Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Колесниковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-176/2022 по апелляционной жалобе административного истца, представителя административных истцов по коллективному иску фио на решение Тверского районного суда адрес от 18 марта 2022 года, которым постановлено:
коллективное административное исковое заявление фио, действующего в своих интересах и интересах определенного круга лиц, к Правительству адрес, Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки Правительства адрес, Градостроительно-земельной комиссии адрес, Департаменту информационных технологий адрес, Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы адрес о признании незаконными бездействия, решений, обязании устранить допущенные нарушения, оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио, представляющий также интересы административных истцов по коллективному иску, обратился в суд с административным иском к Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, Правительству адрес, Градостроительно-земельной комиссии адрес, Департаменту информационных технологий адрес, Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы адрес и просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, допущенное в рамках проекта планировки территории кварталов 1-2 адрес, а также проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении данной территории; признать незаконным заключение о результатах общественных обсуждений от 28 августа 2020 года N 280/20 по проекту планировки территории, заключение о результатах общественных обсуждений от 28 августа 2020 года N 281/20 по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес, обязать направить на доработку проект планировки территории и проект изменений в правила землепользования и застройки адрес с проведением общественных обсуждений и публичных слушаний после соответствующего оповещения.
Требования мотивированы тем, что общественные обсуждения проведены с нарушением требований Градостроительного кодекса адрес, Порядка организации и проведения общественных обсуждений в адрес при осуществлении градостроительной деятельности в адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП. В рамках проекта планировки территории кварталов 1-2 адрес запланировано строительство улиц местного значения, в частности сквозного внутриквартального проезда шириной до 15 метров, который должен пройти параллельно адрес вдоль южных сторон домов 14 корп. 2, 12 корп. 7, 10 корп. 6, 10 корп. 5 по адрес. В результате данного строительства жители домов лишатся зеленой пешеходной зоны с южной стороны домов, а проезд вдоль домов, школ, и дошкольных учреждений создаст опасность для жизни детей, что ухудшает их условия проживания.
Административный истец Соколов П.А, действующий в своих интересах и интересах Киселевой Е.В, Чижова А.В, Чижовой Г.А, Фатьяновой А.И, Яценко Я.Н, Кравченко В.С, Зайченко В.А, Скобель Е.Л, Петровой Л.В, Киселевой И.С, Щукиной Г.А, Букановой Н.А, Андреевой Е.В, Арунова А.В, ГБОУ адрес "Школа N 1248", Коротковой А.А, Коротковой И.Б, Сергеевой Т.А, Шиляевой Л.С, Морозова А.С, Смирновой Е.В, Федорова Н.А, Федоровой Н.В, Приваловской А.Ю, Плотникова А.Ю, Поздеева В.В, Поздеевой О.В, Артамоновой Е.И, Рекке М.Р, Костиной Г.Н, Дмитриевой Е.Л, Захаренко Р.Л, Ермаковой Т.Ю, Табачниковой Е.С. в порядке ст. 42 КАС РФ, в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Департамента информационных технологий адрес по доверенности фио в судебном заседании требования административного иска просила оставить без удовлетворения.
Представитель ответчиков Правительства адрес, Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве адрес, Градостроительно-земельной комиссии адрес по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в адрес по доверенности фио в судебном заседании требования административного иска не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец, указывая на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, представляющего также интересы истцов по коллективному административному иску, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Правительства адрес фио, представителя Департамента информационных технологий адрес, действующей на основании доверенности фио, сочтя возможным по правилам ст.ст.150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что 25 июня 2020 года на заседании Градостроительно-земельной комиссии адрес были приняты решения о проведении общественных обсуждений в электронной форме по проекту планировки территории кв. 1-2 адрес, проекту внесения изменений в правила землепользования и застройкой адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории кв. 1-2 адрес.
Общественные обсуждения по вышеуказанным вопросам проведены с использованием адрес гражданин" в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса адрес, Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП "Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес", распоряжением Департамента информационных технологий адрес от 28 июня 2019 года N 64-16-273/19 "Об утверждении правил использования сайта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес".
Оповещение о начале общественных обсуждений по проектам было опубликовано 31 июля 2020 года в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, экспозиция по проектам была открыта 10 августа 2020 года на официальном сайте и проведена в период с 10 августа по 23 августа 2020 года.
04 сентября 2020 года подготовлены Заключения о результатах общественных обсуждений по проекту планировки территории кварталов 1-2 адрес, по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: кв. 1-2 адрес, о проведении общественных обсуждений составлены протоколы от 28 августа 2020 года NN 280/20 и 281/20.
Заключения о результатах общественных обсуждений размещены 04 сентября 2020 года в общем доступе.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия нарушения прав административных истцов проведением общественных обсуждений с использованием адрес гражданин", при этом суд установил, что административными истцами пропущен срок для обращения в суд.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ по проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Таким правовым актом в адрес является Градостроительный кодекс адрес.
Статьей 68 Градостроительного кодекса адрес перечислены проекты, по вопросам градостроительной деятельности которых проводятся публичные слушания, в перечень которых входят проекты правил землепользования и застройки, проекты изменений правил землепользования и застройки - в границах территории, применительно к которой подготовлены указанные проекты(пункт 2 части 1 статьи 68).
Вместе с тем согласно части 1 статьи 68.1 Градостроительного кодекса адрес общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам, указанным в части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. Порядок принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливается Правительством Москвы.
Таким порядком в адрес является Порядок организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП (далее Порядок).
Согласно пункту 1.1 Порядка общественные обсуждения проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом адрес от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс адрес" (далее - Градостроительный кодекс адрес) и настоящим Порядком организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес (далее - Порядок) в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности.
В силу пункта 1.2 Порядка для проведения общественных обсуждений используется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) государственная информационная система, определенные Департаментом информационных технологий адрес (далее - официальный сайт).
На основании пункта 1.4 Порядка организатором общественных обсуждений является Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (далее - организатор).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка решение о проведении общественных обсуждений в соответствии с настоящим Порядком принимается организатором на основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес, предусматривающего проведение общественных обсуждений по проектам документов и проектам решений, указанным в частях 2 и 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса адрес (далее - проекты). В решении Градостроительно-земельной комиссии адрес в соответствии с федеральными законами, законами адрес, иными правовыми актами адрес, регулирующими вопросы, связанные с проведением публичных слушаний и общественных обсуждений, определяются сроки проведения общественных обсуждений с учетом установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации предельных сроков, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений.
На основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес организатором принимается решение о проведении общественных обсуждений по иным вопросам, не указанным в абзаце первом настоящего пункта. В решении Градостроительно-земельной комиссии адрес определяются сроки проведения общественных обсуждений, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений. Такие общественные обсуждения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящим Порядком для проведения общественных обсуждений по проектам.
Процедура проведения общественных обсуждений регламентирована пунктом 2 Порядка, который включает в себя: оповещение о начале общественных обсуждений (п. 2.1), которое включает в себя опубликование оповещения о начале общественных обсуждений на официальном сайте не позднее чем за 7 календарных дней до дня размещения проекта на официальном сайте (п. 2.1.2.1), размещение оповещения о начале общественных обсуждений на информационных стендах, оборудованных около зданий или в зданиях территориальных органов исполнительной власти адрес, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных в пределах территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения. Конструкции указанных информационных стендов должны быть всесезонными, влагоустойчивыми, ветроустойчивыми (п.2.1.2.2), распространение оповещения о начале общественных обсуждений иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений к указанной информации, при наличии соответствующего решения организатора общественных обсуждений (п.2.1.2.3); размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта. Проведение экспозиции проекта (п.2.2); подготовка и оформление протокола общественных обсуждений (п.2.3), подготовка, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений(п.2.4)
Согласно пункту 2.3.1 Порядка после окончания срока размещения проекта на официальном сайте и проведения экспозиции по проекту организатором осуществляется подготовка и оформление протокола общественных обсуждений по форме, утверждаемой Департаментом информационных технологий адрес. К протоколу общественных обсуждений прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц)(п. 2.3.2).
Как верно установилсуд первой инстанции, установленный законом Порядок проведения общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории кварталов 1-2 адрес Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы был соблюден.
Материалами дела подтверждено, что лица, которые приняли участие в общественных обсуждениях имели возможность реализовать свое право на выражение мнения относительно проекта планировки территории кварталов 1-2 адрес, проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: кв. 1-2 адрес, а также оставить замечания и предложения, данным правом воспользовались и административные истцы Сергеева Т.А, Морозов А.С, Федоров Н.А, Дмитриева Е.Л, Захаренко Р.Л. Все имеющиеся замечания нашли отражение в протоколе общественных обсуждений.
Тем самым, право на участие в общественных обсуждениям жителям квартала было предоставлено, равно как и предоставлено участие в голосовании.
Доводам административного истца, изложенным в апелляционной жалобе о том, что было нарушено его право на доступ к сайту для участия в общественных обсуждениях, суд первой инстанции дал надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд ошибочно применил положения процессуального законодательства, сославшись на пропуск административными истцами срока для обращения в суд с административным иском, на правильность выводов суда не влияют и отмены решения не влекут, поскольку решение суда содержит мотивированные выводы о рассмотрении требований по существу.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца, представителя административных истцов по коллективному иску фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.