Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Галан А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-638/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Попковой С.В. на решение Хорошевского районного суда адрес от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии района Хорошево-Мневники адрес от 23 июня 2021 года о признании гражданина фио фио, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Скрипник Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес - Мневники адрес об обжаловании решения о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Требования мотивированы тем, что состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес по адрес. 23 июня 2021 года принято решение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С таким решением не согласен, оснований для принятия такого решения не имелось.
Хорошевским районным судом адрес 24 ноября 2021 года постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика, указав на нарушение норм материального права.
Представитель административного ответчика Попкова С.В. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, проверив решение и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 23 июня 2021 года призывная комиссия адрес в отношении Скрипника Н.В. вынесла заключение о том, что он признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Из копии личного дела следует, что Скрипник Н.В. 17 марта 2021 г. подал в военный комиссариат адрес заявление о выдаче билета, в котором указал, что родился 24 января 1994 г. в адрес; временно зарегистрирован по адресу: адрес; гражданство Российской Федерации принято в 2008 г.
К своему заявлению Скрипник Н.В. представил копию паспортные данные. А также представил свидетельство о регистрации по месту пребывания, в соответствии с которым Скрипник Н.В. с 11 марта 2021 г. по 04 марта 2022 года зарегистрирован по адресу: адрес.
В выписке из домовой книги по данному адресу указано, что Скрипник Н.В. места жительства ранее не имел.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что призывной комиссией проводились в отношении административного истца действия, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата не направлялись.
Названные суждения суда первой инстанции, по убеждению судебной коллегии, являются неверными; они не соответствуют законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Федеральный закон N 53-ФЗ).
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно Федеральному закону N 53-ФЗ подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федеральный закон N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение).
В силу пункта 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием для зачисления в запас гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 28 названного Федерального закона, является установление факта, что он не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождение от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ на граждан возложены обязанности по воинскому учету, в частности, предусмотрено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства.
Среди иных обязанностей граждан по воинскому учету, установленных статьей 10 названного Федерального закона, предусмотрено:
- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Согласно статьям 8 - 9 указанного Федерального закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (пункт 1 статьи 8). Воинский учет граждан по общему правилу осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства; военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения) (пункт 2 статьи 8). Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.Согласно статьям 8 - 9 указанного Федерального закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (пункт 1 статьи 8). Воинский учет граждан по общему правилу осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства; военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения) (пункт 2 статьи 8). Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.
Из указанных положений следует, что в целях обеспечения воинского учета граждане, в частности, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в связи с должны явиться в военный комиссариат для первоначальной постановки на воинский учет в оговоренные законодателем сроки.
В силу закона от данных обязанностей Скрипник Н.В. не освобожден, после получения гражданства должен был встать на воинский учет. Однако, в материалах дела не имеется доказательств того, что Скрипник Н.В. до исполнения ему 27 лет состоял на воинском учете по месту жительства, проходил военную службу; законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождение от исполнения воинской обязанности, в юридически значимый период и до достижения возраста 27 лет, не имел, в связи с чем оснований полагать заключение призывной комиссии незаконным, принятым с нарушением прав административного истца не имеется.
Из материалов дела не следует, что Скрипником Н.В. предпринимались меры к исполнению предусмотренной законом конституционной обязанности явиться в военный комиссариат для первоначальной постановки на воинский учет в оговоренные законодателем сроки; соответственно военный комиссариат и призывная комиссии объективно были лишены возможности проводить по отношению к административному истцу призывные мероприятия, поскольку какими-либо сведениями о гражданине не располагали. К тому же Скрипник Н.В. явился в военный комиссариат уже после того как ему исполнилось 27 лет, что свидетельствует о злоупотреблении своими правами.
Таким образом, решение призывной комиссии о признании заявителя не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принято в соответствии с положениями Федерального закона N 53-ФЗ.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Скрипником Н.В. требований.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда адрес от 24 ноября 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Скрипника Н.В. к призывной комиссии адрес - Мневники адрес о признании незаконным и отмене решения о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, устранении допущенного нарушения прав отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.