Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2008 г. N А13-3083/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Кульковой И.Н. (доверенность от 09.01.2008 N 11), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.06.2008 (судья Кудин А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 (судьи Осокина Н.Н., Потеева А.В., Чельцова Н.С.) по делу N А13-3083/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стегозавр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 29.04.2008 NN 173, 172, 171, 170, 169, 168, 167, 166, 165, 164, 163, 162, 161 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 27.06.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008, заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 13.11.2008 объявлялся перерыв до 17.11.2008.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка Общества по вопросу полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (модель Самсунг ER-4615RK заводской KKS 050251678), в отделе "Книги" в Центральном универмаге, расположенном по адресу: город Вологда, улица Благовещенская, дом 4, за период с 17.01.2008 по 17.03.2008, по результатам которой составлены акт о проверке наличных денежных средств кассы от 17.03.2008 и акт проверки полноты учета выручки от 24.03.2008 N 34.
Налоговая инспекция вынесла определение от 23.03.2008 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении и 17.04.2008 составила протоколы NN 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями от 29.04.2008 NN 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173 налоговая инспекция привлекла Общество к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначила ему наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей за каждое из допущенных нарушений. Обществу вменено в вину неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.
В ходе проверки было установлено, что Общество в ряде случаев оприходовало денежные средства в кассу Общества не в день их поступления, а позже: выручка, полученная 01.03.2008 в сумме 7 504 руб. 50 коп., оприходована в кассу 02.03.2008, выручка, полученная 04.03.08 в сумме 8 589 руб., оприходована в кассу 08.03.08; выручка, полученная 05.03.2008 в сумме 9 307 руб., оприходована в кассу 08.03.2008; выручка, полученная 07.03.08 в сумме 17 494 руб. 50 коп., оприходована в кассу 08.03.2008; выручка, полученная 03.03.2008 в сумме 8065 руб., оприходована в кассу 08.03.2008; выручка, полученная 06.03.2008 в сумме 9019 руб., оприходована в кассу 08.03.2008; выручка, полученная 09.03.2008 в сумме 6484 руб. 50 коп., оприходована в кассу 12.03.2008 в сумме 2800 руб., сумма неоприходованной (неполностью оприходованной) в кассу денежной наличности составила 3684 руб.; выручка, полученная 11.03.2008 в сумме 5129 руб. 50 коп., оприходована в кассу 12.03.2008; выручка, полученная 13.03.2008 в сумме 5378 руб., оприходована в кассу 17.03.2008; выручка, полученная 10.03.2008 в сумме 4088 руб., оприходована в кассу 12.03.2008; выручка, полученная 15.03.2008 в сумме 5336 руб. 50 коп., оприходована в кассу 17.03.2008; выручка, полученная 14.03.2008 в сумме 4583 руб., оприходована в кассу 17.03.2008; выручка, полученная 16.03.08 в сумме 4303 руб., оприходована в кассу 17.03.2008.
Налоговая инспекция полагает, что Обществом в данном случае нарушены положения пунктов 3, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила), пунктов 6, 7, 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Центральным банком Российской Федерации 18.08.1993 N 51 и Государственной налоговой службы Российской Федерации 18.08.1993 N ВЗ-6-13/272.
Признавая незаконными оспариваемые постановления, суды первой, и апелляционной инстанций указали на то, что в данном случае имело место не неоприходование (неполное оприходование), а несвоевременное оприходование Обществом полученной выручки, ответственность за которое статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Согласно пунктам 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Пунктом 6.1 Типовых правил установлено, что кассир (кассир-операционист) составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира-операциониста".
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Из изложенного следует, что оприходование денежной наличности включает в себя ряд обязательных последовательных действий работников предприятия, без осуществления хотя бы одного из которых процесс оприходования нельзя признать завершенным.
Из постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 10196/05 следует, что поскольку требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.
Таким образом, под неоприходованием денежной наличности в кассу следует понимать неоприходование ее в кассу в день получения выручки.
Из изложенного следует, что вывод суда о том, что в рассматриваемом случае несвоевременное оприходование в кассу денежной наличности не является неоприходованием, является неправомерным.
Следовательно, судебные акты подлежат отмене, поскольку событие правонарушения имело место.
Вместе с тем, судами не исследованы доводы Общества, приведенные в дополнении к заявлению (л.д. 60 тома 3) о том, что поскольку предприятие имеет три торговые точки, то работник не имеет возможность забирать выручку ежедневно со всех точек в конце рабочего дня. Исследование данного вопроса имеет значение для установления вины Общества в совершенном нарушении, а также для решения вопроса о возможности освобождения Общества от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Таким образом, в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
При новом рассмотрении суду следует исследовать все заявленные сторонами доводы и вынести законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.06.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по делу N А13-3083/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г. N А13-3083/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника