Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело (номер дела в суде первой инстанции 2-2283/2022) по апелляционной жалобе Рутковской А.И. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года, которым постановлено:
"исковые требования Рутковской А.И. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Рутковской А.И. период работы с 04.07.1986 по 30.11.1990.
В остальной части иска отказать",
УСТАНОВИЛА:
Рутковская А.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ - ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области), в котором просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 04.07.1986 г. по 30.11.1990 г. в должности фельдшера- лаборанта биохимического отделения в Косметологической лечебнице УХЛУ ГУМЗ, с 01.12.1990 г. по 26.12.1992 г. в должности фельдшера- лаборанта биохимического отделения лаборатории института Красоты Ассоциации "Платные медицинские услуги" и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 09.09.2021 г, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный страховой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, о частичной отмене которого просит истец Рутковская А.И. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Рутковская А.И, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась, воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя адвоката Парфенова Р.М, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителя истца по доверенности и ордеру адвоката Парфенова Р.М, возражения представителя ответчика по доверенности Афанасьевой А.Г, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит основания для отмены состоявшегося по делу решения в части.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения суда в части имеются.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания п. 3 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно подп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно; согласно указанному постановлению, действовавшему до 01.11.1999 г, работа врачей независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет; этим же Постановлением установлено, что врачам-анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги производится как один год работы в этих должностях и подразделениях - за один год и 6 месяцев.
- Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно.
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Рутковская А.И. 09.09.2021 года обратилось в ГУ - ГУ ПФР N 3 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области от 02.12.2021 г. N 12/607 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы (не менее 30 лет). Стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составил 25 лет 10 месяцев 10 дней, при этом не приняты в специальный стаж, в том числе, периоды работы с 04.07.1986 г. по 30.11.1990 г. в должности фельдшера-лаборанта Косметологической лечебницы УХЛУ ГУМЗ, так как наименование учреждения не поименовано списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочной назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г, с 01.12.1990 г. по 26.12.1992 г. в должности фельдшера-лаборанта института красоты ассоциации "Платные медицинские услуги", так как не подтвержден факт льготной работы в структурном подразделении согласно перечня подразделений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400, утвержденного постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.
Согласно трудовой книжки, и свидетельства о заключении брака истец Рутковская А.И. 04.07.1986 г. зачислена на должность фельдшера-лаборанта биохимического отделения объединенной клинико-диагностической лаборатории в Косметологической лечебнице УХЛУ ГУЗМ, 30.11.1990 г. - освобождена от занимаемой должности в порядке служебного перевода, 01.12.1990 г. - зачислена на должность фельдшера-лаборанта биохимического отделения лаборатории в порядке служебного перевода в институт красоты ассоциации "Платные медицинские услуги", 26.12.1992 г. - уволена по собственному желанию (л.д.11-17).
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют фельдшеры- лаборанты, работающие в учреждениях здравоохранения.
Из представленной справки от 25.04.2018 г. следует, что истец действительно работала с 04.07.1986 г. в Косметологической лечебнице Управления Хозрасчетными лечебными учреждениями ГУЗМ в должности фельдшера-лаборанта биохимического отделения объединенной клинико-диагностической лаборатории, с 01.12.1990 г. переведена в институт красоты ассоциации "Платные медицинские услуги" в должности фельдшера-лаборанта биохимического отделения лаборатории по 26.12.1992 г. ЗАО "Косметологическая лечебница "Институт Красоты" является правопреемником организации "Косметологическая лечебница Управления Хозрасчетными лечебными учреждениями ГУЗМ, Ассоциации "Платные медицинские услуги". 25.01.2013 ЗАО "Косметологическая лечебница "Институт Красоты" переименовано в ЗАО "Клиника активного долголетия "Институт Красоты на Арбате". 20.11.2015 ЗАО "Клиника активного долголетия "Институт Красоты на Арбате" переименовано в АО "Клиника активного долголетия "Институт Красоты на Арбате" (л.д.19).
Разрешая спор, суд сослался также на Положение о хозрасчетных учреждениях здравоохранения, оказывающих населению платную консультативную, лечебную, диагностическую и иную медицинскую помощь, утвержденное приказом Министерства здравоохранения от 29.12.1979 г. N 1326, согласно которому хозрасчетные учреждения здравоохранения оказывают населению консультативную, лечебную, диагностическую помощь взрослому и детскому населению независимо от территориальной принадлежности и места работы. В структуре хозрасчетных учреждений здравоохранения могут быть в том числе и косметологические лечебницы (в том числе со стационарами).
Удовлетворяя исковые требования Рутковской А.И. в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца период ее работы с 04.07.1986 г. по 30.11.1990 г. в должности фельдшера- лаборанта биохимического отделения в Косметологической лечебнице УХЛУ ГУМЗ, суд указал на то, что косметологическая лечебница, в которой осуществляла медицинскую деятельность истец в спорный период, относилось к хозрасчетному учреждению здравоохранения, оказывающему населению платную консультативную, лечебную, диагностическую и иную медицинскую помощь, в данный период истец фактически работала в должности и в учреждении, предусмотренных списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. В данной части решение суда не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.12.1990 г. по 26.12.1992 г. в должности фельдшера- лаборанта биохимического отделения лаборатории института Красоты Ассоциации "Платные медицинские услуги", суд первой инстанции согласился с правовой позицией ответчика, указав на то, что не подтвержден факт льготной работы в структурном подразделении согласно перечня подразделений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400, утвержденного постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.
Оценивая доводы апелляционной жалобы истца и постановленное решение суда, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в периоды с 04.07.1986 г. по 30.11.1990 г, с 01.12.1990 г. по 26.12.1992 г. истец работала без изменения должности (фельдшера- лаборанта) и без изменения места работы сначала в Косметологической лечебнице УХЛУ ГУМЗ, затем в Институте Красоты Ассоциации "Платные медицинские услуги", который являлся правопреемником Косметологической лечебницы УХЛУ ГУМЗ, то есть указанная организация по своей организационно- правовой форме изначально была отнесена к учреждениям здравоохранения, основным видом деятельности которого является оказание всех видов медицинских услуг, на что верно указал суд первой инстанции и что подтверждается позицией АО "Институт красоты на Арбате", правопреемника работодателя, изложенной в соответствующих справках, ответе на запрос (л.д.19, 31-32), тем самым, функциональное направление деятельности учреждения не изменялось, не изменялись и функциональные обязанности, следовательно, наименование лечебного учреждения как Институт Красоты Ассоциации "Платные медицинские услуги" на оценку пенсионных прав истца не влияет и не является основанием для отказа в зачете спорного периода с 01.12.1990 г. по 26.12.1992 г. в специальный стаж работы, на основании чего, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Рутковской А.И. об обязании ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа период работы с 01.12.1990 г. по 26.12.1992 г. подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Поскольку при включении в подсчет специального стажа истца вышеуказанного периода его работы (с 01.12.1990 г. по 26.12.1992 г.- 02 года 26 дней), с учетом периодов работы, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами (25 лет 10 месяцев 10 дней) и по решению суда первой инстанции (с 04.07.1986 г. по 30.11.1990 г.- 04 года 04 месяца 27 дней), у Рутковской А.И. на момент обращения в пенсионный орган- 09.09.2021 г. образуется специальный стаж общей продолжительностью 32 года 04 месяца 03 дня, соответственно, специальный стаж выработан был истцом в 2019 году.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.
В то же время в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Принимая во внимание, что специальный стаж выработан истцом в 2019 году, то с учетом положений указанного выше Приложения N 7 об отсрочке назначения пенсии на 12 месяцев и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ об уменьшении отсрочки на 6 месяцев, на момент обращения в пенсионный орган - 09.09.2021 г. у истца было право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Рутковской А.И. в данной части у суда первой инстанции не имелось, апелляционная жалоба истца соответственно подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Рутковской А.И. об обязании ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа период работы с 01 декабря 1990 г. по 26 декабря 1992 г. и назначить досрочную пенсию по старости- отменить, принять в отмененной части новое решение.
Обязать ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Рутковской А.И. период работы с 01 декабря 1990 г. по 26 декабря 1992 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 09 сентября 2021 г.
В остальной части решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.