Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 06 ноября 2008 г. N А26-5591/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" Краснопольского С.О. (доверенность от 01.01.2008),
рассмотрев 05.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вяртсильский метизный завод" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.07.2008 по делу N А26-5591/2007 (судья Гайворонская В.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "Вяртсильский метизный завод" (далее - Завод) о взыскании 29 266 руб. 08 коп. задолженности за электрическую энергию за сентябрь-ноябрь 2006 года на основании договора от 11.11.2002 N 1444.
Решением суда от 25.04.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В "кассационной жалобе Завод просит отменить решение и принять новое об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что при расчетах за потребленную электрическую энергию подлежит применению порядок расчетов, установленный пунктом 4.2 договора. Завод считает неправильным вывод суда первой инстанции о том, что" в данном случае применяются Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Постановление N 530), так как соответствующий раздел Правил в спорный период не вступил в силу.
Завод о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в заявлении просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителей.
В судебном заседании представитель Компании, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить судебный акт без изменения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная коллегия считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, акционерное общество открытого типа "Карелэнерго" (энергоснабжающая организация), правопреемником которого с 01.01.2005 является Компания, и Завод (абонент) заключили договор энергоснабжения от 11.11.2002 N 1444 с дополнительным соглашением к нему. В соответствии с условиями договора энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства осуществлять продажу электрической энергии, а Завод - оплачивать приобретенную электрическую энергию.
Согласно пункту 5.1 договора расчеты за электроэнергию производятся по действующим в регионе тарифам.
Компания выставила Заводу для оплаты счета-фактуры за период с сентября по ноябрь 2006 года на общую сумму 3 717 234 руб. 51 коп., из которых 74 989 руб. 87 коп. исчислены по нерегулируемым ценам.
Завод погасил задолженность в сумме 3 688 008 руб. 43 коп., полагая, что в данном случае при расчете стоимости всего полученного объема электрической энергии подлежат применению регулируемые цены - тариф, установленный постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 14.12.2005 N 163.
Компания обратилась в суд с иском к Заводу о взыскании разницы между суммой, выставленной для оплаты и оплаченной Заводом (29 226 руб.08 коп.).
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Кассационная коллегия считает выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Такой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1), а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2). Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Законом N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации утвердило Правила.
В пункте 106 Правил определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 названных Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Объем энергии, продаваемой по таким ценам, определяется в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (пункт 50).
Пунктами 109 - 111 Правил установлен механизм расчета нерегулируемых цен. Из содержания названных пунктов видно, что в переходный период реформирования электроэнергетики законодателем ограничена возможность свободного определения гарантирующим поставщиком условия договора о нерегулируемой цене на электрическую энергию путем установления порядка определения этой цены. В этом смысле цена, определяемая по правилам пунктов 109-111 Правил, не является свободной.
Положения Правил относительно расчетов за электрическую энергию как по регулируемым, так и по свободным ценам в силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 36-ФЗ) действуют в отношении всех потребителей.
Таким образом, законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами некоторых условий договора путем установления обязательных норм, в том числе в отношении цены договора энергоснабжения. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Поскольку заключенный между сторонами договор является публичным, а применение "нерегулируемых" цен предусмотрено Законом N 36-ФЗ и Правилами, которыми регламентирован порядок определения этой цены, оплата ответчиком стоимости приходящихся на него объемов электроэнергии, указанных в абзаце втором пункта 4 Правил, должна производиться по ценам, определенным с учетом пункта 109 Правил.
В связи с этим применение нерегулируемых тарифов возможно не только по соглашению сторон. Поэтому начисление Компанией стоимости электрической энергии по нерегулируемым ценам соответствует приведенным положениям действующего законодательства в сфере энергоснабжения, положениям статьи 426 ГК РФ и условиям заключенного договора.
Судом проверен расчет стоимости электроэнергии, потребленной Заводом по нерегулируемым ценам, а также соблюдение истцом порядка установления этой цены. Ссылка Предприятия на то, что нормы Правил о применении свободных цен действуют только с 01.01.2008, является ошибочной. Согласно пункту 10 Постановления N 530 раздел VII Правил вступил в силу с 01.09.2006.
Поскольку при разрешении спора нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.07.2008 по делу N А26-5591/2007
ортавить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вяртсильский метизный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 ноября 2008 г. N А26-5591/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника