Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., фио
при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-34/2022 по административному иску Федотова... к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях о земельном участке
по апелляционной жалобе административного истца фио, подписанной представителем по доверенности Смирновым М.А, на решение Щербинского районного суда адрес от 12 января 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Федотов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерльной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (далее - Управление Росреестра по адрес), просил признать незаконным уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 5 мая 2021 года N КУВД-001/2021-16458319/1; обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110501:678, находящегося по адресу: адрес, адрес, адрес, в части сведений о местоположении границ и площади, согласно представленному с заявлением 23 апреля 2021 года N MFC-0558/2021-714955-1 межевому плану.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 23 апреля 2021 года N MFC-0558/2021-714955-1 о государственном кадастровом учете изменений названного земельного участка в части сведений о местоположении границ и площади. К заявлению был приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ответчиком было вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета от 5 мая 2021 года NКУВД-001/2021-16458319/1, которое административный истец полагал незаконным, ссылаясь на то, что межевой план содержит необходимые данные для внесения в ЕГРН соответствующих сведений о земельном участке.
Решением Щербинского районного суда адрес от 12 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Федотов А.И. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 6).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 26 названного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Разрешая данное дело, суд исходил из того, что Федотову А.И. с 1992 года на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1597 кв.м, вид разрешенного использования - приусадебное хозяйство, с кадастровым номером 50:21:0110501:678, находящийся по адресу: адрес, адрес, адрес.
Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
23 апреля 2021 года Федотов А.И. обратился в Управление Росреестра по адрес с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка в части изменения его площади и описания местоположения его границ, представив составленный кадастровым инженером межевой план земельного участка от 22 апреля 2021 года.
5 мая 2021 года уведомлением Управления Росреестра по адрес осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", поскольку в нарушение положений части 10 статьи 22 Закона документы, включенные в межевой план, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка; в соответствии с положениями пункта 70 Требований в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
5 августа 2021 года уведомлением Управления Росреестра по адрес в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд, сославшись на положения части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", пункта 70 Требований, указал на то, что представленный административным истцом межевой план не соответствует требованиям действующего законодательства, не содержит сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
Судом учтено, что конфигурация спорного земельного участка, указанная в межевом плане, отличается от конфигурации в ситуационном плане, других документов в Управление не представлено.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
Требования к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате ХМL-схем, на момент возникновения спорных правоотношений были утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Как видно из приобщенного к материалам дела межевого плана земельного участка от 22 апреля 2021 года, представленного Федотовым А.И. для осуществления государственного кадастрового учета, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, указано, что граница земельного участка проходит по существующему более 15 лет ограждению, уточнена с учетом границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0110501:770, 50:21:0110501:769,. 50:21:0110501:62, 50:21:0110501:61, которые установлены в соответствии с земельным законодательством, местоположение границ на местности определялось в присутствии правообладателей смежных земельных участков, от точки н9 до точки н10 и от точки н18 до точки н1 местоположение границ определено по границе фактического расположения забора, поскольку земельный участок граничит с землями неразграниченной государственной или муниципальной собственности; также приведено обоснование увеличения площади земельного участка до 1609 кв.м.
В состав межевого плана включен ситуационный план земельного участка с объектом индивидуального жилищного строительства по состоянию на 1997 год (л.д.129), по состоянию на 2014 год (л.д.135), предоставленный Администрацией адрес ситуационный план земельного участка (л.д.157), а также справка об использовании земельного участка более 15 лет (л.д.158).
Между тем, основания, по которым представленные документы, по мнению административного ответчика, не подтверждают обоснование прохождения уточненной границы земельного участка, в оспариваемом решении не приведены.
Данным обстоятельствам в нарушение требований статей 62, 178, 180, 226 КАС РФ суд правовой оценки в решении не дал; в чем именно заключается несоответствие представленных Федотовым А.И. документов требованиям действующего закондательства, в ходе судебного разбирательства не установили не проверил.
При этом суд в решении указал также, что конфигурация земельного участка, указанная в межевом плане, отличается от конфигурации в ситуационном плане.
Вместе с тем, приостанавливая осударственный кадастровый учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110501:678, административный ответчик на указанные обстоятельства не ссылался (л.д.130).
Согласно разъяснениям пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
С учетом изложенного, ссылаться на обстоятельства, которые не являлись основанием для принятия оспариваемого решения, суд был не вправе.
Таким образом, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Федотовым А.И. требований о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по адрес от 5 мая 2021 года о приостановлении государственного кадастрового учет.
Определяя способ восстановления нарушенных прав фио, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление фио от 23 апреля 2021 года об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110501:678, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, в части сведений о местоположении его границ и площади, поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции административного ответчика и суд не вправе подменять его.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда адрес от 12 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным уведомление Управления Росреестра по адрес о приостановлении государственного кадастрового учета от 5 мая 2021 года;
возложить на административного ответчика Управление Росреестра по адрес обязанность повторно рассмотреть заявление Федотова... от 23 апреля 2021 года об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110501:678, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, в части сведений о местоположении его границ и площади.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 декабря 2022 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.