Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В., судей Лобовой Л.В., Мызниковой Н.В., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Царевой Н.В. на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 24 ноября 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N2-9192/2021), которым постановлено:
В удовлетворении иска Царевой Н.В. к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии отказать.
установила:
Истец Царева Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N9 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, обязать ответчика включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ответчиком было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, с данным решением истец не согласна.
Истец и представитель ответчика в суд первой инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Царева Н.В.
Представитель ответчика, извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела не представил.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, выслушав истца Цареву Н.В. и ее представителя по доверенности Орлову Т.В, изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции в полном объеме, приходит к выводу об отмене решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Из материалов дела следует, что 20.08.2020 г. Царева Н.В. обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области от 03.12.2020 года Царевой Н.В. в назначении досрочной страховой пенсии отказано из-за отсутствия специального трудового стажа.
Не согласившись с решением ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области истец обратилась с иском в суд, в котором просила признать незаконным решение пенсионного органа и обязать ответчика включить неучтенные периоды работы в подсчет специального трудового стажа, назначить пенсию по старости.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в исковом заявлении не указано оснований для признания решения пенсионного органа незаконным, не указано какие периоды просит включить в специальный стаж для назначения пенсии; в случае отмены решения пенсионного органа решение ответчика в части включенных периодов работы в специальный стаж также будет подлежать отмене, что нарушит права истца.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку решение вынесено без исследования всех юридически значимых по делу обстоятельств и без оценки соответствующих доказательств по делу, и отменяет постановленное решение с принятием нового о частичном удовлетворении заявленных требований истца.
Так, из материалов дела следует, что 20.08.2020 г. Царева Н.В. ххххх года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N9 по г. Москве и Московской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 200000067711/1759751/20 от 03.12.2020 г. Царевой Н.В. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В своем решение ответчик учел специальный стаж истца стаж 3 года 9 месяцев 16 дней, при необходимом не менее 30 лет.
В специальный стаж истца не засчитаны периоды работы:
- с 31.07.1986 по 24.08.1987 (1 год 24 дня) в должности санитарки операционной в Чапаевской городской больнице N1, поскольку должность санитарки за указанный период не соответствует Списку от 29.10.2002 N781.
- с 01.11.1999 по 31.10.2000 (1 год 1 день) в должности врача гинеколога- эндокринолога в Женской консультации N13 УЗ ЮЗАО г. Москвы, поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготы.
- с 01.11.2000 по 09.04.2001 (5 месяцев 8 дней) в должности врача гинеколога-эндокринолога в Медсанчасти N59 "Вымпел", поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготы.
- с 10.04.2001 по 28.04.2001 (19 дней) в Поликлинике Российской академии медицинских наук, поскольку в выписке из лицевого счета отсутствует должность, подтверждающих документов не представлено.
- с 29.04.2001 по 31.12.2001 (8 месяцев 3 дня);
- с 01.01.2002 по 28.08.2002 (7 месяцев 28 дней), поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица имеется период работы в ООО "Щукино" должность отсутствует, за вышеуказанный период отсутствует код льготы и ставка 1, 00, подтверждающие документы отсутствуют.
- с 20.09.2002 по 02.09.2003 (11 месяцев 13 дней);
- с 01.10.2003 по 12.11.2003 (1 месяц 12 дней);
- с 23.12.2003 по 14.01.2004 (22 дня);
- с 17.02.2004 по 21.02.2005 (1 год 5 дней) - врач акушер-гинеколог в консультативно-диагностическом центре Городской поликлиники N180 в СЗАО, поскольку согласно трудовой книжки и уточняющей справке в указанный период истец работала на 0, 5 ставки, что также подтверждается выпиской из лицевого счета;
- с 01.03.2005 по 31.05.2006 (3 месяца 7 дней) - врач акушер-гинеколог в консультативно-диагностическом центре Городской поликлиники N180 в СЗАО, поскольку в трудовой книжке, уточняющей справке, выписке из лицевого счета сведения о трудовой деятельности Царевой Н.В. отсутствуют.
- с 01.06.2006 по 31.10.2007 (1 год 5 месяцев 1 день) - врач акушер -гинеколог гинекологического кабинета в клинической больнице N 5 медико-биологического агентства, поскольку сведения о трудовой деятельности отсутствуют в трудовой книжке, подтверждающих сведений нет;
- с 01.11.2007 по 12.12.2007 (1 месяц 12 дней);
- с 15.12.2007 по 17.12.2007 (3 дня) - врач акушер-гинеколог в акушерско-гинекологическом отделении "Медико-санитарной части N169", поскольку в выписке из лицевого счета указанный период указан с кодом льготы и ставкой 1, подтверждающие документы отсутствуют.
- с 18.12.2007 по 01.02.2009 (1 год 1 месяц 14 дней) в выписке из лицевого счета застрахованного лица имеется период работы в ООО "Медико-санитарной части N169" должность отсутствует, за вышеуказанный период отсутствует код льготы и ставка 1, 00.
- с 02.02.2009 по 07.02.2009 (6 дней) - врач акушер-гинеколог в Поликлинике N219, поскольку в трудовой книжке и выписке из лицевого счета застрахованного лица указанный период указан с кодом льготы и ставкой 0, 25.
- с 08.02.2009 по 28.02.2011 (2 года 21 день);
- с 01.03.2011 по 31.12.2011 (10 месяцев 1 день);
- с 01.08.2013 по 30.09.2013 (2 месяца);
- с 20.11.2013 по 02.06.2014 (6 месяцев 13 дней) - врач акушер-гинеколог в ЗАО "Центральная поликлиника Литфонда" г. Москвы, поскольку в выписке из лицевого счета период указан без кода льготы и ставки;
- с 01.01.2012 по 19.01.2012 (19 дней);
- с 30.03.2012 по 19.07.2012 (3 месяца 20 дней);
- с 28.10.2014 по 10.03.2015 (4 месяца 13 дней);
- с 06.02.2017 по 30.06.2017 (4 месяца 25 дней) - в выписке из лицевого счета застрахованного лица имеется период работы в ООО "Лаборатория Гемотест" должность отсутствует, код льготы и ставка 1, 00 отсутствует, подтверждающие документы отсутствуют;
- с 20.07.2012 по 31.07.2013 (1 год 12 дней) - в выписке из лицевого счета застрахованного лица имеется период работы в ЗАО "Медси группа компаний" должность, код льготы и ставка 1, 00 отсутствует, подтверждающие документы отсутствуют;
- с 04.07.2017 по 01.10.2017 (2 месяца 28 дней);
- с 04.10.2017 по 08.10.2017 (5 дней);
- с 09.10.2017 по 12.10.2017 (4 дня);
- с 13.10.2017 по 15.02.2018 (4 месяца 3 дня) - в выписке из лицевого счета застрахованного лица имеется период работы в ЗАО "Поликлиника домостроительного комбината" должность, код льготы и ставка 1, 00 отсутствует, подтверждающие документы отсутствуют;
- с 01.08.2018 по 22.10.2018 (2 месяца 22 дня) - врач акушер-гинеколог в отделении медицинской профилактики центральной клинической больницы N1 ОАО "РЖД", в выписке из лицевого счета период работы указан без кода льготы и ставки, подтверждающие документы отсутствуют;
- с 12.02.2019 по 13.03.2019 (1 месяц 2 дня) - врач акушер-гинеколог в ООО "Центр перинатальной профилактики", в выписке из лицевого счета период работы указан без кода льготы и ставки, подтверждающие документы отсутствуют;
- с 10.04.2019 по 09.01.2020 (9 месяцев 5 дней) - врач акушер-гинеколог в ООО "АВН", поскольку ООО "АВН" не является учреждением здравоохранения, наименование данного учреждения не входит в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в выписке из лицевого счета данный период работы отсутствует.
- с 14.01.2020 по 19.08.2020 (7 месяцев 7 дней) - врач акушер-гинеколог в Центре амбулаторной хирургии с хирургическим дневным стационаром поликлиники, поскольку в трудовой книжке и выписке из лицевого счета застрахованного лица данный период работы отсутствует, подтверждающие документы отсутствуют;
- с 03.09.2003 по 30.09.2003 (28 дней);
- с 13.11.2003 по 22.12.2003 (1 месяц 10 дней);
- с 15.01.2004 по 16.02.2004 (1 месяц 2 дня) - курсы повышения квалификации;
- с 22.06.1998 по 22.06.1998 (1 день);
- с 23.08.1999 по 24.08.1999 (2 дня);
- с 13.12.2007 по 14.12.2007 (2 дня);
- с 15.04.2016 по 17.04.2016 (3 дня);
- с 14.11.2016 по 14.11.2016 (1 день);
- с 02.10.2017 по 03.10.2017 (2 дня) - отпуск без сохранения содержания.
Оспаривая указанное решение пенсионного органа, истец просила признать его незаконным, обязать ответчика включить периоды работ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии:
- с 31.07.1986 по 24.08.1987 в должности операционной санитарки операционного блока Чапаевской городской больницы N1;
- с 01.09.1993 по 31.08.1995 прохождение Клинической ординатуры по акушерству и гинекологии;
- с 01.09.1998 по 11.06.1999 в должности врача-гинеколога в Поликлинике N1 Московского лечебно-санаторного объединения;
- с 15.06.1999 по 31.10.2000 в должности врача-акушера-гинеколога-эндокринолога в Женской консультации N 13 УЗ ЮЗАО г. Москвы;
- с 10.04.2001 по 28.04.2001, с 14.05.2001 по 28.12.2001 в должности врача-акушера-гинеколога в Поликлинике Российской академии наук и ГУ "Научно-исследовательский институт геронтологии МЗ РФ";
- с 20.11.2000 по 16.09.2002 в должности врача гинеколога-эндокринолога Медсанчасти N59 ГКБ "Вымпел" (АО "Вымпел-Медцентр");
- с 20.09.2002 по 21.02.2005 и с 01.03.2005 по 31.05.2006 в должности врача акушера-гинеколога в ГУЗ г. Москвы Городская поликлиника N180 УЗ СЗАО;
- с 01.06.2006 по 31.10.2007 в должности врача акушера-гинеколога в Клинической больнице N6 ФУ МБ и ЭП при МП РФ;
- с 01.11.2007 по 17.12.2007 в должности врача акушера-гинеколога в ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N169" ФМБА;
- с 25.12.2007 по 06.01.2009 в должности врача акушера-гинеколога ГУЗ г. Москвы Городская поликлиника N112 УЗ ЦАО г. Москвы;
- с 02.02.2009 по 07.02.2009 в должности врача акушера-гинеколога в ГУЗ г. Москвы Городская поликлиника N219 УЗ СЗАО г. Москвы;
- с 15.02.2009 по 22.02.2011 в должности врача акушера-гинеколога в ГУЗ г. Москвы Городская поликлиника N112 УЗ ЦАО г. Москвы;
- с 01.03.2011 по 31.12.2011 в должности врача акушера-гинеколога в ЗАО "Центральная поликлиника Литфонда";
- с 20.01.2012 по 29.03.2012 в должности врача акушера-гинеколога в ГБУЗ г. Москвы Городская поликлиника N102 ДЗМ;
- с 09.04.2012 по 17.07.2012 в должности врача акушера-гинеколога в ГБУЗ г. Москвы Городская поликлиника N112 ДЗМ;
- с 20.07.2012 по 31.07.2013 в должности врача акушера-гинеколога в АО "Группа компаний "Медси";
- с 20.11.2013 по 02.06.2014, с 01.01.2014 по 31.03.2014 в должности врача акушера-гинеколога в ООО "Лечебный центр ЕВРО-МЕД" и ООО "Лаборатория Гемотест";
- с 28.07.2014 по 27.10.2014 в должности врача акушера-гинеколога в ФГБУ "Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова";
- с 11.03.2015 по 14.04.2016 в должности врача акушера-гинеколога в АО "Семейный доктор";
- с 18.04.2016 по 05.02.2017 в должности врача акушера-гинеколога в ФГБУ "Лечебно-реабилитационный клинический центр" Министерства Обороны Российской Федерации;
- с 13.02.2017 по 19.07.2018 в должности врача акушера-гинеколога в ООО "Финист";
- с 01.08.2018 по 22.10.2018 в должности врача акушера-гинеколога в НЧУЗ "Научный клинический центр ОАО "РЖД";
- с 01.11.2018 по 01.02.2019 в должности врача акушера-гинеколога в Филиале ГЛАВУПДК при МИД России;
- с 12.02.2019 по 13.03.2019 в должности врача акушера-гинеколога в ООО "Центр перинатальной профилактики";
- с 10.04.2019 по 09.01.2020 в должности врача акушера-гинеколога в ООО "АНВ";
- с 14.01.2020 по 05.11.2020 в должности врача акушера-гинеколога ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" управления делами Президента РФ.
Также истец просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на назначение пенсии в календарном исчислении работу в должности врача акушера-гинеколога по внешнему совместительству: в ОАО "Моситалмед" с 01.11.2016 по 11.11.2016; в ЗАО "Поликлиника Домостроительного комбината N1" с 04.07.2017 по 15.02.2018; в ООО "Лечебный центр "Евро-Мед" с 20.11.2013 по 02.06.2014; в Некоммерческой организации "Фонд содействия развитию передовых медицинских технологий имени Святослава Федорова" с 01.10.2014 по 14.05.2015; в ООО "Щукино" с 01.11.2000 по 28.08.2002; в ООО "Санация" с 01.02.2005 по 26.04.2010; в ООО "Здоровье Люкс" с 22.09.2008 по 26.04.2010; в ООО "Он Клиник-Элит (БИО) с 15.05.2008 по 31.08.2008; в ООО "ОН Клиник" с 17.11.2008 по 19.12.2008; в ООО "Хавен" с 01.01.2010 по 31.01.2010; в ООО "Лаборатория Гемотест" с 01.05.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 30.09.2013; в ООО "СМ-Клиник" с 01.07.2010 по 18.08.2010.
Разрешая требования истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 01.01.2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановлени я Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы в должности санитарки операционной в Чапаевской городской больнице N1 с 31.07.1986 по 24.08.1987, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения данного требования, поскольку ни в соответствии с ранее действовавшим законодательством, ни в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года 781, санитарки не пользуются правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно действовавшему до 01.01.1992 г. Перечн ю учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещении, здравоохранения и сельского хозяйства", работа в должности санитарки не включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Действовавшие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066, не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности санитарки, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781.
Также не имеется оснований для обязания ответчика включить период работы истца с 01.09.1998 по 11.06.1999, поскольку пенсионным органом в бесспорном порядке включен указанный период (с 23.06.1998 по 25.12.1998, с 17.05.1999 по 14.06.1999).
Отклоняя требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 15.06.1999 по 31.10.2000, судебная коллегия исходит из того, что часть указанного периода включена пенсионным органом в бесспорном порядке (с 15.06.1999 по 22.08.1999, с 25.08.1999 по 31.10.1999); период работы истца с 01.11.1999 по 31.10.2000 не подтвержден кодом льготы по выписке из ИЛС.
Представленная в материалы дела справка, выданная женской консультацией N 13 ЮЗАО г.Москвы не подтверждает режим работы, объем ставки; кроме того указанный документ не имеет даты выдачи, печати организации.
В соответствии Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.3).
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей (п.4).
В соответствии с п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с положениями ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов), в которой отражаются сведения о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой деятельности, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, доходе от инвестирования, выплатах и другие сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.
Период работы истца с 20.11.2000 по 16.09.2002 в должности врача гинеколога-эндокринолога Медсанчасти N59 ГКБ "Вымпел" также не может быть включен в специальный стаж, поскольку в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не указан код льготы, а также отсутствуют документы подтверждающие работу истца на полную ставку, в представленной в материалы дела справке таких сведений не имеется; в данном документе отсутствует дата выдачи.
Период работы истца с 20.09.2002 по 21.02.2005, с 01.03.2005 по 31.05.2006 в ГП N180 СЗАО не может быть включен в специальный стаж, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие занятость истца в указанный период на полную ставку. Представленная справка, выданная городской поликлиникой N 180 содержит только сведения о работе истца в должности врача акушера-гинеколога консультативно-диагностического центра с 20.09.2002 по 21.02.2005.
Из представленной в материалы дела справки ФГБУ "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна" Федерального медико-биологического агентства России следует, что Царева Н.В. с 01.06.2006 по 31.10.2007 работала в должности врача акушера-гинеколога в режиме полной рабочей недели, полного рабочего дня на 1, 0 ставки; указанный период работы Царевой Н.В. также отражен в трудовой книжке, в связи с чем, данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Оснований для удовлетворения требований о включении в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 25.12.2007 по 06.01.2009, с 15.02.2009 по 22.02.2011 в должности врача акушера-гинеколога ГУЗ г. Москвы Городская поликлиника N112 УЗ ЦАО г. Москвы, с 02.02.2009 по 07.02.2009 в должности врача акушера-гинеколога в ГУЗ г. Москвы Городская поликлиника N219 УЗ СЗАО г. Москвы, с 01.03.2011 по 31.12.2011 в должности врача акушера-гинеколога в ЗАО "Центральная поликлиника Литфонда" судебная коллегия также не находит поскольку в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за указанные периоды работы не указан код льготы, отсутствуют документы подтверждающие работу истца на полную ставку.
В представленной в материалы дела справке Городской поликлиники N 112 Управления здравоохранения ЦАО г.Москвы таких сведений не имеется.
Требование истца о включении в специальный стаж периодов работы с 10.04.2001 по 28.04.2001, с 14.05.2001 по 28.12.2001 в должности врача-акушера-гинеколога в Поликлинике Российской академии наук и ГУ "Научно-исследовательский институт геронтологии МЗ РФ" не подлежит удовлетворению, поскольку указанный период работы не подтвержден надлежащими документами: в трудовой книжке данный период работы не отражен; соответствующих справок работодателя, в том числе, подтверждающих выполнение работы на полную ставку не представлено.
В справке ФГУАОУ Высшего образования "Российской национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова" Минздрава России, отражен период работы истца в должности врача-хирурга дежуранта с 14.05.2001 по 28.12.2001 на не полную ставку, 19, 5-часовую рабочую неделю.
Также не имеется оснований для удовлетворения требования истца о включении в подсчет специального стажа периода работы
с 14.01.2020 по 05.11.2020 в должности врача акушера-гинеколога ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" управления делами Президента РФ, поскольку указанный период не отражен в лицевом счете застрахованного лица, отсутствуют документы подтверждающие работы на полную ставку.
Требования истца о включении в подсчет специального стажа периодов работы с 20.01.2012 по 29.03.2012 в должности врача акушера-гинеколога в ГБУЗ г. Москвы Городская поликлиника N102 ДЗМ, с 28.07.2014 по 27.10.2014 в должности врача акушера-гинеколога в ФГБУ "Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова", с 11.03.2015 по 14.04.2016 в должности врача акушера-гинеколога в АО "Семейный доктор", с 18.04.2016 по 05.02.2017 в должности врача акушера-гинеколога в ФГБУ "Лечебно-реабилитационный клинический центр" Министерства Обороны Российской Федерации, с 01.11.2018 по 01.02.2019 в должности врача акушера-гинеколога в Филиале ГЛАВУПДК при МИД России не подлежат удовлетворению, поскольку пенсионным органом в бесспорном порядке включены указанные периоды в специальный стаж.
Разрешая требования истца об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа периоды работы с 20.07.2012 по 31.07.2013 в должности врача акушера-гинеколога в АО "Группа компаний "Медси", с 20.11.2013 по 02.06.2014, с 01.01.2014 по 31.03.2014 в должности врача акушера-гинеколога в ООО "Лечебный центр ЕВРО-МЕД" и ООО "Лаборатория Гемотест", с 13.02.2017 по 19.07.2018 в должности врача акушера-гинеколога в ООО "Финист", с 01.08.2018 по 22.10.2018 в должности врача акушера-гинеколога в НЧУЗ "Научный клинический центр ОАО "РЖД", с 12.02.2019 по 13.03.2019 в должности врача акушера-гинеколога в ООО "Центр перинатальной профилактики", с 10.04.2019 по 09.01.2020 в должности врача акушера-гинеколога в ООО "АНВ", а также периоды работы в должности врача акушера-гинеколога по внешнему совместительству: в ОАО "Моситалмед" с 01.11.2016 по 11.11.2016, в ЗАО "Поликлиника Домостроительного комбината N1" с 04.07.2017 по 15.02.2018, в ООО "Лечебный центр "Евро-Мед" с 20.11.2013 по 02.06.2014, в Некоммерческой организации "Фонд содействия развитию передовых медицинских технологий имени Святослава Федорова" с 01.10.2014 по 14.05.2015, в ООО "Щукино" с 01.11.2000 по 28.08.2002, в ООО "Санация" с 01.02.2005 по 26.04.2010, в ООО "Здоровье Люкс" с 22.09.2008 по 26.04.2010, в ООО "Он Клиник-Элит (БИО) с 15.05.2008 по 31.08.2008, в ООО "ОН Клиник" с 17.11.2008 по 19.12.2008, в ООО "Хавен" с 01.01.2010 по 31.01.2010, в ООО "Лаборатория Гемотест" с 01.05.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 30.09.2013, в ООО "СМ-Клиник" с 01.07.2010 по 18.08.2010 судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку организационно-правовая форма указанных коммерческих организаций (АО), (ООО), не предусмотрены Списком должностей и учреждений от 29.10.2002 г. N 781.
Такие виды учреждений как акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, который подлежит применению к спорным периодам трудовой деятельности истца, не поименованы.
Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1920-О).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30).
Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о тождественности занимаемых истцом в названных Обществах должностей должностям в учреждениях здравоохранения.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В отношении занимаемых истцом должностей в вышеуказанных организациях такая тождественность профессиональной деятельности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в спорные периоды в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.
Требование истца о включении в подсчет специального стажа периода обучения в Клинической ординатуре с 01.09.1993 по 31.08.1995 судебная коллегия находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В указанный период Порядок зачисления и обучения в клинической ординатуре был урегулирован Положением о клинической ординатуре, которое утверждено Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. N 23.
Согласно п. 6 данного Положения обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы в течение 2 (5) лет. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия (п. 16 Положения).
Это означает, что данный период не является работой и не совмещается с ней.
Как уже указано выше, пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с пунктом 20 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно ч.2 ст.30 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения страховых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781.
Пунктом 3 вышеназванных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в вышеуказанном Списке.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516.
В силу п. 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась.
К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Однако период обучения в клинической ординатуре в данном пункте не указан.
Исходя из указанного, период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Требование истца, изложенное в апелляционной жалобе о включении в подсчет специального стажа периода учебы в Самарском медицинском институте с 01.09.1987 по 26.09.1993 судебная коллегия отклоняет в соответствии с положениями смт.327.1 ГПК РФ, поскольку данное требование не было заявлено в иске.
Поскольку специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы, с учетом включенных периодов ответчиком и судом, составил менее требуемых 30 лет, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, определила:
Решение Хорошевского районного суда города Москвы от 24 ноября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Царевой Н.В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж, обязании назначить пенсию удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Царевой Н.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 01.06.2006 г. по 31.10.2007 г. в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна" Федерального медико-биологического агентства.
В остальной части требований Царевой Наталии Валентиновны, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.