Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-74/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от 05 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Виноградова Сергея Валерьевича к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению денежными средствами,
УСТАНОВИЛА:
Виноградов С.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и в уточненном иске просил признать незаконным бездействие, выразившееся в неперечислении денежных средств в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" для исполнения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76- ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее- Федеральный закон N76-ФЗ) 2018, 2019, 2020 и 2021 года, обязать в первое полугодие 2022 года обеспечить денежными средствами ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" для дальнейшей передачи денежных средств ему (Виноградову С.В.).
Требования мотивированы тем, что решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 28 апреля 2018 года был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания семьи, состоящей из 3-х человек. 29 мая 2018 года обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о перечислении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемую в соответствии со статьей 15 Федерального закона N76-ФЗ. До настоящего времени денежные средства не поступили. Считает, что таким бездействием ему созданы препятствия в осуществлении права на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца Якубов Ш.М. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца Якубов Ш.М. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Минобороны России фио просил оставить решения без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела следует, что решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от 28 апреля 2018 года N03-22/212 Виноградов С.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания семьей, состоящей из 3-х человек.
29 мая 2018 года Виноградов С.В. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России с заявлением о перечисление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемую в соответствии со статьей 15 Федерального закона N76-ФЗ.
Приказом начальника военной академии ВКС от 10 июля 2018 N 26 Виноградов С.В. был уволен с военной службы в запас.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от 22 ноября 2018 года N03-22/204/В внесены изменения в учетные данные фио в части состава семьи 4 человека.
Сведения о Виноградове С.В. содержатся в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем для постоянного проживания.
Согласно сведениям, предоставленным Минобороны России, по состоянию на 14 сентября 2021 года в очереди на выплату жилищной субсидии с датой принятия на учет ранее 15 февраля 2018 года состоит 2426 военнослужащих, проходящих военную службу на территории адрес, и 252 военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Виноградов С.В. право на внеочередное обеспечение жильем не имеет.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями п. п. 5, 14 ст. 15 Федерального закона N76-ФЗ, приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 N510, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в отношении фио условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, не наступили; вопрос об улучшении жилищных условий семьи будет рассмотрен в соответствии с законодательством в порядке очередности после выполнения Министерством обороны Российской Федерации своих обязательств перед гражданами, признанными нуждающимися в жилье в более ранние сроки, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований суд не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как нормами Федерального закона N76-ФЗ, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств Федерального бюджета.
Так, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем.
В силу положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (часть 2).
Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N1280. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им статьей 15 Федерального закона N76-ФЗ.
На основании правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.
Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае - Минобороны России, самостоятельно осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, в том числе на выплату жилищной субсидии военнослужащим адрес.
Из материалов дела следует, что перед административным истцом числится 2426 человек претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым Виноградов С.В. каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет.
При таком положении суд обоснованно не усмотрел незаконного бездействия по исполнению обязанности по предоставлению субсидии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени не исполнена жилищному обеспечению фио, свидетельствующему о длящемся нарушении жилищных прав административного истца, несостоятельны, поскольку в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Апелляционная жалоба не содержит иных имеющих правовое значение доводов, которым не была дана оценка судом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах.
Суд, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 05 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.