Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 ноября 2008 г. N А52-875/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2009 г. N А52-875/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от ООО "КромЛеспромхоз" директора Криволапова А.Н., рассмотрев 06.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КромЛеспромхоз" на определение Арбитражного суда Псковской области от 25.07.2008 по делу N А52-875/2008 (судья Степанов Е.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КромЛеспромхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к государственному учреждению "Управление природными ресурсами Псковской области (далее - Учреждение) о признании недействительным предписания от 15.11.2007 N 1 по устранению выявленных нарушений лесного законодательства.
Общество 17.06.2008 отказалось от заявления к Учреждению и заявило ходатайство о привлечении в качестве ответчика старшего лесного инспектора Осипова Аркадия Викторовича.
В дальнейшем, 20.06.2008, Общество заявило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика на Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию (далее - Комитет).
Определением от 20.06.2008 произведена замена ненадлежащего ответчика - Учреждения на Комитет.
Определением от 25.07.2008 производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Общество просит определение от 25.07.2008 отменить и направить дело в Арбитражный суд Псковской области на рассмотрение по существу.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание вынесено от имени Комитета, который является надлежащим ответчиком по настоящему делу как орган, осуществляющий государственный контроль и надзор через уполномоченных лиц.
Общество считает необоснованным вывод суда о том, что отсутствует экономический характер спора, в следствие чего данный спор является неподведомственным арбитражному суду, поскольку оспариваемое предписание затрагивает права Общества на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, так как связано с заключенным договором безвозмездного пользования участок лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Комитет надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, 23.12.2004 федеральное государственное учреждение "Псковский лесхоз" и Общество заключили договор от 23.12.2004 N 1/ба безвозмездного пользования участком лесного фонда общей площадью 16,5 га, расположенного в квартале N 67 в границах выделов N 9, 10 и 11 Природного лесничества Псковского лесхоза для курортно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Псковской области 10.01.2007.
В соответствии с приказом Комитета от 22.03.2007 N 161 лесные участки в составе земель лесного фонда на территории Псковской области, находящиеся в ведении государственных учреждений - лесхозов, переданы Государственному учреждению "Управление природными ресурсами Псковской области" для осуществления управленческих функций.
В соответствии с названным приказом, статьями 83, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении* Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", приказом Комитета от 11.04.2007 N 234 "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Псковской области", государственным учреждением "Псковприродоресурсы" 15.11.2007 проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации.
По ее результатам заместитель старшего государственного лесного инспектора филиала "Псковлес" главный лесничий Осипов А.В. 15.11.2007 вынес предписание N 1 по устранению выявленных нарушений лесного законодательства.
Считая, что данное предписание является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неподведомственности данного спора арбитражному суду, поскольку обжалуемый акт не относится к ненормативным правовым актам государственных органов, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, в связи с чем прекратил производство по делу.
Статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено право государственных лесных инспекторов при исполнении своих должностных обязанностей предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений лесного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция считает содержащийся в обжалуемом определение от вывод о том, что данный спор неподведомствен арбитражному суду, ошибочным.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации, граждане и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права.
При таких обстоятельствах дело подлежало рассмотрению в арбитражном суде с учетом статьи 200 АПК РФ, в которой определен порядок проведения судебного разбирательства по делам о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.
При новом рассмотрении дела необходимо проверить законность оспариваемого предписания, установить, имелись ли законные основания для вынесения данного предписания.
На основании изложенного определение от 25.07.2008, принятое с нарушением норм процессуального права, подлежит отмене, а дело - направлению в тот же суд для рассмотрения заявления Общества по существу.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Псковской области от 25.07.2008 по делу N А52-875/2008 отменить.
Дело передать в тот же суд на рассмотрение по существу.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 ноября 2008 г. N А52-875/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника