Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2008 г. N А52-680/2008
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N 16845/08 настоящее постановление отменено в части признания незаконными действий Псковской таможни по невозврату излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Бухарцева С.Н., Мунтян Л.Б.,
при участии от Псковской таможни Бадюли О.М. (доверенность от 08.04.2008), рассмотрев 28.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.05.2008 (судья Манясева Г.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А52-680/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "ПЕТРОМАКС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области-с заявлением о признании незаконным бездействия Псковской таможни (далее - таможня) по невозврату 100 283 руб. 19 коп. излишне уплаченной таможенной пошлины по грузовой таможенной декларации N 10209093/240707/0003423 и обязании таможни возвратить указанную сумму путем зачета в счет будущих таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 21.05.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит судебные акты отменить и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, оснований считать уплаченные обществом таможенные платежи излишними не имеется, поскольку при обратном ввозе в Российскую Федерацию из Республики Беларусь ранее вывезенных российских товаров обществом заявлен таможенный режим выпуск для внутреннего потребления, предусматривающий уплату таможенных платежей.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество в соответствии с контрактом от 15.12.2006 N 0265162, заключенным с Республиканским унитарным предприятием "Белорусский металлургический завод" (Республика Беларусь) вывезло железнодорожным транспортом в семи вагонах с территории Российской Федерации в адрес покупателя товар - лом и отходы черных металлов.
В связи с выявленным несоответствием товара ГОСТ 2787-75 покупатель отказался принять товар, который в свободное обращение на территории Республики Беларусь не выпускался и в отношении которого таможенные пошлины и налоги не уплачивались. Товар возвращен обществу в тех же вагонах без выгрузки.
Обратный ввоз товара из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации был оформлен обществом по грузовой таможенной декларации N 10209093/240707/0003423 в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" с уплатой 100 283 руб. 19 коп. таможенных платежей (5500 руб. таможенных сборов и 94 783 руб. 19 коп. ввозной таможенной пошлины).
Общество обратилось в таможню с заявлением от 10.12.2007 о зачете указанных таможенных платежей, как излишне уплаченных, в счет будущих платежей, а в связи с отказом таможенного органа их возвратить - в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что в силу положений Соглашения "О таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" от 06.01.1995 и протокола к нему от 12.05.1995, Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", Соглашения "О создании зоны свободной торговли" от 15.04.1994 спорный товар нельзя рассматривать как товар, ввезенный в Республику Беларусь и .вновь заявленный к ввозу в Российскую Федерацию, поскольку в Республике Беларусь он в свободное отношение не выпускался.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно Соглашению "О таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" от 06.01.1995, Указу Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и постановлению Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2000 N 619) отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации и ввозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию.
Пунктом 4 статьи 3 Соглашения "О создании зоны свободной торговли" от 15.04.1994 предусмотрено, что страна происхождения товара определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.
В силу пункта 9 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.
Таким образом, при определении статуса российских товаров для таможенных целей понятие термина "российские товары" связано исключительно со страной происхождения товаров и обусловлено нахождением указанных товаров на таможенной территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.1996 N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров" (далее - Указание) при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на таможенную территорию Российской Федерации следует устанавливать статус товаров для таможенных целей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
В подпунктах "а" - "в" пункта 1 Указания перечислены товары, происходящие с территории Республики Беларусь; иного государства, включая Российскую Федерацию, в отношении которых причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов уплачены на территории Республики Беларусь в федеральный бюджет Российской Федерации либо в бюджет Республики Беларусь.
В подпункте "г" пункта 1 Указания перечислены иные товары, в том числе помещенные под таможенные режимы, отличные от выпуска для свободного обращения на территории Республики Беларусь, товары, в отношении которых таможенные пошлины и налоги не уплачены или уплачены не в полном объеме, конфискованные или обращенные в собственность Республики Беларусь иным способом.
При этом, не осуществляется таможенное оформление и не производится таможенный контроль только в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Беларусь, либо выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь (пункт 2 Указания).
В соответствии с пунктом 5 Указания в отношении товаров, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 1, не осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль при условии подтверждения статуса товаров в соответствии с пунктом 4 настоящего акта.
Во всех остальных случаях, в том числе указанных в подпункте "г" пункта 1, применяются правила производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, определенные таможенным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при ввозе товаров с территории Республики Беларусь таможенный контроль и таможенное оформление в общеустановленном порядке, включая взимание пошлин, другие ограничительные меры регулирования во взаимной торговле, не применяются только в отношении товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, либо выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь и ввозимых на территорию Российской Федерации. При ввозе в Российскую Федерацию российских товаров, ранее вывезенных в режиме экспорта, применяется общий порядок таможенного оформления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.
Под ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 11 ТК РФ, понимается фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные названным Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
Вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации признается подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подпункт 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Учитывая, что спорные товары были фактически вывезены обществом с территории Российской Федерации, в свободное обращение на территории Республики Беларусь не выпускались, вывод судов о том, что товары должны были быть выпущены таможней без уплаты таможенных платежей ошибочен. Товары помещены обществом под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления", что в силу пункта 1 статьи 164 ТК РФ влечет уплату таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.
Следовательно, таможенным органом правомерно, в соответствии с приведенными положениями законодательства, отклонено заявление общества о возврате уплаченных таможенных платежей, поскольку оснований считать их излишне уплаченными при выбранном обществом таможенном режиме не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены нормы материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А52-680/2008 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "ПЕТРОМАКС" в пользу Псковской таможни 1000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с уплатой государственной пошлины.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2008 г. N А52-680/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N 16845/08 настоящее постановление отменено в части признания незаконными действий Псковской таможни по невозврату излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин