Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Павловой И.П, судей Анашкина А.А, Бузуновой Г.Н, с участием прокурора Евтушенко Е.С, при помощнике судьи Барабиной М.П, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бузуновой Г.Н.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Департамента городского имущества г. Москвы на решение Кузьминского районного суда города Москвы от 11 июля 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы к Лесных С* В* о выселении - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец Департамент городского имущества г. Москвы обратился в суд с иском к ответчику Лесных С.В. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: ****, со снятием с регистрационного учета; возложении на ответчика обязанности по передаче жилого помещения в освобожденном виде.
В обоснование требований истец указал, что квартира N *** по адресу: **** принадлежит на праве собственности городу Москве. По сведениям, содержащимся в выписке из домовой книги, по указанному адресу зарегистрирован ответчик Лесных С.В. Распоряжением Префектуры ЮВАО г. Москвы от 25 ноября 2009 года N 5271жк "О предоставлении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы гражданину Лесных С* В*" предоставлена Лесных С.В, оперуполномоченному отделения уголовного розыска ОВД по Нижегородскому району г. Москвы на одного однокомнатная квартира площадью жилого помещения 32, 8 кв.м, жилой 9 кв.м. по адресу: ***** на время прохождения службы. Согласно выписке из приказа УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве от 24.05.2010 г. N 167 л/с, Лесных С.В. уволен со службы из органов внутренних дел по достижении предельного возраста. Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 25 июля 2017 года N 23049 признано утратившим силу распоряжение от 25.11.2009 N 5271жк. Ответчику разъяснена необходимость освобождения квартиры, однако до настоящего времени он не освободил спорное жилое помещение и продолжает в нем проживать, не имея на то законных оснований, чем нарушает право собственности города Москвы на данную квартиру.
Представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Ответчик, представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции явились, против удовлетворения заявленных требований возражали.
Третье лицо ГУ МВД России по г. Москве в судебное заседание суда первой инстанции не явилось.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились ответчик Лесных С.В. и его представитель, которые возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
Суд первой инстанции, при вынесении решения, верно руководствовался положениями ст.ст. 35, 92, 93, 103 Жилищного кодекса РФ, ст. 44 ФЗ "О полиции", п.п. 2.5-2.9 Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 г. N 1128-ПП "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы", п.п. 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что квартира N ***, расположенная по адресу: ****, принадлежит на праве собственности г. Москве, которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (кадастровый номер ****).
Из материалов дела следует, что распоряжением Префекта ЮВАО г. Москвы от 22 января 2003 года N 155 жк Управлению внутренних дел ЮВАО г. Москвы передана однокомнатная квартира по адресу: **** для заключения договора аренды сроком на 5 лет между УВД ЮВАО г. Москвы и УДЖПиЖФ в ЮВАО г. Москвы с последующим заключением с Кулага (Лесных) С.В, участковым уполномоченным ОВД "Нижегородский", договора субаренды сроком на 5 лет.
22 января 2003 года на основании указанного распоряжения между УВД ЮВАО г. Москвы и Кулага (Лесных) С.В. заключен договор субаренды данного жилого помещения.
По сведениям, содержащимся в выписке из домовой книги, по указанному адресу зарегистрирован ответчик Лесных С.В. (дата регистрации 08.10.2003).
Распоряжением Префектуры ЮВАО г. Москвы от 25 ноября 2009 года N 5271 жк "О предоставлении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы гражданину Лесных С* В*", предоставлена Лесных С.В, оперуполномоченному отделения уголовного розыска ОВД по Нижегородскому району г. Москвы на одного однокомнатная квартира площадью жилого помещения 32, 8 кв.м, жилой 9 кв.м по адресу: ***** на время прохождения службы.
Согласно выписке из приказа УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве от 24.05.2010 г. N 167 л/с, Лесных С.В. уволен со службы из органов внутренних дел по достижении предельного возраста с 24.05.2010 г.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 25.07.2017 г. N 23049, признано утратившим силу распоряжение префектуры ЮВАО г. Москвы от 25 ноября 2009 года N 5271 жк "О предоставлении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы гражданину Лесных С* В*" в отношении предоставленной однокомнатной квартиры по адресу: ****.
Ответчику разъяснена необходимость освобождения квартиры в связи с признанием утратившим силу решения органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения в связи с прекращением трудовых отношений между ответчиком и ГУ МВД России по г. Москве.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, с лужебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии с п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 (далее - "Типовое положение"), сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Согласно п. 28 Типового положения, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены: сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Указанное Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Согласно сведениям ГУ МВД России по г. Москве от 23 июня 2022 года N 20/4933, Лесных С.В, 09 июля 1963 года рождения, зарегистрированный по адресу: **** состоит на учете по улучшению жилищных условий на получение жилой площади по договору социального найма в ГУ МВД России по г. Москве с 1995 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что, с учетом вышеприведенных норм во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, ответчик, имеющий выслугу 29 лет 5 месяцев 14 дней в правоохранительных органах, то есть более 10 лет, уволенный по выслуге лет, дающей право на пенсию, с 1995 года и по настоящее время состоит в органе внутренних дел на учете по улучшению жилищных условий, в собственности жилых помещений не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения не является, следовательно, ответчик является нуждающимся в жилом помещении лицом.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что ответчик имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как сотрудник полиции, имеющий выслугу более 10 лет и получающий пенсию за выслугу лет, с учетом обязательств государственных органов перед ответчиком по предоставлению жилого помещения, которые не выполнены до настоящего времени, требование тех же органов исполнительной власти о выселении ответчика из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не могут быть удовлетворены.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истца о неправомерном применении судом вышеуказанного Типового положения, утв. Постановлением Правительства РФ N 897 от 17.12.2002, поскольку спорное жилое помещение не отнесено к собственности Российской Федерации, не передавалось в оперативное управление органам внутренних дел, либо другим федеральным правоохранительным органам, собственником спорного жилого помещения является город Москва, судебная коллегия находит основанными на неверном толковании норм материального права.
Служба в органах внутренних дел, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 1038, Министерство внутренних дел Российской Федерации отнесено к правоохранительным органам.
В соответствии с п. 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N 897 установлено, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 27, 28 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 указанного Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
То обстоятельство, что служебный жилищный фонд, выделенный для сотрудников МВД в порядке, установленном п. 2 Постановления, не был закреплен на праве оперативного управления за соответствующим подразделением органов внутренних дел, не может лишать сотрудника, в данном случае Лесных С.В, тех гарантий, которые предусмотрены п. 28 указанного Постановления.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, что было предметом проверки судом первой инстанции, и выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, а потому, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда города Москвы от 11 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.