по делу N А26-7714/2007,
установил:
Государственное учреждение Республики Карелия "Ладвинский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "Ладвинский леспромхоз" (далее - Общество) о взыскании 245 184 руб. 73 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при проведении рубок главного пользования по лесорубочным билетам.
Решением от 07.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2008, иск удовлетворен.
Определением от 02.09.2008 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца на государственное учреждение Республики Карелия "Ладвинское центральное лесничество" (далее - Лесничество).
В кассационной жалобе Общество просит решение от 07.04.2008 и постановление от 15.07.2008 отменить полностью и принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что взыскание неустойки производится судами первой и апелляционной инстанций на основании нормативного акта -Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила), признанного утратившим силу.
Лесхоз и Общество надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Лесхоз выдал Обществу лесорубочные билеты 10, 221, на основании которых Общество приобрело право на осуществление лесопользования с целью заготовку древесины.
Лесхоз извещениями, полученными Обществом 06.05.2006, уведомил о проведении 22.05.2006, освидетельствования мест рубок и просил направить представителя для участия в освидетельствовании.
По результатам проверок Лесхоз выявил ряд нарушений лесопользователем порядка заготовки древесины, установленного Правилами, составил акты и, руководствуясь пунктом 72 Правил, начислил Обществу неустойку в размере 245 184 руб. 73 коп.
Поскольку требования Лесхоза о добровольной уплате неустойки Общество не удовлетворило, неустойку не уплатило, Лесхоз обратился с арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности вмененных ответчику нарушений лесохозяйственных требований и обоснованности требований истца как по праву, так и по размеру.
Кассационная инстанция считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на полном исследовании обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 04.12.2006 N 201-ФЗ" следует читать "от 04.12.2006. г. N 200-ФЗ"
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета; выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд, лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Правоотношения при осуществлении лесопользования по выданным Обществу лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона 04.12.2006 N 201-ФЗ).
В силу статьи 42 того же Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ статья 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) действует до 1 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12 2006 N 201-ФЗ), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами, которые утратили силу только 31.03.2008.
В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил.
Как усматривается из материалов дела, Лесхоз провел освидетельствование мест рубок в соответствии с установленной Правилами процедурой, в присутствии представителей лесопользователя. Факт совершения перечисленных в актах освидетельствования нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки Общество не оспаривает.
Суды первой и апелляционной инстанций проверили расчет размера предъявленной к взысканию неустойки и установили, что он соответствует положениям пункта 72 Правилам.
Кассационная инстанция согласна с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 по делу N А26-7714/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ладвинский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2008 г. N А26-7714/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника