Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2-4125/2018 по административному иску Троценко Владимира Николаевича к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей
по апелляционной жалобе административного истца Троценко В.Н. на решение Бабушкинского районного суда адрес от 26 ноября 2018 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Троценко В.Н. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий его содержания в ФКУ СИЗО-4, а также при перевозке в здание суда и обратно, неполучении медицинской помощи, присуждении компенсации в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что содержался в ФКУ СИЗО-4 с 29 декабря 2014 года по 7 января 2017 года, где условия содержания являлись ненадлежащими, адекватная медицинская помощь не оказывалась, допущены нарушения при его перевозке в суд и обратно.
Решением Бабушкинского районного суда адрес от 26 ноября 2018 года в удовлетворении требований Троценко В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Троценко В.Н. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Дело рассматривалось в апелляционном порядке неоднократно. Проверив при новом апелляционном рассмотрении материалы настоящего дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В соответствии со статьй 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 16 данного Федерального закона Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей устанавливается порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;
8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;
9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;
13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;
16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Статьей 17.1 данного Федерального закона предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу статьи 23 названного закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (мужчины).
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утверждены приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189.
Судом первой инстанции установлено, что Троценко В.Н. содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес в период с 30 декабря 2014 года по 6 января 2017 года.
30 декабря 2014 года по прибытии в ФКУ СИЗО-4 Троценко В.Н. был размещен в камеру N 514. адрес камеры 17, 53 кв.м, оборудована 3 спальными местами.
31 декабря 2014 года Троценко В.Н. был размещен в камеру N917, общей площадью 34, 21 кв.м, которая оборудована 8 спальными местами.
19 октября 2015 года Троценко В.Н. переведен в камеру N 817, общей площадью 34, 21 кв.м, которая оборудована 8 спальными местами.
9 ноября 2015 года Троценко В.Н. был размещен в камеру N 917. адрес камеры 34, 21 кв.м, оборудована 8 спальными местами.
Все камеры следственного изолятора для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных оборудованы в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственного изолятора уголовно-исполнительной системы", а именно: имеется туалет, расположенный в углу камеры (со стороны входа), расположение санитарного узла обеспечивает достаточную степень изолированности (в соответствии с требованиями
СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума"), высота перегородок составляет 1, 5 адрес выполнены из кирпичной кладки с облицовкой из керамической плитки, выше перегородок до потолка расположен поликарбонат, установлена деревянная дверь. Умывальник (с горячим и холодным водоснабжением), кровати, столы, тумбочки, скамейки, отсекающая решетка 5х5 см размер ячейки по осям, диаметр стального прутка - 8 мм, размер окон 190х140 см, рабочее и дежурное освещение с лампами накаливания, огражденные решеткой, имеется вентиляция (вытяжная), радиоточка, шкаф для продуктов, полка для туалетных принадлежностей, вмонтированное в стену зеркало, вешалка для верхней одежды, кнопка вызова младшего инспектора на посту у камер. В камерах ежемесячно производится дератизация и дезинфекция. Постельное белье выдавалось по нормам и стандартам, указанным в приказе Приказ Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".
Размещение курящих и не курящих подозреваемых, обвинятемых и осудженных в учреждении осуществляется по мере возможности. Лимит наполнения учреждения составляет 1731 человек, на тот период в учреждении содержалось 2138 человек, из них чило курящих составляло 197 человек.
Питание лиц, содержащихся под стражей, на момент пребывания Троценко В.Н. в СИЗО-4 было организовано согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", приказу Минюста России от 26 февраля 2016 года N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" и приказу ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным оказывается медицинскими работниками безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи.
По прибытии в СИЗО-4 все подозреваемые, обвиняемые и осужденные проходят санитарную обработку и медицинское обследование. По данным ФКУ МСЧ-77 Медицинской части N4 Троценко В.Н. на диспансерном учете не состоял. В удовлетворительном состоянии 6 января 2017 года убыл в распоряжение ФКУ СИЗО-1 УФСИН адрес.
В соответствии с пунктом 134 Правил Троценко В.Н. имел возможность пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1, 5 часов. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов, оборудованных скамейками, площадь прогулочных дворов составляет от 18, 1 до 94, 86 кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства доказательств противоправности действий (бездействия) административного ответчика, выразивашихся в необеспечении Троценко В.Н. надлежащих условий содержания, не представлено.
Судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В силу части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их оспаривает.
Из содержания указанной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации), право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2), а о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (абзац второй пункта 14).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3).
Исходя из анализа приведенных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая компенсаторный механизм присуждения компенсации за нарушение условий содержания, для правильного разрешения вопроса о ее размере необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их продолжительность, какие последствия они повлекли именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей, были ли они восполнены каким-либо иным способом. При этом во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации соответствующие мотивы определения ее размера должны быть приведены в судебном акте.
Как усматривается из представленных материалов дела, признавая условия содержания Троценко В.Н. отвечающими требованиям закона, суд первой инстанции основывался лишь на возражниях административного ответчика, исходя из которых за период содержания в ФКУ СИЗО-4 административный истец не обращался с жалобами на ненадлежащие условия содержания, в связи с чем нарушение прав и законных интересов Троценко В.Н. отсутствует.
Однако доказательств, подтверждающих доводы административного ответчика о надлежащих условиях содержания Троценко В.Н. в следственном изоляторе, изложенные в письменных возражениях, административным ответчиком не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что лимит наполнения ФКУ СИЗО-4 составляет 1731 человек, в спорный период в учреждении содержалось 2138 человек.
Кроме того, нельзя не признать, что сведениями административного ответчика о площадях камер, наполненности СИЗО спецконтингентом и оборудованием (кровати, стол, скамьи, шкаф, организация санузла и др.) объективно подтверждаются и доводы Троценко В.Н. о его размещении при крайне большом дефиците личного пространства. При таких данных, судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства, полагает, что административным ответчиком не исполнена обязанность по доказыванию отстуствия нарушения прав административного истца и соблюдению установленных норм санитарной площади в камере на одного человека, а также санитарно-эпидемиологических требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований Троценко В.Н.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу Троценко В.Н. компенсации, судебная коллегия полагает, что предъявленная к взысканию административным истцом сумма в размере сумма является чрезмерно завышенной, в связи с чем, оценивая характер и продолжительность нарушения, отсутствие для административного истца необратимых физических и психологических последствий, полагает возможным взыскать в пользу Троценко В.Н. компенсацию в размере сумма, как соответствующую степени допущенного нарушения, с учетом всех обстоятельств дела.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что из представленной копии медицинской карты Троценко В.Н. следует, что по фактам обращения административному истцу была оказана медицинская помощь, проведен осмотр, назначены препараты, в связи с чем доводы административного истца о неоказании медициской помощи являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда адрес от 26 ноября 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Троценко Владимира Николаевича компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере сумма.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.