Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 ноября 2008 г. N А21-2544/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" Павченко К.В. (доверенность от 25.12.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2008 по делу N А21-2544/2008 (судья Залужная Ю.Д.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Краснознаменский городской округ" Калининградской области (далее - Администрация), выражающихся в непринятии решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 1462 кв. м с кадастровым номером 39:06:020202:0017, расположенного по адресу: Калининградская область, Краснознаменский район, Хлебниковский сельский округ, поселок Пограничное, на котором находится принадлежащая Обществу автозаправочная станция N 57. Заявитель также просил суд обязать Администрацию направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи названного земельного участка.
Решением от 21.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 21.07.2008 и удовлетворить заявление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает, что пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в данном пункте отсутствует такое основание как предоставление неполного пакета документов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая принятое по делу решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.12.2002 серии 39-АА N 113628 Обществу на праве собственности принадлежит автозаправочная станция контейнерного типа N 57 (строение оперативное, литера А) общей площадью 5,5 кв. м, расположенная по адресу: Калининградская область, Краснознаменский район, Хлебниковский сельский округ, поселок Пограничное.
Администрация предоставила Обществу по договору от 05.06.2000 N 701 в аренду земельный участок с кадастровым номером 39:06:020202:0017, расположенный по указанному адресу, общей площадью 1462 кв. м, в том числе под обслуживающую территорию автозаправочной станции - 1270 кв. м, для предпринимательской деятельности -192 кв. м.
Общество обратилось в Администрацию с заявкой от 29.02.2008 N 224 о приватизации земельного участка общей площадью 1462 кв. м с кадастровым номером 39:06:020202:0017, полагая, что имеет право приобрести в собственность этот участок на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с нахождением на нем принадлежащей заявителю автозаправочной станции.
В письме от 27.03.2008 N 447 Администрация сообщила Обществу, что представленный к его заявке пакет документов не соответствует требованиям, предусмотренным Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) от 30.10.2007 N 370.
Полагая, что Администрация уклоняется от принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, Общество обратилось с настоящими требованиями в суд.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, не усмотрев в оспариваемых действиях Администрации несоответствия Земельному кодексу Российской Федерации или каким-либо иным нормативным правовым актам, отказал в удовлетворении заявления.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения регламентирован пунктами 5-8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктом 7 данной статьи в редакции, действовавшей на момент направления Администрацией Обществу письма от 27.03.2008 N 447, предусмотрено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 того же Кодекса, обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи участка в том случае, если заявитель исполнил все необходимые и требуемые законодательством действия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Минэкономразвития РФ приказом от 30.10.2007 N 370 утвердило Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил, что заявитель представил неполный пакет документов, необходимых для оформления права собственности на земельный участок в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370. Данное обстоятельство не отрицал представитель Общества в судебном заседании первой инстанции.
С учетом приведенных обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий Администрации незаконными и обязания Администрации направить Обществу проект договора купли-продажи названного земельного участка и правомерно, руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее. Испрашиваемый Обществом земельный участок предоставлен ему в аренду 05.06.2000 до государственной регистрации права собственности Общества на автозаправочную станцию. Причем в договоре аренды указано, что часть земельного участка предоставлена под обслуживающую территорию, а часть - под предпринимательскую деятельность. Общество имеет исключительное право на приватизацию в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, занятого его объектом недвижимости и необходимого для использования этого объекта. Общество не представило доказательств того, что оно имеет право на выкуп земельного участка площадью 1462 кв. м под объектом площадью 5,5 кв. м и что формирование земельного участка под названным объектом выполнено по правилам пункта 3 статьи 33 и пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права. Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены и удовлетворения жалобы Общества нет.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2008 по делу N А21-2544/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2008 г. N А21-2544/2008
Текст постановления предоставлен Федералным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ привдится с сохранением орфографии и пунктуации источника