Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-48/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца Санинского О.Г. по доверенности фио на решение Савеловского районного суда адрес от 03 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Санинского Олега Геннадьевича к Управлению ФНС России по адрес о признании ответа незаконным, отмене решения, обязании произвести перерасчет, взыскании денежных средств, процентов отказать,
УСТАНОВИЛА:
Санинский О.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФНС России по адрес (далее - Управление) и признал признать незаконным ответ от 24 августа 2021 года N07-12/063782@, обязать произвести перерасчет земельного налога за 2018 год по участкам, указанным в решении Московского областного суда по делу N 3а-1125/2020, находящимся на адрес.
Требования мотивированы тем, что 13 января 2021 года Московским областным судом было принято решение об установлении новой кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков по состоянию на 01 января 2018 года, которые расположены на адрес. Обратился в ИФНС по адрес с заявлением о перерасчете земельного налога за 2018 год в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков согласно решению суда. Однако, оно удовлетворено не было. Такое решение было обжаловано в Управление ФНС России по адрес. Решением Управления от 24 августа 2021 года в удовлетворении жалобы отказало ввиду отсутствия оснований для перерасчета. С таким решением не согласен.
Решением Савеловского районного суда адрес от 03 марта 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца фио ставит вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца фио доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители административного ответчика фио просил решение суда оставить без изменения, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ.
Из материалов дела следует, что Санинский О.Г. 13 мая 2021 года обратился в ИФНС по адрес с заявлением о перерасчете сумм земельного налога ввиду изменения кадастровой стоимости решением Московского областного суда от 13 января 2021 года по делу N 3а-1125/2020.
Указанным решением Московского областного суда установлена кадастровая стоимость принадлежащих Санинскому О.Г. земельных участков, расположенных в адрес, по состоянию на 01 января 2018 года.
ИФНС России по адрес письма от 15 июня 2021 года N 12-22/07995, от 19 июля 2021 года N09-22/0953 сообщено, что на основании пункта 1.1 ст.391 НК РФ измененная решением суда кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения, начиная с 01 января 2019 г.; а в отношении налога за 2019 г. перерасчет будет произведен.
С таким решением Санинский О.Г. не согласился и подал жалобу в Управление.
Решением Управления ФНС России по адрес от 24 августа 2021 года N12/063782@ Санинскому О.Г. отказано в удовлетворении жалобы, сообщено об отсутствии оснований для проведения перерасчета за 2018 год, поскольку решением Московского областного суда от 13 января 2021 года по делу N3а-1125/2020 установлена кадастровая стоимость земельных участков, при этом по состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость установлена распоряжением Министерства имущественных отношений адрес (далее- Минмособлимущество), а после 01 января 2019 года - актами ГБУ "Центр кадастровой оценки". Сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Распоряжением Минмособлимущества от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов, кадастровая стоимость которых определена на 01 января 2018 года, оно вступило в силу 01 января 2019 года.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о законности решения Управления, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость применялась при определении налоговой базы по земельному налогу с 01 января 2019 года и соответственно изменённая кадастровая стоимость подлежит применению с 2019 года.
Названные суждения суда первой инстанции, по убеждению судебной коллегии, являются неверными; они не соответствуют законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено поименованным кодексом.
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных указанной главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 1, абзац первый пункта 2 статьи 387 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков: в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1, 5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Такое ограничение установлено только с 01.01.2020 г.
Из материалов дела следует, что административный истец в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 г. являлся собственником 271 земельного участка, из которых 38 земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", остальные земельные участки с видом разрешенного использования "под дачное строительство".
Налоговым органом произведен расчет суммы земельного налога за 2018 г, сформировано налоговое уведомление от 10.12.2019 г. N 90031099 с исчисленной суммой земельного налога в размере сумма, срок установлен для его уплаты - не позднее 13.02.2020 г.
Согласно налоговому уведомлению расчет земельного налога за 2018 г. произведен с применением налоговой ставки в размере 1, 5 процента по всем земельным участкам, имеющим вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" и "под дачное строительство".
Требование об уплате земельного налога осталось без исполнения.
Расчет земельного налога ИФНС был произведен с применением налоговой ставки 1, 5 процента.
В указанном решении Московского областного суда установлено, с какой даты использовать оспоренную кадастровую стоимость, а именно с 2018 года.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Управлением не были приняты во внимание указанные обстоятельства.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия находит, что решение районного суда, которое вышеизложенного не учитывает, не может быть признано законным; на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения о признании решения Управления ФНС России по адрес от 24 августа 2021 года N07-12/063782 незаконным с возложением обязанности повторно рассмотреть заявление Санинского О.Г. В остальной части требования не подлежат удовлетворению, так как именно к полномочиям Управления относится разрешение вопроса о перерасчете налога.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда адрес от 03 марта 2022 года отменить, принять новое решение, которым признать незаконным решение Управления ФНС России по адрес от 24 августа 2021 года N07-12/063782 по жалобе фио на действия ИФНС России по адрес.
Обязать Управление ФНС России по адрес повторно рассмотреть жалобу фио на действия ИФНС России по адрес.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.