Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-540/2021 по апелляционной жалобе административного истца Хасана фио Файсали на решение Басманного районного суда адрес от 14 декабря 2021 года об отказе в удовлетворении требований Хасана фио Файсала к Главному управлению по вопросам миграции МВД России о признании решения незаконным, отмене решения, обязании предоставить временное убежище,
УСТАНОВИЛА:
Хасан фио Файсал, являясь гражданином адрес, обратился в суд с административным иском к ГУВМ МВД России, в котором просил признать незаконным и отменить решение Главного управления по вопросам миграции МВД России N 1837 от 27 июля 2021 года о признании правомерным решения ГУ МВД России по адрес от 22 июня 2021 года об отказе в предоставлении ему временного убежища на адрес, обязать отменить решение ГУ МВД России по адрес от 22 июня 2021 года об отказе в предоставлении ему временного убежища на адрес, мотивируя требования тем, что при вынесении решения не были учтена внутриполитическая ситуация в Сирии.
Решением Басманного районного суда адрес от 14 декабря 2021 года отказано в удовлетворении требований Хасана фио Файсала.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильной оценке собранных по делу доказательств, нарушении норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца Хасана фио Файсала, его адвоката фио, возражения представителя административного ответчика фио, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с этим суд применительно к частям 9, 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела следует, что Хасан фио Файсал, паспортные данные, является гражданином адрес (далее - Ирак), паспортные данные. По национальности ? араб, вероисповедание - ислам (суннит). Родной язык - арабский, русским языком владеет на бытовом уровне. Образование - среднее. Прежнее постоянное место жительства заявителя в стране гражданской принадлежности: адрес.
По данным автоматизированной системы Центрального банка данных
по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - АС ЦБДУИГ), Хасан фио Файсал последний раз прибыл в Российскую Федерацию 15 апреля 2017 года воздушным транспортом через пункт пропуска Государственной границы Российской Федерации "Внуково" авиарейсом "Тбилиси-Москва" на основании однократной обыкновенной визы N ТБС246923, периодом действия с 14 апреля 2017 года по 12 июля 2017 года, с частной целью.
При пересечении государственной границы предъявил заграничный паспорт гражданина Ирака N А4904179, выданный компетентными органами Ирака 23 сентября 2013 года (утрачен заявителем в августе 2017 г.).
Хасан фио Файсал состоит в браке с гражданкой Российской Федерации фио, паспортные данные, что следует из свидетельства о заключении брака N 01161014400 выдано 14 июля 2016 года Тбилисской службой гражданского реестра Агентства по развитию государственных сервисов.
На территории страны гражданской принадлежности родственников не имеет, отец проживает в Германии на основании вида на жительство, мать - в Греции.
Личность Хасан фио Файсал установлена на основании заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства N 1/21, выданного ОВМ ОМВД России по адрес.
Согласно марка автомобиля ЦБДУИГ Хасан фио Файсал состоял до 24 июня
2021 года на миграционном учете по месту пребывания по адресу: адрес.
Источник средств к существованию - на иждивении супруги, материальная помощь отца, а также непостоянный заработок от раздачи рекламных листовок (без оформления разрешительных документов).
09 октября 2017 года Хасан фио Файсал впервые обратился в УВМ ГУ МВД России по адрес с заявлением о предоставлении временного убежища на адрес. Указал, что покинул адрес по причине нестабильной военно-политической обстановки, а также по религиозным убеждениям. Уверен, что в случае возвращения на родину подвергнется преследованию шиитами, хотя ранее, со слов, каким-либо притеснениям с их стороны не подвергался. Сообщил, что реальной угрозы быть подвергнутому пыткам, жестокому обращению, насилию на адрес для него нет, полицией, военными или властями какой-либо из стран не разыскивается. Повесток либо других документов подтверждающих, что заявитель разыскивается властями государства гражданской принадлежности не получал, в инциденты с применением физического насилия вовлечен не был. Уголовному преследованию не подвергался. В политических, религиозных либо иных общественных организациях не состоял. В 2013 году выехал на адрес, где постоянно проживал до убытия на адрес.
Решением ГУ МВД России по адрес от 23 ноября 2017 года Хасану фио Файсалу отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах". Указанное решение было обжаловано заявителем в судебном порядке.
Решением Люберецкого городского суда адрес от 07 февраля 2018 года решение ГУ МВД России по адрес от 23 ноября 2017 года признано правомерным, в удовлетворении исковых требований Хасана фио Файсала отказано.
24 марта 2021 года Хасан фио Файсал повторно обратился в УВМ ГУ МВД России по адрес с заявлением о предоставлении временного убежища на адрес. Свое заявление обосновал опасением подвергнуться преследованиям на адрес со стороны представителей проиранских шиитских вооруженных группировок.
Решением ГУ МВД России по адрес от 22 июня 2021 года административному истцу отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах". Решение он обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 27 июля 2021 года N 1837 решение территориального органа МВД России признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано.
Анализ личного дела административного истца показывает, что в стране гражданской принадлежности административный истец политической, общественной или религиозной деятельностью не занимался, участия в военных операциях не принимал, преследованиям или насилию со стороны властей не подвергался, в розыске не находится. Фактов, свидетельствующих о наличии объективных причин для опасений стать жертвой преследования или негуманного обращения в случае возвращения в Ирак Хасан фио Файсал не представил. Убедительных доводов в обоснование своего заявления о предоставлении временного убежища на адрес не привел. Каких-либо медицинских документов, свидетельствующих о невозможности по состоянию здоровья в определенный срок выехать за пределы Российской Федерации, либо о наличии заболевания, требующего неотложной медицинской помощи на адрес, административный истец также не привел.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, при этом исходил из того, что оспариваемое решение Главного управления по вопросам миграции МВД России N 1837 от 27 июля 2021 года, соответствует Федеральному закону "О беженцах", миграционными органами правильно проведен анализ всех обстоятельств дела, связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, правомерно и обоснованно установлено, что заявитель не относится к группе риска по преследованиям по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в стране гражданской принадлежности и что в отношении него отсутствуют гуманные основания, требующие нахождения его на адрес и правомерно сделан вывод об отсутствии оснований для предоставления административному истцу временного убежища на адрес.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П, временное убежище носит экстраординарный характер и не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на адрес в обычном порядке. Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на адрес возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на адрес.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на адрес, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы адрес.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на адрес, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на адрес либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на адрес (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на адрес, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Оценивая применительно к данным нормам собранные по делу доказательства в их совокупности и установленные на их основе обстоятельства административного дела, судебная коллегия, руководствуясь частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, полагает, что административным ответчиком доказаны законность оспариваемого решения, его принятие с соблюдением порядка и без нарушения полномочий и компетенции органа; установлено, что содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству; напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов. Административным истцом в настоящем деле не было приведено объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих его опасения стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам.
По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на адрес, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на адрес. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на адрес.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на адрес в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на адрес возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес.
Вопреки изложенному, режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ легализации своего нахождения на адрес.
Подобное понимание административным истцом порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, равно как и сама длительность срока пребывания заявителя на адрес, противоречат понятию временного убежища, определённому подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".
При таких данных правомерным является вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска, он соответствует положениям статьи 227 КАС РФ и оснований не согласиться с ним не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного иска и были предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, по результатам которой правомерно отклонены.
Признаков формального подхода к рассмотрению миграционным органом заявления административного истца не установлено, все доводы заявителя были проверены.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено; решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда адрес от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Хасана фио Файсали - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное определение изготовлено 16.12.2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.