Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Помаз А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-580/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио, представителя ГУ МВД России по адрес фио на решение Тверского районного суда адрес от 20 апреля 2022 года, которым постановлено:
"Административный иск Котова Константина Александровича к МВД России, ГУ МВД России по адрес, ОМВД России по адрес о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, удовлетворить частично.
Признать бездействие ГУ МВД России по адрес по необеспечению условий содержания Котова Константина Александровича незаконным.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Котова Константина Александровича компенсацию за нарушение условий содержания в 1-м Специальном приемнике ГУ МВД России по адрес в размере сумма, в удовлетворении административного иска в большем размере - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Котов К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД России, ГУ МВД России по адрес, ОМВД России по адрес о признании незаконными действия (бездействие), выразившиеся в необеспечении надлежащих условий содержания в период с 25 ноября по 04 декабря 2021 года, взыскании компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в размере сумма
В обоснование требований указано, что 25 ноября 2021 года был задержан и доставлен сотрудниками полиции в отдел МВД России по адрес, где в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Ночь провел в ОМВД в комнате для административно задержанных. В комнате не имелось окон, спальное место отсутствовало, поэтому пришлось спать на полу; питанием не был обеспечили. В Пресненский районный суд адрес 26 ноября 2021 года также не был предоставлен индивидуальный рацион питания. Постановлением Пресненского районного суда адрес от 26 ноября 2021 года ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 9 суток. Административный арест отбывал в 1-м специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Содержался в камере N 1, в которой отсутствовал бачок для питьевой воды, туалет примыкал вплотную к обеденному столу и спальным местам, перегородка между туалетом и остальной камерой была ниже человеческого роста, туалет не был оборудован унитазом, возможность пройти санитарную обработку и принять душ ему не была предоставлена, кроме того, при небольшой площади камеры в ней размещалось 12 спальных мест, в течение срока ареста в камере одновременно находилось от 6 до 10 человек, что свидетельствует о нарушении норм площади.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, а также представитель ГУ МВД России по адрес фио
Проверив материалы дела, выслушав доводы административного истца и представителя ГУ МВД России по адрес фио, поддержавших апелляционные жалобы, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся иных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представившей доказательства уважительности этих причин, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушение допущены судом первой инстанции и выразились они в следующем.
Как следует из материалов дела, Котов К.А. 25 ноября 2021 года в 17 час. 00 мин. был задержан и доставлен сотрудниками полиции в отдел МВД России по адрес, где находился до 26 ноября 2021 года 11 час. 15 мин.
Согласно журналу N 3440 учета выдачи постельных принадлежностей и рационов питания, Котову К.А. выданы постельные принадлежности, комплект питания.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов, содержащихся на жестком носителе, следует, что комната для административно задержанных ОМВД России по адрес оборудована спальными местами, в комнате отсутствует окно, но освещение комнаты реализовано посредством размещения в нишах над дверью электрических ламп, которые защищены прозрачным материалом.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что условия содержания в период с 25 по 26 ноября 2021 года в ОМВД России по адрес в полной мере соответствовали требованиям содержащимся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц", поскольку при рассмотрении дела было установлено, что в период нахождения в комнате для административно задержанных административный истец был обеспечен спальным местом, постельными принадлежностями и комплектом питания, при этом, какие-либо жалобы Котов К.А. в адрес ОМВД России по адрес о ненадлежащих условиях содержания не высказывал.
Указанные выводы суда являются ошибочными, они не основаны на представленных доказательствах по делу.
Организация деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, обеспечение законности исполнения обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России регламентируются приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N389 "Об утверждении Наставления о прядке исполнения обязанностей в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".
Порядок и условия отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в Российской Федерации регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и регулируются Федеральным законом от 26 июня 2013 года N67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными приказом МВД РФ от 10 февраля 2014 года N 83, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых лиц административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинское обслуживания таких граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627.
Согласно ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N627 утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, в соответствии с которым специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (п. 3).
Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время" (далее- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N205).
Задержанные обеспечиваются трехразовым горячим питанием (завтрак, обед и ужин) по раскладкам продуктов, составляемым подразделением (организацией) тылового обеспечения территориального органа МВД России на региональном уровне в расчете на один квартал.
В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N205 (п. 4).
Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна (п. 11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N205 утверждена норма питания лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время. МВД РФ постановлено установить: рационы питания для лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, если предоставление горячей пищи по нормам, утвержденным настоящим Постановлением, невозможно; нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания лиц, подвергнутых административному аресту (п. 4(1)).
Приказом МВД России от 19 октября 2012 N966 установлены рацион питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ, лиц, подвергнутых административному аресту. Также определены нормы замены одних продуктов питания, другими, а также концентрированными продуктами.
Согласно копии журнала N3440 учета выдачи постельных принадлежностей и рационов питания Котов К.А. обеспечен питанием и постельными принадлежностями 26 ноября 2021 года в 06-00.
Достоверных доказательств того, что Котов К.А. был обеспечен питанием и постельными принадлежностями 25 ноября 2021 года, не представлено.
В то же время доводы административного истца о нарушении его прав в остальной части не нашли своего объективного подтверждения.
Постановлением Пресненского районного суда адрес от 26 ноября 2021 года Котову К.А. назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 9 суток за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Котов К.А. прибыл в специальный приемник N 1 ГУ МВД России по адрес 27 ноября 2021 года в 00-30. По 04 декабря 2021 года Котов К.А. содержался в камере N 1.
С учетом того, что Котов К.А. прибыл в спецприемник 27 января 2021 года, то он должен был быть обеспечен трехразовым питанием. Однако, в материалах дела имеется отметка о получении питания в 06 часов утра. Таким образом, Котов К.А. не был обеспечен питанием в полном объеме, чем нарушены его права.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" (далее- Федеральный закон N67-ФЗ), отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту.
В силу ст. 3 названного Федерального закона N67-ФЗ, местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N67-ФЗ лица, подвергнутые административному аресту, имеют право на материально-бытовое обеспечение; бесплатное обеспечение постельными принадлежностями, посудой и столовыми приборами, средствами личной гигиены, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка.
Согласно ст. 13 Федерального закона N67-ФЗ лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.
Норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека.
Лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, а также по их просьбе индивидуальные средства гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
При рассмотрении дела установлено, что в камере N 1 организовано материально-бытовое обеспечение лиц отбывающих административное наказание в виде административного ареста, из представленных в материалы дела фотоматериалов следует, что камера оборудована санузлом, в котором установлен напольный унитаз, помещение санузла ограничено перегородкой и оборудовано дверцей высотой около 1, 5 метра, в камере также оборудован умывальник, установлен бачок с питьевой водой, имеется место для приема пищи в виде стола с двумя скамьями, которое размещено на удалении от санузла и не примыкает к таковому вплотную.
Из материалов дела следует, что камера, в которой содержался Котов К.А, имела площадь 40 кв.м, занимала помещения NN12, 13, 14 и 16 на поэтажном плане БТИ. При этом в это помещение входит туалет, площадь которого примерно составляет 1, 5 кв.м.; площадь туалета подлежит исключению из санитарной нормы. Соответственно в камере не могло находиться более 9 человек.
Из представленной в материалы дела копии покамерного журнала N 583 от 28 октября 2021 года следует, что в камере 22, 27 ноября и 04 декабря 2021 года содержалось 11 человек, что свидетельствует о том, что норма санитарной площади на одно лицо составляла 3, 63 кв.м, что менее установленной нормы.
Таким образом, была нарушена норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.
Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными Приказом МВД РФ от 10 февраля 2014 года N 83 предусмотрено, что лицам, доставленным в место отбывания административного ареста, предоставляется возможность помывки либо по решению медицинского работника проводится их санитарная обработка с дезинфекционной обработкой одежды, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере места отбывания административного ареста (приложение N 8 к настоящим Правилам) (п.50).
Согласно пункту 54 Правил, не реже одного раза в неделю лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно.
Между тем, в материалы дела не были представлены относимые и допустимые доказательства того, что положения п.п 50, 54 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке были соблюдены в период содержания истца в Специального приемника N 1 ГУ МВД России по адрес, отсутствуют соответствующие журналы регистрации, указанных событий.
Таким образом, не были обеспечены надлежащие условия содержания фио в Специальном приемнике N 1 ГУ МВД России по адрес в период с 26 ноября 2021 года по 04 декабря 2021 года.
Из материалов дела следует, что помещение для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, оборудовано напольным унитазом "чаша Генуя", конструкция которого обладает оптимальной гигиеничностью, поэтому доводы административного истца являются несостоятельными.
В то же время иные доводы административного истца о нарушении его прав в остальной части не нашли своего объективного подтверждения.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц. Предоставление отдельным лицам незаконных привилегий и льгот по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или по иным обстоятельствам также может свидетельствовать о нарушении названных выше условий (часть 2 статьи 6, статья 19 Конституции Российской Федерации).
Презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Бремя доказывания наличия совокупности указанных выше обстоятельств, подлежит возложению на истца; ответчик, в случае несогласия с заявленными требованиями, обязан лишь доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины. Свидетельские показания является одним из видов доказательств, и оцениваются в совокупности с иными представленными доказательствами. Каких-либо письменных доказательств по делу, в том числе фотографий, административными ответчиками не представлено. Соответственно доводы административных истцов в указанной части перечисленных нарушений прав не опровергнуты.
При установленных выше обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущены вышеприведенные нарушения прав задержанных лиц при доставлении в отделения полиции, в связи с чем решение районного суда, которым не учтены указанные обстоятельства подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении административного иска о признании незаконными условий содержания административных истцов.
В силу ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом степени причиненных страданий административных истцов, длительности нарушений, отсутствии негативных последствий, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении требований и признании незаконными действия ГУ МВД России по адрес и ОМВД России по адрес по необеспечению надлежащих условий содержания фио, взыскании в пользу административного истца компенсации с Российской Федерации (казны) в лице МВД России в сумме сумма
Руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 20 апреля 2022 года отменить, принято новое решение об удовлетворении требований частично.
Признать незаконными действия ГУ МВД России по адрес, ОМВД России по адрес, выразившиеся в необеспечении фио надлежащими условиями содержания в период с 25 ноября по 04 декабря 2021 года.
Взыскать с Российской Федерации (казны) в лице МВД России в пользу фио компенсацию за нарушение условий содержания в размере сумма
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в полном объеме 02 декабря 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.