Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей фио, фио, при ведении протокола помощником Астаховой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 июня 2022 года по гражданскому делу по иску Олейникова Ильи Владимировича к МВД России об обязании исключить сведения о судимости из базы данных, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Олейникова Ильи Владимировича к МВД России об обязании исключить сведения о судимости из базы данных - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Олейников И.В. обратился в суд с иском к МВД России об обязании исключения сведений о судимости из базы данных, ссылаясь, что в базе данных ответчика МВД России имеется информация о привлечении истца к уголовной ответственности, однако указанная судимость снята и погашена, а имеющиеся о ней сведения нарушают его конституционные права.
Истец Олейников И.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика МВД России по доверенности фио в судебное заседание явилась, возражала относительно доводов искового заявления по мотивам, изложенным в отзыве на иск. Просила отказать в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Олейников И.В, полагая решение суда незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что в ФКУ "ГИАЦ" МВД России имеются сведения о привлечении фио к уголовной ответственности приговором Апатитского городского суда адрес от 20.05.1999 г. по п. "в" ч. 3 ст. 62 УК РФ к 4 годам лишения свободы. Постановлением Ловозерского районного суда адрес от 21.09.2001 г. освобожден условно-досрочно.
Информация является достоверной и не оспаривается сторонами.
Исходя из положений частей 3, 6 и 7 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления, а также о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания, в банки данных о гражданах.
Ранее данное право было предоставлено органам внутренних дел п. 14 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции".
При этом формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Порядок формирования и ведения оперативно-справочных учетов осуществляется на основании приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.02.2014 г. N89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп "Об утверждении Наставления по ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации".
Приложение N 1 к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (далее - Правила).
Нормативный правовой акт имеет гриф "для служебного пользования", поскольку содержит служебную информацию, определяющую основы организации и тактики проведения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-технических мероприятий, а также информацию, относящуюся к раскрытию и расследованию преступлений.
В соответствии с положениями вышеуказанных приказов в ФКУ "ГИАЦ МВД России" на федеральный учет ставится информация об осуждении отбывающих (отбывших) наказание в виде лишения свободы. Информация о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, лицах условно осужденных, также о лицах, осужденных к иным видам наказания подлежит региональному учету.
Учетные документы на лиц, привлеченных в качестве подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления; уголовного дела (уголовного преследования) в отношении которых прекращены; условно осужденных; а также на лиц, осужденных к иным видам наказания, в ГИАЦ МВД России не направляются.
Часть 8 статьи 17 Закона о полиции закрепляет, что персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных", регламентируя в части 7 статьи 5 хранение персональных данных, также предусматривает, что оно должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом.
В настоящее время межведомственным приказом установлен срок хранения учетных алфавитных карточек на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления - до достижения ими 80-летнего возраста; на лиц, осужденных независимо от срока и вида наказания - до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости. Какой-либо нормативный правовой акт большей юридической силы, которому бы противоречило оспариваемое предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Само по себе наличие в банках данных информации о факте уголовного преследования, о привлечении к уголовной ответственности (о судимости) не ущемляет прав заявителя и не может рассматриваться как правовое последствие, связанное с судимостью. Между тем действующее законодательство предусматривает наличие даже погашенной или снятой судимости в качестве основания ограничений прав гражданина в отношениях, не регулируемых уголовным законом. В частности, сам факт того, что приговором суда гражданин был признан виновным в совершении преступления, является бессрочным и юридически непреодолимым препятствием для принятия его на службу в полицию, прокуратуру, назначения судьей.
В соответствии с требованиями пунктов 72, 73 Административного регламента Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от дата N1121, должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления, осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по паспортные данные, месту жительства (месту пребывания) заявителя на адрес, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативно-справочных учетов ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости. В справке о наличии (отсутствии) судимости перечисляются регионы, по которым осуществлялась проверка и указываются имеющиеся в учетах сведения, без указания конкретного региона в котором имеются сведения.
Содержание и объем информации, подлежащих внесению в справку о наличии (отсутствии) судимости согласно пункту 74 Административного регламента, соответствует целям обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве, и предусматривает включение в справку о наличии (отсутствии) судимости сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости для их последующей передачи работодателю.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что доводы истца о нарушении его прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и незаконном хранении информации органами внутренних дел о факте привлечения к уголовной ответственности в отношении него являются необоснованными, в связи с чем, правовых оснований для исключения информации о привлечении фио к уголовной ответственности из баз данных у суда не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе истца фио, были предметом судебной проверки, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу они направлены на иную оценку доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут послужить основанием к его отмене
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы, всем добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 июня 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.