Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 октября 2008 г. N А56-35691/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Кочеровой Л.И., Пастуховой М.В.,
при участии от 31-го Отряда пожарной охраны Бокситогорского района Ленинградской области МЧС России Таракановой Ю.А. (доверенность от 24.10.2007),
рассмотрев 09.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2008 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 (судьи Горбачева О.Б., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-35691/2007,
установил:
31-й Отряд пожарной охраны Бокситогорского района Ленинградской области МЧС России (далее - 31-й отряд пожарной охраны) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 12.01.2007 N 12-05Б/67 в части доначисления 100 172 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 20.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы считает, что услуги, оказанные 31-м отрядом пожарной охраны своим контрагентам, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства оказание этих услуг не относится к исключительным полномочиям подразделений Государственной противопожарной службы в области пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель 31-го отряда пожарной охраны отклонил доводы жалобы со ссылкой на их несостоятельность.
Представители Инспекции, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения 31-м отрядом пожарной охраны законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 30.09.2006.
В ходе проверки налоговый орган в числе прочих нарушений выявил занижение налогоплательщиком на 100 172 руб. НДС, подлежащего исчислению и уплате с выручки от оказания платных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям. По мнению Инспекции, оказанные 31-м отрядом пожарной охраны платные услуги (прием и обработка сигналов на ПСЧ, поступающих от систем АППЗ; выдача заключений о противопожарном состоянии; выставление поста для проведения праздников; обеспечение пожарным автомобилем спортлагеря "Олимп"; проверка качества монтажа систем автоматической противопожарной защиты) не относятся к исключительным полномочиям подразделений Государственной противопожарной службы, в связи с чем подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 12.01.2007 N 12-05Б/67, которым в числе прочих налогов доначислила налогоплательщику 100 172 руб. НДС, начислила 25 987 руб. пеней и привлекла его к ответственности в виде взыскания 23 034 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Заявитель обжаловал решение Инспекции в части доначисления НДС в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, указав на отсутствие у 31-го отряда пожарной охраны объекта обложения НДС, поскольку оказанные им услуги относятся к исключительным полномочиям подразделений Государственной противопожарной службы в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Кассационная коллегия считает вывод судов правильным с учетом следующего.
Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон "О пожарной безопасности") основными задачами пожарной охраны являются организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе; производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; проведение научно-технического консультирования и экспертизы; испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность; обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции; огнезащитные и трубо-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств; строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (статья 24 Закона "О пожарной безопасности").
На основании материалов дела суды установили, что согласно Положению о 31-м отряде пожарной охраны, утвержденному приказом Управления Государственной пожарной службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.1995 N 145, 31-й отряд пожарной охраны входит в состав Государственной противопожарной службы и является единственным отрядом пожарной охраны на территории Бокситогорского района Ленинградской области.
На основании договоров, заключенных с организациями и предпринимателями, 31-й отряд пожарной охраны оказывал платные услуги в области пожарной безопасности. При этом в выставленных покупателям счетах-фактурах заявитель не увеличивал стоимость оказанных услуг на суммы НДС и, следовательно, не получал этот налог от покупателей.
Учитывая особенности правового положения Государственной противопожарной службы, суды сделали правильный вывод о том, что 31-й отряд пожарной охраны оказывал организациям и предпринимателям услуги в рамках выполнения возложенных на него законодательством Российской Федерации исключительных полномочий в сфере пожарной безопасности, выручка от реализации которых в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС.
Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления 31-му отряду пожарной охраны 100 172 руб. НДС за 2004 -2006 годы.
Доводы налогового органа об отсутствии у 31-го отряда пожарной охраны документа, подтверждающего его аккредитацию в качестве органа, осуществляющего сертификацию продукции и услуг в области пожарной безопасности, правомерно отклонены судами, поскольку в проверяемый период заявитель не занимался сертификацией продукции (услуг) и не выдавал сертификаты пожарной безопасности и лицензии.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены судами первой и апелляционной инстанций в результате полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и по сути направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 по делу N А56-35691/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2008 г. N А56-35691/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника