адм. дело N33а-4257/2022
р/с N2а-1887/2021
05 августа 2022 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 декабря 2021 года, которым постановлено:
"Отказать фио в удовлетворении требований к Минюсту России о признании решения незаконным, его отмене, исключении из реестра",
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным с момента принятия и отмене распоряжения о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложении на административного ответчика обязанность исключить фио из указанного реестра, мотивируя свои требования тем, что 20 августа 2021 года административным ответчиком принято решение о включении его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, с чем административный истец не согласен, поскольку никакой объективной необходимости для возложения на него обязанности по предоставлению в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности о расходовании денежных средств, использовании его имущества и осуществлении деятельности не имелось, при этом, указанное решение носит политический характер, ограничивает профессиональную деятельность фио и нарушает права последнего, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в том числе и статьей 1 Протокола N1 к Конвенции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио - фио, представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 декабря 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06 августа 2021 года в Минюст России из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступила информация о получении фио денежных средств от иностранных источников, в частности, в декабре 2020 года 1 транзакцией на сумму сумма от "SREDA FOUNDATION"; с февраля 2019 года по октябрь 2020 года 18 транзакциями на общую сумму сумма от "JOURNALISM DEVELOPMENT NETWORK"; в марте 2020 года 1 транзакцией на сумму сумма от "INTERNEWS NETWORK" (США); в феврале 2021 года 1 транзакцией на сумму сумма от INVESTIGATIVE JOURNALISTS NGO" (Армения); с апреля 2020 года в феврале 2021 года 11 транзакциями на общую сумму сумма от "INVESTIGATIVE & CREATIVE JOURNALIST ASSOCIATION".
Справка о получении денежных средств фио подписана оперуполномоченным уполномоченным 5 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по адрес подполковником полиции фио.
Также Генеральной прокуратурой Российской Федерации представлена информация о том, что на сайте интернет - издания "Важные истории" (https://istories.media/) публикуются материалы, в том числе за авторством фио, доступные для неограниченного круга лиц, такие как: публикация под названием "Брат помощника или помощник брата?" (автор: фио. Редакторы: фио, фио), размещена 12 мая 2021 года; публикация под названием "Маленькое герцогство раскрыло большие секреты. Кто прятал миллиарды в Люксембурге" (авторы: фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио), размещена 08 февраля 2021 года; публикация под названием "Сомнения на миллионы долларов: друзья фио, лоббисты, чиновники - в подозрительных транзакциях американских банков" (авторы: фио, фио, фио, фио, фио, фио), размещена 20 сентября 2020 года.
19 августа 2021 года в отношении указанного лица из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) поступила следующая информация:
фио - российский журналист, работает в проекте "Важные истории" (https://istories.media/).
адрес информации, подготовленный фио, распространяется на сайтах https://istories.media/, https://www.occrp.org/ и в его аккаунтах в социальных сетях. "Facebook" https://www.facebook. com/roman.shleynov.
За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлен ряд материалов в иностранных средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, при создании которых используются или пересказываются материалы фио, созданные им для ресурса "Важные истории".
Примеры основных материалов:
"Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)":
1. ""Важные истории": бывший зять фио купил долю в "Сибуре" за сумма" (https://www.svoboda.org/a/30987653.html), ""О нравах русской элиты" (https://www.svoboda.org/a/publikaciya-o-nravahrusskoy -elity/30988738.html), "Сват фио лишился акций банка "Россия" после развода фио" (https://www.svoboda.org/a/30991537.html), "В "Сибуре" подтвердили, что Шамалов приобрёл акции за сумма" (https://www.svoboda.org/a/30989872.html). (07 декабря 2020 года - 09 декабря 2020 года).
2. "СМИ: отравление Навального схоже с убийством банкира Кивелиди" (https://www.svoboda.org/a/30900835.html). (19 октября 2020 года).
"Idel.Реалии":
1. "Китайские инвесторы, друг и "зять" фио. Кому достался ТАИФ?" (https://www.idelreal.org/a/31227768.html). (29 апреля 2021 года).
"Сибирь.Реалии":
1. "Бывший зять фио всего за сумма купил долю в крупнейшей нефтехимической компании России "Сибур": расследование OCCRP и "Важных историй" (https://www.sibreal.org/a/shamalov-kupil-dolyu-vsibure-za-100-dollarov /30987981.html) (07 декабря 2020 года).
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, у Министерства юстиции Российской Федерации имелись достаточные основания для принятия такого распоряжения в силу Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", и учитывая, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации не нарушает и не ограничивает права и свободы административного истца, указанные в статьях 29 и 30 Конституции Российской Федерации и статьях 8, 10 и 11 Конвенции, в том числе и статье 1 Протокола N1 к Конвенции, суд не нашел оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
На основании положений статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
К указанным лицам могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержден Приказом Министерство юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении физического лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности фио достоверные сведения о размещении материалов, в том числе в иностранных средствах массовой информации, получаемых им средствах от иностранных источников, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", сомнения в обоснованности принятого Министерством юстиции Российской Федерации распоряжения отсутствуют. Оспариваемое распоряжение принято административным ответчиком в пределах полномочий, с соблюдением процедуры и при наличии к тому оснований.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.