Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, адресВ., при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-137/2022 по апелляционной жалобе административного истца Ильинского А.В. на решение Тимирязевского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований фио к призывной комиссии адрес, Объединенному Военному комиссариату адрес о признании решения призывной комиссии незаконным - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Ильинский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии объединенного военного комиссариата адрес от 07 октября 2021 года о зачислении меня в запас как гражданина, не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Требования мотивированы тем, что оснований для принятия такого решения не имелось. В период с сентября 2011 года по июль 2016 года проходил обучение по очной форме обучения в ведомственном учебном заведении органов уголовно исполнительной системы Российской Федерации. В период с августа 2016 года по ноябрь 2020 года проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. После увольнения мероприятия, связанные с призывом на военную службу в отношении него, не проводились.
Решением Тимирязевского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года в удовлетворении требований отказано.
С решением не согласился административный истец и в своей апелляционной жалобе просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением призывной комиссии адрес от 07 октября 2021 года на основании материалов личного дела призывника, было принято решение о признании Ильинского А.В. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
В решении указано, что Ильинский А.В. не сообщил об изменении места жительства, а также семейного положения; он не встал на воинский учет по месту жительства, пребывания.
фио А.В. исполнилось 27 лет 15 сентября 2021 года.
Из личного дела следует, что Ильинскому А.В. была предоставлена отсрочка на время службы в органах уголовной исполнительной системы согласно пп. "з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", приказом начальника УФСИН России по адрес от 20 ноября 2020 года контракт с Ильинским А.В. был расторгнут с 22 ноября 2020 года.
фио А.В. был зарегистрированным по адресу: адрес.
фио А.В. изменено место жительства, им оформлена регистрация по адресу: адрес на период с 07 июля 2021 года до 07 июля 2024 года.
21 ноября 2020 г. между Ильинским А.В. и фио заключен брак.
Порядок призыва на военную службу в Российской Федерации и основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности урегулированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу подпункта "а" пунктов 1, 2 статьи 22 названного закона на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.
Вступившим в силу с 1 января 2014 года пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (был обязан состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (пункт 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2018 год).
Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат об изменении семейного положения, места работы или должности, о переезде на новое место жительства или место пребывания.
Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом Положением применительно к организациям (п. 35).
Согласно п. 16 Положения указанные военнообязанные состоят на специальном воинском учете. Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный граждан, поступивших на службу в эти органы или учреждения на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производятся в военных комиссариатах по месту жительства или месту пребывания граждан по мотивированному ходатайству указанных органов и учреждений, направляемому с приложением именных списков (абз. 2 п. 35 Положения).
При увольнении граждан со службы сотрудники органов и учреждений, ответственные за ведение воинского учета, извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения (абз. 2 п. 36 Положения).
Кроме этого, руководители перечисленных органов и учреждений должны представлять ежегодно до 1 октября в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных учреждениях указанных органов.
Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил РФ и военные комиссариаты (п. 38 Положения).
Из вышеприведенного следует, что в случае увольнения гражданина со службы сотрудник по месту работы сообщает об этом военный комиссариат по месту жительства или месту пребывания граждан.
Такое извещение в отдел военного комиссариата адрес было направлено 20 ноября 2020 г. начальником отдела кадров УФСИН России по адрес подполковником внутренней службы фио
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст.26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в силу п.1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п.3 ст.26).
Согласно ст.31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п.1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п.2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы (п.4).
Согласно п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 г. N26-П "По делу о проверке конституционности п.1 ст.3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента адрес", вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Ильинского А.В. о призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования, а также уклонение призывника от явки в военный комиссариат; не имеется доказательств, что в отношении Ильинского А.В. административным ответчиком совершались какие-либо действия, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу, направлялись повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата.
Судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства того, что порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), имелись.
Напротив, Ильинский А.В. доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Доводы о неисполнении Ильинским А.В. предусмотренной Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обязанности по уведомлению о смене места жительства и заключении брака не свидетельствуют об уклонении от призыва, поскольку именно на административном ответчике лежит обязанность по организации и осуществлению мероприятий по призыву Ильинского А.В. на военную службу; сведения об увольнении Ильинского А.В. были направлены в военный комиссариат по месту жительства адрес изменение места жительства имело место в июле 2021 года, что не влияло осуществление призывных действий весной 2021 года; изменение семейного положения также не является основанием для принятия оспариваемого решения.
Таким образом, при принятии решения призывной комиссии о признании заявителя не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не учтены вышеприведенные положения Федерального закона N 53-ФЗ, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N400.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении заявленных Ильинским А.В. требований.
Руководствуясь ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии объединенного военного комиссариата адрес от 07 октября 2021 года о зачислении фио, паспортные данные, в запас как гражданина, не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.