Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 ноября 2008 г. N А44-1105/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Самсоновой Л.А., судей Бурматовой Г.Е., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 12.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу N А44-1105/2008 (судьи Бочкарева И.Н., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.),
установил:
Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Великого Новгорода Дудко И.В. от 02.04.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства и возложении на него обязанности возбудить исполнительное производство в отношении Фонда по поддержке жилищного строительства для переселенцев Крайнего Севера (далее - Фонд) и общества с ограниченной ответственностью "Эксстрой" (далее - ООО "Эксстрой").
К участию в деле привлечены Фонд и ООО "Эксстрой".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28.04.2008 требования учреждения удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции, от 19.08.2008 решение от 28.04.2008 отменено, в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.04.2008.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждение направило для исполнения старшему судебному приставу Управления службы судебных приставов Великого Новгорода постановления от 04.03.2008 N 512 и 513 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя, вынесенных в отношении соответственно Фонда и ООО "Эксстрой".
Данные постановления направлены судебному приставу-исполнителю письмами от 05.03.2008 N 05/01-07-5800, 05/01-07-5799, в которых учреждение, ссылаясь на отсутствие информации о расчетных счетах страхователя и невозможность в связи с этим взыскания задолженности, просит возбудить исполнительное производство и принять соответствующее решение.
Судебный пристав-исполнитель постановлением от 02.04.2008 отказал в возбуждении исполнительного производства на основании статьи 13, подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в связи с тем, что постановления N 512, 513 не являются исполнительными документами, поскольку к ним не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должников.
Учреждение, посчитав постановление от 02.04.2008 незаконным, оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно получать информацию о счетах юридических лиц, между тем учреждению такого права не предоставлено.
Апелляционная инстанция отменила решение суда, указав, что отсутствие предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 названного закона. Апелляционный суд также отметил, что учреждение не представило доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления информации об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должников, на которые может быть обращено взыскание.
Кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления.
Порядок принудительного взыскания страховщиком со страхователя недоимки и пеней установлен в пункте 6 статьи 22.1 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с названным пунктом взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя. Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
На основании пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Непредставление предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ прилагаемых к акту контролирующего органа документов является основанием для отказа в признании данного акта исполнительным документом.
Судом по материалам дела установлено, что в данном случае постановление учреждения не содержит отметок банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
При таком положении отказ судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство обоснованно признан апелляционным судом правомерным.
Кроме того, следует признать правильным вывод апелляционного суда о несоответствии представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра юридических лиц пункту 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
Согласно данному пункту Правил регистрирующий орган в срок не более - 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 "Сведения о юридическом лице, включаемые в запись единого государственного реестра юридических лиц" (далее - приложение N 2) к настоящим Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.
Приложение N 2 содержит, в том числе, сведения о банковских счетах юридического лица.
Апелляционным судом по материалам дела установлено, что выписки, представленные учреждением судебному приставу-исполнителю, сведений о банковских счетах Фонда и ООО "Эксстрой" не содержат.
Доказательств невозможности их запроса у налогового органа и предоставления сведений об открытых расчетных счетах должников на момент предъявления постановлений судебному приставу-исполнителю не представлено.
Кассационная коллегия отклоняет ссылку подателя жалобы на приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 10.12.2003 N 317 и Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.12.2003 N 289 "Об утверждении порядка взаимодействия фонда социального страхования Российской Федерации, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации". Как следует из положений названного нормативного акта, правовыми основаниями для взаимодействия исполнительных органов Фонда социального страхования и подразделений служб судебных приставов являются Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Вместе с тем Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Ввиду изложенного кассационная коллегия считает правильным вывод апелляционного суда об отказе учреждению в удовлетворении заявленных требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу N А44-1105/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2008 г. N А44-1105/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника