Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 05 ноября 2008 г. N А21-1474/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 сентября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Михайловской Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Риоверде" Краснова А.Н. (доверенность от 17.07.2006), Осинина М.М. (доверенность от 25.08.2006), от Калининградской областной таможни Волкова Д.А. (доверенность от 04.04.2008),
рассмотрев 05.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу N А21-1474/2007 (судьи Семенова А.Б., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Риоверде" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской таможни (после реорганизации - Калининградская областная таможня; далее - таможня) от 27.02.2007 N 10205000/270207/0000016 об уплате таможенных платежей. Определением суда от 25.04.2007 к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - МЭРТ РФ).
Определением от 28.06.2007 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-22016/07-94-171. Определением от 17.12.2007 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 13.02.2008 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 решение суда отменено, оспариваемое требование таможни признано недействительным.
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам. По мнению подателя жалобы, мероприятия таможенного контроля в отношении общества не проводились, в связи с этим направление требования не может быть ограничено сроком, установленным пунктом 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" по грузовым таможенным декларациям N 10205100/261205/0046780, 10205100/261205/0046797, 10205100/261205/0047026 товары (свинина мороженая, различные части).
Товары выпущены таможней 26.12.2005 и 27.12.2005 после уплаты обществом таможенных платежей по пониженным ставкам на основании тарифной преференции в соответствии с разовыми лицензиями от 22.12.2005, выданными МЭРТ РФ.
В связи с признанием приказом МЭРТ РФ от 29.01.2007 N 21 выданных обществу лицензий недействительными, у общества образовалось превышение выделенной ему квоты на ввоз свинины по пониженным ставкам.
Названные обстоятельства послужили основанием для направления таможней обществу требования от 27.02.2007 N 10205000/270207/0000016 об уплате 43 331740 руб. 10 коп. таможенных платежей и 7 125 904 руб. 67 коп. пени, рассчитанных за период с 27.12.2005 по 27.02.2007.
Не согласившись с требованием таможенного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, приняв во внимание результаты судебного разбирательства по делу N А40-22016/07-94-171, отказал обществу в удовлетворении заявления. Решение суда основано на том, что осуществив ввоз товаров, общество обязано уплатить таможенные платежи в установленном ' размере, ~ поскольку лицензии, явившиеся основанием для тарифных преференций, признаны недействительными.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении таможней срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров, которая, согласно пункту 2 статьи 361 ТК РФ, может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, находит, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон) ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона, при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации; освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин.
Ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 36 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году" утверждены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин для свинины. Льготный импорт связан с выдачей импортерам лицензий МЭРТ РФ.
Согласно названному постановлению Правительства Российской Федерации пониженные ставки ввозной таможенной пошлины применяются при соблюдении условий, относящихся как к порядку ввоза товаров (наличие лицензии), так и к его объему (в пределах тарифной квоты).
К товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации на уровнях, достаточных для обеспечения эффективности тарифной квоты и достижения целей стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли (пункт 2 статьи 36 Закона).
Таким образом, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации свинины с превышением тарифной квоты ставки ввозных таможенных пошлин, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 879, применению не подлежат.
В ходе проведенной МЭРТ РФ проверки установлено, что часть лицензий выдана с превышением предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации объемов тарифных квот, в связи с чем приказом МЭРТ РФ от 29.01.2007 N-21 эти лицензии (полностью, либо в соответствующей части) признаны недействительными со дня их выдачи.
Приведенные обстоятельства, а также статус спорного товара как фактически ввезенного с превышением причитающейся заявителю доли тарифной квоты, установлены судами и подтверждаются материалами дела.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2007 по делу N А40-22016/07-94-171 обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным названного приказа МЭРТ РФ в части, касающейся общества.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 352 названного Кодекса.
Согласно статье 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
При этом, в силу пункта 5 статьи 348 ТК РФ, принудительное взыскание таможенных платежей не производится если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с названным Кодексом.
В данном случае обязанность общества уплатить таможенные платежи в соответствии с выбранным таможенным режимом возникла с момента пересечения таможенной границы (подпункт 1 пункта 1 статьи 319 ТК РФ), а срок уплаты таможенных платежей - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 1 статьи 329 ТК РФ).
Учитывая, что основанием для направления обществу требования явилась неуплата декларантом таможенных платежей в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации (параграф 1 главы 18, главы 27, 29 ТК РФ), вывод суда апелляционной инстанции о пропуске таможенным органом срока направления оспариваемого требования является ошибочным, а постановление этого суда подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Поскольку суммы таможенных платежей, а также срок исполнения требования заявителем не оспариваются, решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу N А21-1474/2007 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 по настоящему делу оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Риоверде" в пользу Калининградской областной таможни 1000 руб. судебных расходов.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 ноября 2008 г. N А21-1474/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника