Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 ноября 2008 г. N А05-2005/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 05.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской федерации в городе Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.04.2008 (судья Козьмина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 (судьи Пестерева О.Ю., Бочкарева И.Н., Виноградова Т.В.) по делу N А 05-2005/2008,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской федерации в городе Архангельске (далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Горчаковой Анжелики Викторовны 10 000 руб. штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением суда от 11.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.06.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами статей 6.1 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить принятые судебные акты, в удовлетворении заявления отказать.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их соответствующими действующему законодательству.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Горчакова А.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 24.04.1997 (листы дела 4-6).
Фонд провел проверку соблюдения предпринимателем законодательства об обязательном пенсионном страховании. В результате проверки Фонд установил, что предприниматель Горчакова А.В. 01.06.2007 заключила трудовой договор с наемным работником Жиляевой И.Н., а с заявлением о регистрации в качестве страхователя обратилась в Фонд 03.10.2007. По результатам проверки составлен акт от 03.10.2007 N 29, в котором отражено, что предприниматель Горчакова А.В. нарушила срок регистрации в качестве страхователя - лица, производящего выплаты физическим лицам в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренный абзацем 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) на 95 дней.
Решением от 24.10.2007 N 29 Фонд привлек предпринимателя к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение срока регистрации более, чем на 90 дней.
Фонд направил в адрес предпринимателя требование от 21.11.2007 N 29, в котором предложил добровольно уплатить штраф в срок до 13.12.2007.
Предприниматель Горчакова А.В., не согласившись с решением Фонда, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Фонда, суды указали на отсутствие в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения и нарушение Фондом процедуры привлечения к административной ответственности.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, осуществляется в территориальных органах страховщика по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 Закона N 167-ФЗ срока регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
В статье 11 Закона N 167-ФЗ не указано с учетом календарных или рабочих дней следует исчислять установленный в данной статье срок.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Поскольку Закон N 167-ФЗ не содержит норм, определяющий порядок исчисления сроков, то применяются положения статьи 6.1 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ (в редакции действующей в спорный период) сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Пунктом 2 статьи 6.1 НК РФ определено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Правомерно применив к спорным правоотношениям статью 6.1 НК РФ и руководствуясь статьей 111 Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что предприниматель Горчакова А.В. обратилась с заявлением в Фонд о регистрации в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам с пропуском установленного срока регистрации менее 90 дней. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил, из того, что последним днем подачи предпринимателем заявления в Фонд является 16.07.2007, а предприниматель обратилась с заявлением в Фонд 03.10.2007.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что действия предпринимателя образуют состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена абзацами 1 и 2 пункта 2 статьи 27 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа 5 000 руб. Оснований для взыскания с предпринимателя штрафа в размере 10 000 руб. не имеется. Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в соответствии с главами 20 и 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду не предоставлено полномочий по переквалификации правонарушения, за совершение которого Фонд привлек предпринимателя к ответственности.
В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Поскольку в данном случае Фонд выявил правонарушение не в ходе камеральной проверки, а в результате проведения иных мероприятий контроля, то дело о привлечении предпринимателя к ответственности должно рассматриваться в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Суды установили, что акт от 03.10.2007 N 29 рассмотрен и решение от 24.10.2007 N 29 принято Фондом без участия предпринимателя Горчаковой А.В. На момент рассмотрения материалов проверки у Фонда отсутствовали сведения о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте их рассмотрения.
Суды правомерно указали, что в нарушение положений главы 15 НК РФ, применяемой к спорный правоотношениям Фонд при привлечении страхователя к ответственности не выяснял наличие или отсутствие обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность предпринимателя.
Таким образом, Фонд при привлечении страхователя к ответственности допустил нарушение существенных условий процедуры привлечения к ответственности, что является также основанием для отмены оспариваемого решения Фонда.
Поскольку порядок рассмотрения дела о привлечении к ответственности, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ аналогичен порядку, предусмотренному статьей 101 НК РФ, то ошибочное применение судом первой инстанции при рассмотрении дела положений статьи 101 НК РФ не привело к принятию неправильного судебного акта.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.04.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 по делу N А05-2005/2008, оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской федерации в городе Архангельске - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 ноября 2008 г. N А05-2005/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника