Московский городской суд в составе председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю., при секретаре Парфеновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по ходатайствам ОАО "Сбер Банк" о признании и принудительном исполнении на территории Российской Федерации исполнительной надписи нотариуса Гомельского нотариального округа Республики Беларусь от 23 сентября 2014 года N23-116 по взысканию с Герасимова Константина Евгеньевича кредиторской задолженности, понесенных расходов по уплате нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи, о восстановлении срока для предъявления к принудительному исполнению указанной исполнительной надписи,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительной надписью нотариуса Гомельского нотариального округа Республики Беларусь от 23 сентября 2014 года N23-116 постановлено:
"Взыскать с Герасимова Константина Евгеньевича, *** года рождения, место рождения: Республика Беларусь, Гомельская область, ***, паспорт ***, выдан ***года Речицким ГРОВД Гомельской области, идентификационный номер ***, зарегистрирован по адресу: ***, в пользу Открытого акционерного общества "БСП-Сбербанк", *** УНП ***, счет N *** в ***, БИК *** просроченную задолженность по кредиту по договору текущего (расчетного) счета с использованием карточки N25129 от 25 марта 2013 года в сумме 3499994 (три миллиона четыреста девяносто девять тысяч девятьсот девяносто четыре) неденоминированных белорусских рублей за период с 1 ноября 2013 года по 3 декабря 2013 года.
Кроме того, подлежат взысканию в пользу Открытого акционерного общества "БСП-Сбербанк": проценты за пользование кредитом за период с 1 мая 2013 года по 31 июля 2013 года в сумме 2178269 (два миллиона сто семьдесят восемь тысяч двести шестьдесят девять) неденоминированных белорусских рублей; неустойка за нарушение сроков погашения кредита за период с 1 декабря 2013 года по 15 сентября 2014 года в сумме 259871 (двести пятьдесят девять тысяч восемьсот семьдесят один) неденоминированных белорусских рублей; понесенные взыскателем расходы по уплате нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи в сумме 296907 (двести девяносто шесть тысяч девятьсот семь) неденоминированных белорусских рублей.
Общая сумма, подлежащая взысканию, составляет 6235041 (шесть миллионов двести тридцать пять тысяч сорок один) неденоминированных белорусских рублей".
В соответствии с решением общего собрания акционеров ОАО "БСП-Сбербанк" от 2 июня 2021 года и на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 августа 2021 года N247 изменено наименование банка с Открытое акционерное общество "БСП-Сбербанк" на Открытое акционерное общество "Сбер Банк".
ОАО "Сбер Банк" через компетентные органы обратилось в Московский городской суд с ходатайствами о признании и принудительном исполнении на территории Российской Федерации исполнительной надписи нотариуса Гомельского нотариального округа Республики Беларусь от 23 сентября 2014 года N23-116 по взысканию с Герасимова Константина Евгеньевича кредиторской задолженности, понесенных расходов по уплате нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи, о восстановлении срока для предъявления к принудительному исполнению указанной исполнительной надписи. Требование мотивировано тем, что задолженность по исполнительному документу в сумме 623 белорусских рублей 51 копейки с учетом деноминации не погашена, исполнительный документ возвращен службой судебных приставов исполнителей взыскателю, поскольку должник проживает на территории Российской Федерации.
Должник Герасимов К.Е. в судебное заседание не явился, надлежаще извещался судом о времени и месте рассмотрения ходатайства по месту постановки на миграционный учет, однако судебное извещение не получено, возвращено с почтовой отметкой "за истечением срока", что в силу части 3 статьи 411 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела, возражений по заявлениям о принудительном исполнении должник не представил.
Рассмотрев предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее Конвенция), вступившей в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г, для Республики Беларусь - 19 мая 1994 г.
На основании пункта "а" статья 51 Конвенции каждая из договаривающихся сторон на условиях, предусмотренных Конвенцией, признает и исполняет, вынесенные на территории других договаривающихся сторон решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.
В соответствии с пунктами 1- 3 статьи 54 Конвенции ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения нотариальных актов в отношении денежных обязательств, предусмотренных в статье 51, рассматриваются судами Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение. Суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решений, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. В случае если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении.
Основания к отказу в признании и исполнении решений судов договаривающихся Сторон предусмотрены статьёй 55 Конвенции и частью 1 статьи 412 ГПК РФ, в частности отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случае, если: решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению; сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела; рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации; имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде; исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации либо противоречит публичному порядку Российской Федерации; истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.
Проверив материалы дела, суд не находит оснований для отказа в принудительном исполнении на территории Российской Федерации исполнительной надписи нотариуса Гомельского нотариального округа Республики Беларусь от 23 сентября 2014 года N23-116 по взысканию с Герасимова К.Е. кредиторской задолженности, понесенных расходов по уплате нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи.
Из материала дела усматривается, что взыскатель представил суду оригинал дубликата исполнительной надписи, совершенной 23 сентября 2014 года нотариусом Гомельского нотариального округа Республики Беларусь и зарегистрированной в реестре за N23-116, в отношении денежных обязательств должника Герасимова К.Е. ; постановление судебного исполнителя отдела принудительного исполнения Речицкого района от 28 июля 2022 года N32222/3362 о возращении исполнительной надписи взыскателю, поскольку в процессе исполнения установлено место проживания должника на территории Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в соответствии с нормами законодательства Республики Беларусь, исполнительная надпись совершается о взыскании денежных сумм (задолженности) с должника для удовлетворения бесспорных требований и во внесудебном порядке, без извещения об этом должника. Так, положения статей 94 и 95 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. N305-3 "О нотариате и нотариальной деятельности" предусматривают совершение исполнительных надписей и условия совершения исполнительных надписей, в соответствии с которыми нотариусы, должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь совершают исполнительные надписи о взыскании денежных сумм (задолженности) с должника для удовлетворения бесспорных требований граждан и юридических лиц. При этом статья 95 названного Закона Республики Беларусь не предусматривает совершение исполнительной надписи при условии извещения об этом должника.
Дела данной категории к исключительной подсудности судов Российской Федерации ни Конвенцией, ни другими правовыми актами не отнесены. Сведений о том, что имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде, не установлено. Оснований говорить о том, что исполнение исполнительной надписи может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации, либо противоречит публичному порядку Российской Федерации, не имеется. Срок предъявления исполнительных надписей к принудительному исполнению не истек.
Положения статьи 410 ГПК РФ предусматривают, что х одатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда, в том числе нотариального акта в отношении денежных обязательств, рассматривается верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.
Из приведенных норм международного права и норм гражданского процессуального законодательства Российской Федерации следует, что ходатайство о принудительном исполнении нотариального акта в отношении денежных обязательств может быть рассмотрено судом Российской Федерации лишь при определенных условиях, а именно, если известно или место жительства, или место нахождения должника на территории Российской Федерации, или место нахождения его имущества. При отсутствии этих условий, то есть если ни место жительства, ни место нахождения должника или его имущества, ни последнее место его жительства неизвестны, ходатайство не может быть рассмотрено судом Российской Федерации, поэтому суд оставляет ходатайство без рассмотрения.
В соответствии со статьёй 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по г.Москве от 2 декабря года должник состоит на миграционном учете с 18 октября 2022 года по 15 января 2023 года по адресу: ***, принимающая сторона ООО ***.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что место проживания должника на территории Российской Федерации в городе Москве нашло свое подтверждение предоставленными суду доказательствами. Вследствие этого и в силу статьи 410 ГПК РФ ходатайство о принудительном исполнении на территории Российской Федерации исполнительной надписи нотариуса Гомельского нотариального округа Республики Беларусь от 23 сентября 2014 года N23-116 по взысканию с Герасимова К.Е. кредиторской задолженности, понесенных расходов по уплате нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи, подсудно Московскому городскому суду и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 409 ГПК РФ решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 ГПК РФ.
Положения пункта 3 статьи 54 Конвенции предусматривают, что порядок принудительного исполнения определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.
В силу частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Согласно пункту 1 части 1, части 3 статьи 22 названного Федерального закона, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
На основании приведенных норм права суд приходит к выводу, что взыскатель не пропустил трехлетний процессуальный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению, поскольку исполнительная надпись была предъявлена к исполнению в срок и возращена взыскателю постановлением судебного исполнителя отдела принудительного исполнения Речицкого района от 28 июля 2022 года N32222/3362. С ходатайством о принудительном исполнении указанной исполнительной надписи взыскатель обратился в суд 21 ноября 2022 года, то есть в пределах трехлетнего процессуального срока.
Руководствуясь статьями 224-225, 411, 412 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Ходатайство ОАО "Сбер Банк" (ранее ОАО "БПС-Сбербанк") о признании и принудительном исполнении на территории Российской Федерации исполнительной надписи нотариуса Гомельского нотариального округа Республики Беларусь от 23 сентября 2014 года N23-116 по взысканию с Герасимова Константина Евгеньевича кредиторской задолженности, понесенных расходов по уплате нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи, удовлетворить.
Привести в исполнение на территории Российской Федерации исполнительную надпись нотариуса Гомельского нотариального округа Республики Беларусь от 23 сентября 2014 года N23-116, в той части, в которой постановлено:
"Взыскать с Герасимова Константина Евгеньевича, ***года рождения, место рождения: Республика Беларусь, ***, паспорт ***, выдан ***года Речицким ГРОВД Гомельской области, идентификационный номер ***, зарегистрирован по адресу: ***, в пользу Открытого акционерного общества "БСП-Сбербанк" (в настоящее время ОАО "Сбер Банк"), ***, УНП ***, счет N *** в ОАО "БСП-Сбербанк", БИК *** просроченную задолженность по кредиту по договору текущего (расчетного) счета с использованием карточки N25129 от 25 марта 2013 года в сумме 3499994 (три миллиона четыреста девяносто девять тысяч девятьсот девяносто четыре) неденоминированных белорусских рублей за период с 1 ноября 2013 года по 3 декабря 2013 года.
Кроме того, подлежат взысканию в пользу Открытого акционерного общества "БСП-Сбербанк" (в настоящее время ОАО "Сбер Банк"): проценты за пользование кредитом за период с 1 мая 2013 года по 31 июля 2013 года в сумме 2178269 (два миллиона сто семьдесят восемь тысяч двести шестьдесят девять) неденоминированных белорусских рублей; неустойка за нарушение сроков погашения кредита за период с 1 декабря 2013 года по 15 сентября 2014 года в сумме 259871 (двести пятьдесят девять тысяч восемьсот семьдесят один) неденоминированных белорусских рублей; понесенные взыскателем расходы по уплате нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи в сумме 296907 (двести девяносто шесть тысяч девятьсот семь) неденоминированных белорусских рублей.
Общая сумма, подлежащая взысканию, составляет 6235041 (шесть миллионов двести тридцать пять тысяч сорок один) неденоминированных белорусских рублей".
Отказать ОАО "Сбер Банк" в удовлетворении заявления о восстановлении срока для предъявления к принудительному исполнению исполнительной надписи нотариуса Гомельского нотариального округа Республики Беларусь от 23 сентября 2014 года N23-116 по взысканию с Герасимова Константина Евгеньевича кредиторской задолженности, понесенных расходов по уплате нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи.
На определение суда может быть подана частная жалоба в апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.