Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 октября 2008 г. N А56-53730/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Афанасьева СВ. и Кужаровой Н.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Зотова В.И. (доверенность от 21.12.2007 N 11/4-103),
рассмотрев 15.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2008 (судья Несмиян СИ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 (судьи Медведева И.Г., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А56-53730/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Железная дорога) о взыскании 92 600 руб. штрафа за задержку ответчиком приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования в период с 05.12.2006 по 17.12.2006.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2008 иск удовлетворен в сумме 62 020 руб. штрафа; в остальной части исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.07.2008 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Железная дорога, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит отменить судебные акты в части взыскания 1 380 руб. (200 руб., 60 руб., 960 руб., 160 руб.) штрафа и принять новый судебный акт.
Ответчик считает, что суды не учли то обстоятельство, что истец не представил доказательств письменного согласования с перевозчиком возврат вагонов в меньшем количестве, чем установлено для одиночных вагонов (группами менее пяти вагонов).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты, считая их обоснованными и законными. Кроме того, в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании представитель Железной дороги поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе только в части несогласия с судебными актами об удовлетворении иска о взыскании 200 руб. штрафа.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (владелец) и Железная дорога (перевозчик) 01.12.2002 заключили договор N 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 3 станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктом 9 названного договора с указанного железнодорожного подъездного пути вагоны возвращаются по мере готовности к уборке в количестве, согласованном сторонами, но не более 58 вагонов (232 оси) или по весу не более 5200 тонн брутто. Возвращаемые с этого подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути 3, 5-11 станции Костомукша-товарная по уведомлению не позднее, чем за два часа до выставления вагонов. При этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны - группами не менее пяти единиц (по согласованию со станцией их передача может производиться возвратом в меньшем количестве) с постановкой порожних вагонов отдельной группой.
Пунктами 10 и 12 настоящего договора предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику станции Костомукша-товарная по телефону с одновременной записью в "Книге уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь" формы ГУ-2а. Задержка Железной дорогой приема вагонов, предъявленных к сдаче с подъездного пути Общества, по вине станции -оформляется актом общей формы, на основании которого время "задержки из оплачиваемого времени исключается. Ответственность перевозчика за задержку по его вине приема вагонов с подъездного пути владельца - наступает через два часа после получения уведомления о готовности вагонов к сдаче.
В период с 05.12.2006 по 17.12.2006 станцией Костомукша-товарная задержан прием вагонов с грузами с железнодорожных путей необщего пользования (принадлежащих Обществу) сверх нормативного времени, предусмотренного пунктом 12 договора. Данное обстоятельство послужило основанием для предъявления Обществом претензии Железной дороге от 22.01.2007 N 34 об уплате штрафа в размере 167 140 руб. за задержку вагонов по вине перевозчика.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в сумме 62 020 руб., ссылаясь на их обоснованность по праву и размеру. Апелляционная инстанция согласилась с данными выводами.
В соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно подпунктам 3.6 и 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в случаях, когда размер одновременной подачи партии вагонов к месту погрузки, выгрузки превышает вместимость мест погрузки и выгрузки и она может быть погружена или выгружена без перестановки локомотивом перевозчика, передается уведомление о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов к месту погрузки и выгрузки. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов.
Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Как следует из указанного договора, возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути станции Костомукша-товарная Железной дороги по уведомлению не позднее чем за два часа до выставления вагонов. При этом одиночные вагоны возвращаются группами - не менее пяти вагонов (по согласованию со станцией их передача может производиться в меньшем количестве) с постановкой порожних вагонов отдельной группой.
Из буквального значения содержащихся в названном договоре слов и выражений следует, что обязанность убирать одиночные вагоны в группе менее пяти единиц в течение двух часов после получения уведомления о готовности данных вагонов к сдаче у Железной дороги наступает только в случае получения на это согласия станции Костомукша-товарная. Однако при этом договором не установлен порядок получения такого согласия.
Принимая во внимание, что поскольку предусмотренное пунктом 9 договора согласование является по сути изменением условий этого договора, то оно в силу пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должно совершаться в той же форме, что и договор: то есть в письменной форме и, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 и пунктом 1 статьи 432 ГК РФ, содержать выражение согласованной воли двух сторон.
Пунктами 2 и 3 статьи 434 ГК РФ предусмотрено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
В подтверждение получения согласия станции Костомукша-товарная убрать в течение двух часов одиночные порожние вагоны, выставленные в группах менее пяти единиц, истец представил памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и уведомления.
Однако подписи приемосдатчиков Железной дороги в уведомлениях свидетельствуют лишь о принятии ими этих уведомлений, а в памятках приемосдатчика на подачу и уборку вагонов - об уборке ответчиком выставленных Обществом вагонов в указанное в этих памятках время.
Следовательно, названные документы не являются надлежащими доказательствами согласований между сторонами сроков уборки вагонов.
Иные доказательства того, что между истцом и ответчиком были достигнуты соглашения о принятии и уборке в предусмотренный договором срок одиночных порожних вагонов (выставленных в группе менее пяти) станцией Костомукша-товарная - суду не представлены.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовала обязанность принимать и убирать в течение двух часов порожний вагон, переданный истцом по памятке приемосдатчика на сдачу и приемку вагона (вагонов) N 6291, а у Общества не было права начислять Железной дороге штраф за несвоевременную уборку этого вагона в сумме 200 руб.
Указанный вагон предъявлен владельцем перевозчику в составе неполных маршрутных отправок.
Остальные вагоны предъявлены Железной дороге по разным памяткам приемосдатчика, но в составе полных маршрутных отправок.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения иска в сумме 200 руб.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворена частично, уплаченная по ней государственная пошлина относится на Железную дорогу.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу N А56-53730/2007 отменить в части взыскания с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" 200 руб. штрафа. В иске в этой части отказать.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю.Нефедова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
|
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. N А56-53730/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника