Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Заскалько О.В, Жолудовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ухаботиной В.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца Шевлягина А.Г. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 30 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шевлягина А.Г. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области", Федеральному бюджетному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области" о признании права на получение ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, обязании произвести перерасчет, взыскании убытков, обязании выплачивать пенсию за выслугу лет с учетом процентной надбавки отказать.;
установила:
Шевлягин А.Г. обратился в суд с иском к ответчику ФКУ "Военный комиссариат Московской области", ФБУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области" о признании права возложении обязанности, взыскании убытков, уточнив исковые требования в соответствии со ст. 39 ГПК Российской Федерации (л.д. 45-46), просил обязать ФБУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области" произвести зачет периода исполнения им военной службы в высокогорной местности в выслугу лет в льготном исчислении из расчета (один месяц службы за два месяца службы) период с 01.09.1983 по 17.09.1986 и произвести общий расчет выслуги с применением льготного исчисления; взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Московской области" денежные средства за период с 17.08.1999 по 30.11.2000 с учетом убытков в сумме 379.636 руб. 01 коп.; обязать ФКУ "Военный комиссариат Московской области" с даты принятия судебного решения производить начисление и выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания исходя из расчета - 40%.
В обоснование заявленных требований истец Шевлягин А.Г. указал, что является получателем пенсии по линии Министерства Обороны РФ. Уволен из рядов ВС РФ 23.07.1999 на основании выписки из приказа Главнокомандующего РВСН по личному составу N 0448 от 12.09.1998 по подпункту "Б" пункта 3 статьи 51 (в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе). Военную службу проходил в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах РФ с 06.08.1975 по 23.07.1999.
Основаниями для назначения и исчисления Военным комиссариатом процентной надбавки за выслугу лет с учетом льготной выслуги лет являются следующие обстоятельства: указанные периоды службы при увольнении из рядов Вооруженных Сил РФ зачтены в стаж службы с 06.08.1975 по 23.07.1999 для определения выслуги лет на пенсию в календарном и льготном исчислении; послужной список прохождения истцом военной службы находящийся в личном (пенсионном) деле N 320770 содержит сведения о службе в высокогорной местности в период с 01.09.1983 по 17.09.1986, и что данная служба рассчитывается на льготных условиях один месяц службы за два месяца службы; льготный период службы в высокогорной местности с 01.09.1983 по 17.09.1986, 3 года 00 месяцев 16 дней из расчета один месяц службы за два месяца службы нашел свое отражение в расчете выслуги лет на пенсию от 13.02.1998; военный комиссариат при назначении и исчислении процентной надбавки за выслугу лет не руководствовался правовым регулированием законов и приказов, действовавшими в период назначения и исчисления пенсии.
Истец обратился в ФКУ "Военный комиссариат Московской области" с заявлением о предоставлении сведений с 17.08.1999 по составляющим пенсии. Из представленного расчета следует, что период службы истца в высокогорной местности с 01.09.1983 по 17.09.1986 учтен в выслугу лет в календарном исчислении для назначения и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в размере - 35 %, с чем не согласен истец.
По приказу МО РФ N 361 от 08.08.1998 ФКУ "Военный комиссариат Московской области" должен был назначить истцу процентную надбавку в размере 25 % за выслугу 20 лет + 27 лет по 3% за каждый год из 7 лет выслуги сверх 20 лет) - 46 %. Следовательно, с момента назначения пенсии 17.08.1999 и до введения новых условий установления должностного оклада (с 01.07.2002) ответчик выплачивал процентную надбавку в заниженном размере (на 11 %) меньше положенного по закону.
На день увольнения истца из рядов ВС РФ 17.08.1999 его пенсия рассчитана из: должностного оклада - 682 руб.; оклада по воинскому званию - 550 руб.; процентная надбавка за выслугу лет - 35%, в сумме 431 руб. 20 коп.; месячная стоимость продовольственного пайка - 608 руб. 33 коп.
Из представленного истцом расчета задолженности усматривается, что сумма пенсии с процентной надбавкой - 35% составляет меньше чем с процентной надбавкой -46%. Определив разницу между новым и прежним размерами пенсии за выслугу лет, задолженность в месяц составляет 96 руб. 22 коп. Итого недоплата с 17.08.1999 по 31.12.1999 составляет 384 руб. 88 коп, а с 01.01 2000 по 30.11.2000 составляет 1058 руб. 42 коп.; 384 руб. 88 коп +1058 руб. 42 коп = 1443 руб. 30 коп.
Разница пенсии между новым и прежним размером процентной надбавки за выслугу лет подлежит взысканию за период с 17.08.1999 по 31.07.2021 (263 месяца) составит 1443, 30 х 263 =379 587 руб. 90 коп. + 48 руб. 11 коп. = 379 636 руб. 01 коп.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Шевлягин А.Г, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенных ответчиков, третьих лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Шевлягина А.Г, его представителя Мурашкину Ю.А, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебного постановления, по доводам апелляционной жалобы не имеется, ввиду следующего.
В статье 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", перечислены виды служебной и иной деятельности лиц, указанных в статье 1 Закона, подлежащие зачету в выслугу лет на пенсию в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
В целях реализации данного законоположения постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) установлен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, Шевлягин А.Г. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 17.08.1999 г.
Военным комиссариатом Московской области пенсия за выслугу лет Шевлягину А.Г. назначена, исходя из денежного довольствия на день увольнения (сведения из Расчетной книжки военнослужащего: должностной оклад - 682 руб, оклад по воинскому званию - 550 руб, процентная надбавка за выслугу лет - 35 %), общая выслуга лет - 27 лет, в календарном исчислении - 23 года. Размер пенсии за выслугу лет на момент назначения составил 71 % от денежного содержания, в настоящее время также составляет 71 %.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В соответствии с пунктом "а" статьи 14 Закона 4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включать уволенным с военной службы военнослужащим - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания определены частью 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет и порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, отличаются и регулируются различными постановлениями Правительства Российской Федерации.
Так, Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011г. N 1074, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, определен Постановлением N 941.
Выслуга лет для назначения Шевлягину А.Г. ежемесячной надбавки за выслугу лет составляет 23 года, а для назначения пенсии - 27 лет, из которых в календарном исчислении - 23 года.
В связи с этим в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, Шевлягину А.Г. включена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 30 % (при выслуге от 20 до 25 лет), а пенсия за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 14 Закона N 4468-1 установлена в размере 71 % от размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
Разрешая спор, приходя к выводу об отказе в удовлетворении иска Шевлягина А.Г, суд первой инстанции руководствовался приведенными положениями закона и исходил из того, что выплата пенсии истцу производится в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, из которых следует, что расчет выслуги лет за период службы истца с 06.08.1975 по 23.07.1999 произведен верно, как в календарном исчислении (полных 23 года), так и в льготном исчислении (принят к расчету как 27 лет)- с учетом периода службы в особых климатических условиях (с 01.09.1983 по 17.09.1986), процентная надбавка к пенсии за выслугу лет рассчитана верно, исходя из календарной выслуги лет, при этом учет выслуги лет при расчете надбавки к денежному довольствию - исходя из льготного расчета, в полном соответствии с требованиями закона, статуса истца и с учетом внесенных изменений в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, к числу которых относится истец, с 1 января 2012 года, в результате которого произошло изменение правил учета денежного довольствия военнослужащих, связи с чем, правовых оснований для признания права истца на получение ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет согласно его расчету, обязании произвести перерасчет, возмещении убытков, у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с разделом VII "Организация пенсионного и социального обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 632 "О внесении изменений в Порядок организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации... " (далее - Приказ N 632) работа по пенсионному и социальному обеспечению возложена на ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" (далее - Управление) не в полном объеме, а лишь в части исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим. Работа с другими категориями граждан или выполнение иных задач по вопросам пенсионного и социального обеспечения для Управления данным приказом не предусмотрены.
Таким образом, составляя расчеты выслуги лет (общего трудового стажа) на пенсию военнослужащим, Управление несет ответственность по действующему законодательству лишь за состояние данной деятельности.
Расчет выслуги лет для назначения пенсии был составлен 13 февраля 1998 г. Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации, правопреемником которого в данном вопросе является Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку Управление установленных законом обязательств по выплате пенсии и (или) денежных средств перед заявителем не имеет и в каких-либо правовых отношениях с ним не состояло и в настоящее время не состоит, суд пришел к выводу, что оно является ненадлежащим ответчиком в рассмотрении данного дела.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемом судебном акте, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обосновывания выводов суда, а другие доказательства отвергнуты. Требования процессуального законодательства при оценке доказательств по делу судом соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы истца о необходимости применения к спорным правоотношениям приказа Министерства обороны Российской Федерации от 08.08.1998 N 361 "О выплате военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющим право на пенсию за выслугу лет, ежемесячной надбавки", в соответствии с которым истцом к иску и произведен расчет оспариваемой им надбавки и сумм доплаты, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку в соответствии с п. 1 приказа Министром обороны Российской Федерации приказано выплачивать с 1 января 1998 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим право на пенсию за выслугу лет, ежемесячную надбавку в размере 25% пенсии, которая могла быть им назначена. Размер указанной надбавки увеличивается на три процента за каждый год сверх установленного минимального стажа выслуги лет, дающего право на получение пенсии, но не более чем до 50% размера пенсии, которая могла быть назначена военнослужащим.
Поскольку из материалов дела следует, что приказом N 0448 от 12.09.1998 г. Главнокомандующего ракетными войсками (по личному составу) подполковник Шевлягин А.Г. досрочно уволен с зачислением в запас, и отсутствуют сведения о продолжении службы Шевлягиным А.Г. по контракту, на него не распространяется действие приказа Министерства обороны Российской Федерации от 08.08.1998 N 361. Ссылки истца на пример расчета надбавки к пенсии подполковника Иванова П.И, содержащийся в Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 08.08.1998 N 361, не учитывают, что, исходя из условий примера, подполковник Иванов П.И. проходит службу в Мурманской области.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы истца, не имеется оснований для признания права истца на доплату пенсии, исходя из процентной надбавки за выслугу лет 46% и 40%, согласно расчету истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 30 марта 2022 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.