Московский городской суд в составе судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3715/2022 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Региональной общественной организации "Общество садоводов-транспортников Речник"
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в суд с иском, в котором просило ликвидировать региональную общественную организацию "Общество садоводов-транспортников Речник" (ОГРН ---) и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц, указывая, что организацией допущены неоднократные грубые нарушения федеральных законов или иных нормативных правовых актов, что является основанием для ликвидации общественной организации в соответствии со статьей 44 ФЗ "Об общественных объединениях".
В судебное заседание представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве явился, административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представитель административного ответчика Региональной общественной организации "Общество садоводов-транспортников Речник" в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований по доводам письменных пояснений. Представитель заинтересованного лица МВД РФ в судебное заседание явился, полагал требования истца подлежащими удовлетворению. Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены. Прокуратурой города Москвы направлено заключение по результатам рассмотрения доводов (письменный отзыв), из содержания которого следует, что названным ведомством поддерживается позиция административного истца.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации (статья 30). Создание и деятельность общественных объединений является одной из форм реализации данного права. Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом N 82-ФЗ.
Общественная организация - одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статьи 7 Федерального закона N 82-ФЗ). Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено данным федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Федерального закона N 82-ФЗ).
Частью первой статьи 44 указанного закона установлены основания ликвидации общественного объединения по решению суда: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Названный федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, при осуществлении которого он вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций (часть первая статьи 38).
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Минюст России и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
При обращении в Московский городской суд административный истец указал, что ответчиком допущены грубые нарушения законодательства РФ.
Судом установлено, что региональная общественная организация "Общество садоводов-транспортников "Речник" зарегистрирована в качестве юридического лица, соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ---. Запись об организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером ---.
Как указал административный истец, ответчиком не были представлены на проверку документы, подтверждающие местонахождение организации по запросу Главного управления, в связи с чем организация не осуществляет деятельность по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, что является нарушением пункта 7 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, обязывающего некоммерческие организации информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона
от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течении трех дней со дня наступления таких изменений.
Судом установлено, что в отношении административного ответчика проводилась внеплановая документарная проверка деятельности.
Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют государственную функцию по контролю
за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, что следует из Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 года.
Распоряжением Главного управления от 21.03.2022 N 1966 назначена
и проведена внеплановая документарная проверка деятельности организации за период с 19.03.2020 по 28.02.2022 года.
Срок проведения проверки с 18.04.2022 по 19.05.2022 года. Уведомление о проведении проверки с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки направлено
в адрес организации 21.03.2022 года исх. N ---, получено организацией 25.03.2022 года.
Согласно требованиям пункта 5 статьи 11 Федерального закона
от 26.12.2008 N 294-ФЗ, документы и сведения, указанные в пункте 13 Распоряжения, необходимо было представить в Главное управление
в течение десяти рабочих дней со дня получения Уведомления
о проведении проверки, но не позднее 18.04.2022 года. Административным ответчиком данные требования в полном объеме не выполнены. Та часть документов, которая была представлена административным ответчиком, в нарушение требований пункта 11 статьи 6 Федерального закона N 294-ФЗ, не подписана уполномоченным лицом, не скреплена печатью организации и сдана лицом, не имеющим соответствующих полномочий.
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента N 274 в целях сбора сведений и информации в отношении организации Главным управлением направлены запросы: в Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве о предоставлении сведений о счетах организации, начисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, получении и (или) декларировании иностранных денежных средств Организации; в Линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на водном транспорте
о предоставлении имеющихся материалов в отношении организации
и ее членов, в Публичное акционерное общество "СберБанк" о предоставлении расширенной выписки по движению денежных средств по банковскому счету, принадлежащему Организации.
Подпунктом 3 пункта 4 Административного регламента N 274 определено, что предметом государственного контроля (надзора) является соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Установлено, что в адрес административного истца 10 марта 2022 года поступило представление из Линейного отдела МВД РФ на Водном транспорте о необходимости проведения проверки деятельности административного истца в связи с возбуждением уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Одновременно с момента создания организации в Главное управление поступили многочисленные обращения от жителей поселка "Речник"
от 22.03.2021г, 06.07.2021г, 16.07.2021 г, 13.08.2021 г, 20.08.2021г, 16.03.2022г, 05.05.2022г. с указанием на грубые нарушения организацией законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1. Устава организации, основными целями деятельности Организации являются: объединение садоводов-транспортников для защиты их прав и интересов, изучение и обобщение потребностей садоводов, огородников, дачников, популяризация среди членов - садоводов и населения агрономических, зоотехнических и правовых знаний по садоводству. Основная деятельность организации заключается в представлении на основании договоров о постоянном (бессрочном) пользовании участков, входящих в состав земельных участков с кадастровыми номерами --- (находящегося в собственности Российской Федерации, переданного в ФГБУ "Канал имени Москвы" на основании Свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования
для эксплуатации) и N --- (находящего в собственности г. Москвы, переданного ГПБУ г. Москвы "Московское городское управление природными территориями" для эксплуатации парка). Указанные обстоятельства подтверждаются договором от 04 июля 2020 года "О предоставлении в пользование земельного участка на территории РОО "СТ "Речник", который организация заключала с жителями поселка "Речник" без наличия на то соответствующих оснований. Так, согласно пункту 1 Договора "Организация передает ранее возникшее право пользования земельным участком N 19 согласно Плана территории Организации. Пользование по настоящему Договору является бессрочным и безвозмездным".
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 19.05.1995
N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. Следовательно, фактическая деятельность организации, как указал административный истец, является деятельностью СНТ и соответствует пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства
и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что противоречит организационно-правовой форме "общественная организация", в которой Организация создана, и целям создания, указанным в учредительных документах Организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона
N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое
или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества. Между тем, в поселке длительное время назад создано ТСН "Речник", которое реорганизовано из Садового товарищества "Речник", и осуществляет деятельность, в связи с чем создание иной организации для этих же целей не является допустимым.
В отношении административного ответчика также проводилась проверка соблюдения требований законодательства Прокуратурой города Москвы. Из материалов проверки видно, что нашли свое подтверждение доводы о заключении ответчиком гражданско-правовых договоров с жителями поселка "Речник" о предоставлении в пользование земельных участков. Ввиду выявленных в организации нарушений 17 января 2022 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении учредителей организации.
Таким образом, как указал административный истец, деятельность организации не соответствует организационно-правовой форме "общественная организация", в которой она была создана, и целям, предусмотренным учредительными документами.
Кроме того, организация в проверяемом периоде осуществляла деятельность с нарушением положений Устава и требований абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, согласно которым, общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Так, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ определено, что требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией. В нарушение указанных требований организацией не соблюдены положения пунктов 6.1, 7.7 и 9.3 Устава, поскольку в проверяемом периоде заседания общего собрания членов
и Правления организации не проводились, ревизии финансово-хозяйственной деятельности не осуществлялись.
Согласно пункту 6.1 Устава высшим органом управления является Общее собрание членов, которое созывается не реже 1 (одного) раза
в 2 (два) года. Согласно пунктам 7.1, 7.2 Устава постоянно действующим руководящим органом Организации является Правление со сроком полномочий его членов - 5 (пять) лет. В соответствии с пунктом 7.7 Устава Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и считаются правомочными при присутствии на них более половины
от общего числа членов Правления. Также, в соответствии с пунктом 9.1 Устава, органом осуществляющим контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью Организации является Ревизор, который избирается
на Общем собрании членов сроком на 5 (пять) лет.
Организацией не представлены протоколы заседаний Правления
и Ревизионной комиссии, что свидетельствует о нарушении пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ.
В нарушение требований абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ организация не представила в Главное управление отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов Организации, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества за 2021 год. Кроме того, в нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ и Порядка размещения в сети интернет отчетов о деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 07.10.2010 года организация не разместила на информационном портале https ://unro.minjust.ru сведения о деятельности Организации за 2021 год.
Таким образом, по результатам внеплановой документарной проверки
в деятельности организации выявлены неустранимые нарушения законодательства Российской Федерации, которые носят грубый и систематический характер.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 61 ГК РФ организация может быть ликвидирована по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативно правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, является основанием для его ликвидации в судебном порядке. Поскольку в отношении административного истца установлены данные обстоятельства, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Региональную общественную организацию "Общество садоводов-транспортников Речник" (ОГРН ---) и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.