Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., адресВ.
при секретаре Бондарь И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-118/2022 по административному иску Горловой.., Галкиной.., Филипповой... к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании решения незаконным, обязании внести в ЕГРН сведения об уточненном месторасположении границ земельного участка
по апелляционной жалобе административных истцов Горловой Н.Б, Галкиной Н.А, Филипповой И.А, подписанной представителем по доверенности Кругляковым Е.В, на решение Зеленоградского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Галкина Н.А, Горлова Н.Б, Филиппова И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным и отмене решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности внести в ЕГРН сведения об уточненном местоположении границ земельного участка, ссылаясь на то, что праве общей долевой собственности владеют зданием (жилой дом), кадастровый номер.., площадью 73, 8 кв.м, год постройки 1943, расположенным по адресу адрес, земельным участком, кадастровый номер 77:10:0007001:3246, дата присвоения кадастрового номера 1 июня 1979 года, площадью 800 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенным по тому же адресу. С целью уточнения границ земельного участка кадастровым инженером фио проведены кадастровые работы, подготовлен межевой плана на земельный участок.
Административные истцы 23 октября 2021 года через адрес Крюково адрес подали в Управление Росреестра по адрес заявление (МFС-0558/2021-1722806-1, КУВД-001/2021-44621162) об учете изменений в связи уточнением описания местоположения границ земельного участка, межевой план, подготовленный кадастровым инженером фио 3 февраля 2022 года в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано в связи с нарушением положений части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а именно в составе приложения межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246.
Вместе с тем, в заключении кадастрового инженера, являющегося приложением к межевому плану установлено, что границы земельного участка сформированы на местности и открыто используются более 15 лет, закреплены с использованием искусственного ограждения, позволяющего определить местоположение границы земельного участка. По состоянию существующего ограждения оно возведено более 15-20 лет назад. Местоположение границы земельного участка и его площадь определены с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, граница земельного участка находится на одной линии с фактическими границами смежных земельных участков по улице и не перекрывает существующие проходы и проезды. Уточнение границ земельного участка проведено в соответствии с фактическим положением ограждений, существующих на местности. Месторасположение границ земельного участка устанавливалось с использованием картографического материала - копии топографического плана на 1998 г, масштаб 1:2000, выданного ГБУ "Мосгоргеотрест" 6 сентября 2021 года.
С учетом изложенного, законных оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета у административного ответчика не имелось.
Решением Зеленоградского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Горловой Н.Б, Галкиной Н.А, Филипповой И.А. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица ДГИ адрес фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Разрешая данное дело, суд исходил из того, что Горлова Н.Б, Галкина Н.А, Филиппова И.А. на праве общей долевой собственности владеют жилым домом, кадастровый номер.., площадью 73, 8 кв.м, год постройки 1943, расположенным по адресу адрес, а также земельным участком с кадастровым номером 77:10:0007001:3246, площадью 800 кв.м, дата присвоения кадастрового номера 1 июня 1979 года, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: адрес, адрес, что подтверждается представленной выпиской из ЕГРН (л.д.17-27).
В результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером фио в октябре 2021 года был подготовлен межевой план в целях уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246 (л.д.28-36).
23 октября 2021 года административные истцы через Филиал ГБУ МФЦ адрес Крюково подали в Управление Росреестра по адрес заявление о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246 в части уточнения местоположения его границ и межевой план, подготовленный кадастровым инженером фио
3 февраля 2022 года административным ответчиком принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 3 ноября 2021 N КУВД-001/2021-44621162/1, и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, а именно: в нарушение части 10 статьи 22 Закона в составе приложения межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246.
Отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд, сославшись на положения части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", части 1 статьи 42.8 Федерального закона "О кадастровой деятельности", указал на то, что представленный административными истцами межевой план не соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, административными истцами не представлен необходимый перечень документов для осуществления государственного кадастрового учета, в составе приложения межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
Требования к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате ХМL-схем, на момент возникновения спорных правоотношений были утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
К материалам дела приобщен межевой план земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246, подготовленный кадастровым инженером 19 октября 2021 года и представленный для совершения регистрационных действий, который содержит раздел "Исходные данные" с указанием перечня документов, использованных при подготовке плана, и их реквизитов, в том числе кадастровый план территории и топографический план 1998 года создания, а также раздел "Заключение кадастрового инженера", в котором приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, указано, что границы земельного участка сформированы на местности, открыто используются более 15 лет, закреплены с использованием искусственного ограждения, позволяющего определить местоположение границы земельного участка, местоположение границы и площадь земельного участка определены с учетом фактического землепользования. Месторасположение границ установлено с использованием картографического материала - копии топографического материала на 1998 год, масштаб 1:2000, выданного ГБУ "Мосгеотрест" от 6 сентября 2021 года, иного картографического материала, подтверждающего местоположение границ, не существует.
С учетом изложенного, межевой план содержал документы, подтверждающие обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка, в то же время, основания, по которым представленные документы не могут служить в качестве такого обоснования, в оспариваемом решении административным ответчиком не приведены.
При этом из дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 77:10:0007001:3246 поставлен на кадастровый учет 1 июня 1979 года, то есть сформирован и существует на местности более 40 лет, его площадь, согласно данным ЕГРН и правоустанавливающим документам, составляет 800 кв.м. и при уточнении границ земельного участка не изменяется.
Из акта согласования местоположения границы земельного участка (л.д.119) следует, что смежными по отношению к нему являются земли, госсобственность на которые не разграничена.
Сведений о наличии каких-либо сформированных земельных участков, которые являлись бы смежными к спорному, материалы дела не содержат.
Таким образом, по смыслу положений статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности", части 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости, поскольку земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а не с отдельными земельными участками, находящимися в такой собственности), согласования местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом "О кадастровой деятельности", не требуется.
Таким образом, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ приведенные выше обстоятельства, принимая во внимание, что межевой план содержит сведения, подтверждающие обоснование прохождения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246, судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственному регистратору представлены сведения, необходимые и достаточные для определения местоположения границ земельного участка административных истцов.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления Росреестра по адрес от 3 февраля 2022 года об отказе в государственном кадастровом учете.
Определяя способ восстановления нарушенных прав административных истцов, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по адрес обязанность осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246, расположенного по адресу: адрес, адрес, на основании заявления административных истцов Горловой Н.Б, Галкиной Н.А, Филипповой И.А. от 23 октября 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 3 февраля 2022 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета;
возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес обязанность осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3246, расположенного по адресу: адрес, адрес, на основании заявления административных истцов Горловой Н.Б, Галкиной Н.А, Филипповой И.А. от 23 октября 2021 года.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 декабря 2022 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.