Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Коневой С.И., судей фио, фио, при секретаре Галан А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-968/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио на решение Никулинского районного суда адрес от 01 ноября 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Карасикова М.Е. к мобилизационной призывной комиссии адрес, военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес, Министерству обороны Российской Федерации о признании действий, решений незаконными - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным выдачу военным комиссариатом адрес повестки с отсутствием сведений о цели явки, незаконным и отменить решение о призыве на военную службу по мобилизации, незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации по организации отправки к месту несения службы, незаконным действие Министерства обороны Российской Федерации по организации внесения в списки личного состава воинской части; обязать призывную комиссию адрес рассмотреть вопрос о предоставлении отсрочки до окончания срока обучения.
Требования мотивированы тем, что он состоит на воинском учете в ОВК адрес. 05 октября 2022 года явился в военный комиссариат по повестке, в которой не была указана цель явки. Без проведения медицинского освидетельствования в тот же день был направлен на заседание призывной комиссии по мобилизации и призван на военную службу по мобилизации. При этом комиссией не учтено, что с 2022 года является действующим студентом колледжа Мировой экономики и передовых технологий.
Решением Никулинского районного суда адрес от 01 ноября 2022 года в удовлетворении требований Карасикова М.Е. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца фио просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков фио и фио, просивших оставить решение без изменения, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 3 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N31-ФЗ) правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на адрес или субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852 (ред. от 04 октября 2021 года) "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований".
В соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Указом Президента Российской Федерации N 647 от 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
В силу ст. 1 Федерального закона N31-ФЗ под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время (п. 20 ст. 2 Федерального закона N31-ФЗ).
В силу ст. 10 Федерального закона N31-ФЗ граждане обязаны: являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований).
Порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Мобилизационное предписание - это документ, выдаваемый военнообязанным гражданам и обязывающий их при объявлении мобилизации без дополнительных повесток прибыть в установленный срок в указанное в этом предписании место сбора. Как правило, мобилизационное предписание выдается военным комиссариатом.
Мобилизационное предписание может быть выдано гражданам, пребывающим в запасе и подлежащим призыву на военную службу по мобилизации. Эти граждане заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени;
Граждане, получившие мобилизационные предписания, обязаны исполнить требования, изложенные в нем, в частности явиться на сборные пункты в указанные сроки.
В силу ст. 21 Федерального закона N 31-ФЗ при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Граждане, вызываемые для призыва по мобилизации, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении и их копии; документ об образовании и его копию; водительское удостоверение; медицинские документы о состоянии здоровья при имеющихся ограничениях.
В силу ст. 17 Федерального закона N 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Основания для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации предусмотрены статьей 18 Федерального закона N 31-ФЗ.
В соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. Категорию годности к военной службе определяет комиссия по медицинскому освидетельствованию на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 этой статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Федеральный закон N53-ФЗ) проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, также по направлениям войск национальной гвардии Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Необходимость и порядок прохождения медицинского освидетельствования лицами, призывающимися на военные сборы, определяется положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (ред. от 29 июня 2022 года) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
В силу п. 70 данного Постановления граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Организация освидетельствования граждан при призыве на военные сборы по адрес осуществляется военными комиссариатами и военными комиссариатами муниципальных образований (п. 75).
При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе (п. 1.2 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Судом установлено, что фио состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес.
фио М.Е. призывной комиссий адрес от 04 июня 2019 года призывался на срочную военную службу с присвоением категории годности Б-4.
Уволен с военной службы 19 июля 2020 года с зачислением в запас, военная учетная специальность - старший машинист сваебойных и копровых агрегатов, состав запаса - солдат, воинское звание - рядовой.
В соответствии с Указом Президента от 21 сентября 2022 года, Карасикову М.Е. вручена повестка о явке в комиссариат для прохождения военной службы по мобилизации.
Карасикову М.Е. при первоначальной постановке на учет, а также при принятии решения о призыве на срочную военную службу, установлена категория годности Б-4.
В ходе призыва по мобилизации в отношении Карасикова М.Е. проведен медицинский осмотр для выявления болезней, несовместимых с несением службы. Карасиковым М.Е. не заявлено о наличии каких-либо заболеваний.
05 октября 2022 года фио был призван на военную службу по мобилизации с дальнейшим убытием в войсковую часть.
Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении требований, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, учел положения вышеприведенных норм права, пришел к выводу о необоснованности доводов административного истца, поскольку порядок вручения повестки не нарушен; отсутствие в повестки цели явки не свидетельствует о нарушении прав административного истца; в материалы дела не представлено бесспорных и достоверных доказательств тому, что в период принятия решения о призыве истца на военную службу по мобилизации, он имел заболевания, дающие основания для установления ему какой-либо иной категории годности, в том числе и дающей право на предоставление отсрочки; отсрочка от призыва ввиду обучения не могла быть предоставлена.
Данные выводы суда являются верными.
То, что в повестке не указана цель явки, не является нарушением прав административного истца ввиду того, что является общеизвестным фактом проведение мобилизационных действий.
Административным истцом не представлено каких-либо достоверных доказательств наличия заболеваний, дающих ему право на отсрочку или освобождение от призыва.
Частью 2 Федерального закона N31-ФЗ предусмотрено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2022 года N 664 (ред. от 05 октября 2022 года) "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации", отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения:
а) в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки);
б) в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре;
в) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки), расположенных на территориях инновационных научно-технологических центров;
г) в духовных образовательных организациях по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Согласно пункту 1 статьи 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
Оценив довод административного истца о наличии отсрочки от призыва ввиду обучения, суд пришел к выводу, что на дату принятия ответчиком решения о призыве Карасикова М.Е. на военную службу по мобилизации, права на отсрочку от призыва в связи с получением образования в указанном образовательном учреждении, не имелось, поскольку отсутствовал соответствующий приказ о зачислении.
Указанный вывод соответствует представленным доказательствам.
Так, согласно материалам дела 12 октября 2022 года в приемную комиссию АНОПО "Колледж мировой экономики и передовых технологий" (КМЭПТ) поступило заявление фио, действующей на основании доверенности от 11 октября 2022 года, на обучение Карасикова М.Е.
12 октября 2022 года между КМЭПТ и фио, действующей по доверенности от фио, заключен договор об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования N2022-545к.
Приказом от 13 октября 2022 года N67-у фио зачислен на обучение. В то же время действия по призыву имели место 05 октября 2022 года.
Соответственно на момент призыва фио обучение в образовательном учреждении не проходил, оснований для предоставления отсрочки не имелось.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 01 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.