Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "КАДАШЕВКА ГРУПП", АО "Сандра-Стар" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "КАДАШЕВКА ГРУПП", АО "Сандра-Стар" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8.
В административном исковом заявлении административные истцы просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Экспертно-правовой центр", а именно в размере 58 334 548 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 134 280 213 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 94 320 653 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 114 485 533 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 104 292 817 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 136 352 065 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 101 357 781 рубля в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 529 310 148 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 108 881 516 рублей 54 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 278 839 407 рублей 89 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 195 750 120 рублей 23 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 237 684 618 рублей 82 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 216 489 162 рублей 59 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 279 372 061 рубля 69 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 210 385 394 рубля 86 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 1 078 994 809 рублей 48 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8.
Поскольку общество является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представителем ООО "КАДАШЕВКА ГРУПП", АО "Сандра-Стар" представлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором заявители просят установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу ООО "КАДАШЕВКА ГРУПП" принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, административному истцу АО "Сандра-Стар" принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС8, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
Административным ответчиком утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 108 881 516 рублей 54 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 278 839 407 рублей 89 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 195 750 120 рублей 23 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 237 684 618 рублей 82 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 216 489 162 рублей 59 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 279 372 061 рубля 69 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 210 385 394 рубля 86 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 1 078 994 809 рублей 48 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых помещений уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "КАДАШЕВКА ГРУПП", АО "Сандра-Стар" как плательщиков налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее сопомещения в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы 25 апреля 2022 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "КАДАШЕВКА ГРУПП", АО "Сандра-Стар" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представили в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя ООО "Экспертно-правовой центр", в котором рыночная стоимость объектов по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 58 334 548 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 134 280 213 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 94 320 653 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 114 485 533 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 104 292 817 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 136 352 065 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 101 357 781 рубля в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 и в размере 529 310 148 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Действительная рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2021 года по результатам судебной экспертизы составляет 103 994 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, 253 628 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, 181 450 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, 218 058 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, 199 595 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, 254 079 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, 194 259 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 и 896 037 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителями отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Экспертно-правовой центр", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности. Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали. Напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "Экспертно-правовой центр", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о том, что ООО "КАДАШЕВКА ГРУПП", АО "Сандра-Стар" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ; проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 25 апреля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 103 994 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 - в размере 253 628 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 181 450 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 218 058 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 - в размере 199 595 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 254 079 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 - в размере 194 259 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 896 037 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 апреля 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.