Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В., и судей Лобовой Л.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Степанова С.А. на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-4849/2021), которым постановлено:
Исковые требования Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы к Степанову С.А. о взыскании незаконно полученной региональной социальной доплаты к пенсии, осуществляемой за счет бюджета города Москвы, - удовлетворить.
Взыскать со Степанова С.А. в пользу Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы (отдел социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный) незаконно полученную региональную социальную доплату к пенсии за период с 01.04.2017 по 31.08.2020 в размере 328 278 руб. 63 коп.
Взыскать со Степанова С.А. в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 6482 руб. 79 коп.
УСТАНОВИЛА:
Истец Управление социальной защиты населения Восточного административного округа г. Москвы обратилось в суд с иском к ответчику Степанову С.А. о взыскании незаконно полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 328 278 руб. 63 коп. за период с 01.04.2017 по 31.08.2020.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Степанов С.А. являлся получателем региональной социальной доплаты (РСД) как неработающий пенсионер в период с 01.07.2015 по 30.11.2015 на основании заявления от 17.04.2015 и справки МСЭ N 0393102 от 05.12.2014; с 01.12.2015 по 30.11.2016 - по справке МСЭ N 394685 от 27.11.2015; с 21.03.2017 пенсионное обеспечение Степанова С.А. переведено на страховую пенсию по старости и с 01.04.2017 выплата региональной социальной доплаты к пенсии назначена бессрочно на основании заявления от 24.03.2017. В соответствии с трудовой книжкой, сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица, полученными в ходе проверки в порядке п. 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП, ответчик числился неработающим пенсионером.
Однако 25.08.2020 из ГУ-ОПФР поступили сведения о перерасчете пенсии Степанова С.А. с учетом страховых взносов, уплачиваемых работодателем (страхователем) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования с 01.08.2020, в связи с чем, выплата РСД ответчику Степанову С.А. была прекращена с 01.09.2020. Также УСЗН ВАО г. Москвы по результатам проведенной проверки стало известно, что по сведениями Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Степанов С.А. с 22.11.2016 является генеральным директором ООО "Галион-клуб", с 11.11.2016 является единственным учредителем ООО "Галион-болл" и ООО "Галион-боулинг", а также зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 29.04.2019.
Таким образом, за период с 01.04.2017 по 31.08.2020 образовалась переплата региональной социальной доплаты (РСД) в сумме 328 278 руб. 63 коп, в добровольном порядке ответчик задолженность не погасил, в связи с чем истец обратился с данным иском.
Представитель истца УСЗН ВАО г. Москвы и ответчик Степанов С.А. в судебное заседание при рассмотрении дела судом первой инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Концевой Г.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, заявил о пропуске срока исковой давности.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Степанов С.А.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 года решение Измайловского районного суда города Москвы от 01 сентября 2021 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.
Ответчик, извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ на ведение дела через представителя.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия, выслушав представителя истца по доверенности Берковскую В.К, представителя ответчика по доверенности Концевого Г.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу об изменении постановленного решения в части взысканной суммы незаконно полученной региональной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с положениями ст.390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума).
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит к неработающим пенсионерам пенсионеров, не осуществляющих работу и (или) деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.7 названного закона, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
В силу п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.
При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из материалов дела, Степанов С.А, хххх года рождения, зарегистрированный по адресу: ххххх, является получателем пенсии по старости по основаниям Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
17.04.2015 Степанов С.А, обратился в Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Восточный г. Москвы с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии по инвалидности как неработающему пенсионеру. Степанову С.А. разъяснено, что в течение 10 дней он обязан сообщить органу социальной защиты населения о поступлении на оплачиваемую работу, изменении места работы и должности, любом перерасчете пенсии, изменении места жительства, а также возместить излишне полученные суммы выплат в случае невыполнения этого обязательства.
Данная выплата была назначена Степанову С.А. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" на период с 01.07.2015 по 30.11.2015, на срок действия справки об инвалидности серии МСЭ-2013 N 0393102 от 05.12.2014.
В соответствии с повторным заявлением Степанова С.А. от 04.12.2015 о продлении выплаты региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам, в соответствии со справкой серии МСЭ-2013 N 0394685 от 27.11.2015 о продлении инвалидности 3 группы на срок с 01.12.2016 по 18.11.2016, выплата РСД назначена на период с 01.12.2015 по 30.11.2016.
В связи с назначением Степанову С.А. страховой пенсии по старости с 21.03.2017 года, на основании его заявления от 24.03.2017 года региональная социальная доплата назначена с 01.04.2017 бессрочно в размере 5 379 руб. 39 коп.
При обращении в ОСЗН района Гольяново и Восточный с заявлениями о назначении региональной социальной доплаты, как неработающему пенсионеру в соответствии с п. 40 Порядка, согласно которому пенсионер обязуется в течение 10 дней сообщить в ОСЗН об обстоятельствах, влияющих на прекращение ежемесячных компенсационных выплат, Степанов С.А. подписал обязательства о сообщении в отдел социальной защиты населения информации об изменениях, препятствующих реализации права на получение РСД неработающему пенсионеру, влекущих прекращение выплаты указанной доплаты, а также последующий ее возврат, что подтверждается материалами дела.
Согласно материалам дела в период назначения и выплаты РСД с 01.04.2017 по 31.08.2020 Степанов С.А. осуществлял трудовую деятельность в ООО "Галион-клуб" в должности генерального директора (с 22.11.2016 по настоящее время), в ООО "Галион-болл" в должности генерального директора (по 02.06.2021), в ООО "Галион-боулинг" в должности генерального директора (по 11.02.2021), а также зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 29.04.2019 по настоящее время, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ и ЕГРП.
Справкой МИЦ ПФР от 05.10.2020 о выплатах Степанову С.А. подтверждается, что в соответствии со ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ с 01.08.2020 была проиндексирована пенсия по старости в сторону увеличения и подтвержден факт осуществления ответчиком трудовой деятельности.
В связи с подтверждением ведения ответчиком трудовой деятельности в период назначения и выплаты РСД г. Москвы неработающему пенсионеру, истцом с 01.09.2020 выплата РСД была прекращена.
Как верно установлено судом, в нарушении пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, ответчик не проинформировал Управление социальной защиты населения ВАО г. Москвы об обстоятельствах трудоустройства в качестве генерального директора ООО "Галион-клуб" с 22.11.2016 по настоящее время, в ООО Галион-болл" (по 02.06.2021) и в ООО "Галион-боулинг" в должности генерального директора (по 11.02.2021), а также об имеющемся статусе индивидуального предпринимателя с 29.04.2019.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд, руководствуясь указанными нормами права, учитывая сведения из ЕГРЮЛ (л.д. 60-93), пришел к выводу об удовлетворении требований УСЗН ВАО г. Москвы о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии со Степанова С.А. за период с 01.04.2017 года по 31.08.2020 года в размере 328 278, 63 руб, при этом верно исходил из того, что при рассмотрении дела было установлено безосновательное получение ответчиком сумм региональной социальной доплаты в данный период, так как он осуществлял трудовую деятельность. При этом, факт отсутствия дохода от соответствующего вида деятельности не дает оснований для признания неработающим пенсионером.
При этом, оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно не усмотрел, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение или приостановление выплату региональной социальной доплаты к пенсии, в нарушение взятых на себя обязательств, оформленных письменным заявлением при подаче заявления на РСД, ответчиком не исполнена.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилобоснованное решение. Оснований не согласиться с выводами суда об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия не находит.
Однако судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора судом первой инстанции необоснованно отклонено заявление ответчика о пропуске срока исковой давности.
Так, пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 года N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения города Москвы действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
В соответствии с Положением об Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы, Управление является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также предоставлению государственных и иных услуг в указанной сфере.
Управление наделено полномочиями, в том числе по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
Нормативные положения, определяющие полномочия Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, суду необходимо было учитывать во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы к гражданину, получавшему региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании излишне полученной суммы такой выплаты.
Исходя из изложенного, истец наделен полномочиями по контролю за правильным и рациональным расходованием бюджетных средств, соответственно обязан осуществлять возложенные на него полномочия межведомственного информационного взаимодействия с пенсионными органами.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что за период выплаты ответчику РСД, до 25.08.2020 - даты поступления сведений о перерасчете ответчику пенсии с учетом страховых взносов, истцом были приняты какие-либо меры, направленные на осуществление контроля расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
Так, при назначении региональной социальной доплаты с 01.04.2017 имелись сведения о Степанове С.А. как о работнике ООО "Галион-болл", ООО "Галион-Боулинг", ООО "Галион-клуб". При этом, истец не истребовал никаких сведений о трудоустройстве ответчика ни у самого ответчика, ни из Пенсионного фонда РФ. В исковом заявлении истец также указал, что при обращении Степанова С.А. с заявлением о назначении РСД 24.03.2017 был проверен факт отсутствия его трудовой деятельности.
Следовательно, выплачивая региональную социальную доплату Степанову С.А. с 01.04.2017, истец знал или должен был узнать с учетом наличия полномочий по контролю за расходованием бюджетных средств, об отсутствии у ответчика права на получение спорной доплаты с указанной даты. Вместе с тем, материалами дела подтверждается выплата РСД до 01.09.2020.
В заявление о применении пропуска срока исковой давности ответчик просил применить такой срок к требованиям за период с апреля 2017 года по июнь 2018 года.
Учитывая изложенное, а также дату обращения с настоящим иском - 14.07.2021, судебная коллегия находит доводы ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности за период с апреля 2017 года по июнь 2018 года, заслуживающими внимание.
Доводы истца о том, что нормативными актами не закреплена обязанность ежедневного мониторинга получателей РСД к пенсии на предмет выявления факта трудовой деятельности пенсионера, и напрямую зависит от предоставления пенсионным органом сведений о перерасчете размера страховых пенсий, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку применение исковой давности направлено на защиту участников правоотношений от необоснованных притязаний, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений.
Руководствуясь положениями ст. 196, 200 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об изменении постановленного решения суда и о взыскании с ответчика незаконно выплаченной суммы региональной социальной доплаты за период с июля 2018 по август 2020 в размере 229 587, 78 рублей, при это исходит из того, что за 2018 год истцом выплачено 50 276, 34 руб, за 2019 год истцом выплачено 104 460, 56 руб, за 2020 истцом выплачено 74 850, 88 руб.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения суда первой инстанции, с учетом ст. 103 ГПК РФ подлежит изменению государственная пошлина, подлежащая взысканию со Степанова С.А, которая с учетом размера удовлетворенных требований, составит 5 495, 87 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2021 года изменить.
Взыскать со Степанова С.А. в пользу Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы региональную социальную доплату к пенсии в размере 229 587 рубля 78 копеек.
Взыскать со Степанова С.А. в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере 5 495 рубля 87 копеек.
В остальной части решение Измайловского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степанова С. А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.