Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2008 г. N А56-7321/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Матлиной Е.О., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственности "Вторпром ЛТД" генерального директора Леонова В.М. (протокол общего собрания учредителей от 01.07.2007 N 7), от Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования Рябовой Л.В. (доверенность от 07.08.2007 N 01-07/4144),
рассмотрев 18.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Вторпром ЛТД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2008 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 (судьи Петренко Т.И., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-7321/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вторпром ЛТД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий управляющего Выборгского межрайонного филиала Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования по запрету на выдачу полисов обязательного медицинского страхования работникам Общества.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество изменило предмет требования и просило признать неправомерными действия управляющего Выборгского межрайонного филиала Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования по противодействию включению работников Общества в систему обязательного медицинского страхования и обязать Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) финансировать медицинскую страховую организацию РЕСО-МЕД.
Решением суда от 23.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1), просит отменить решение от 23.05.2008 и постановление от 26.08.2008, заявление удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их соответствующими действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество с 11.07.1997 зарегистрировано в Фонде в качестве страхователя работающего населения и ему присвоен регистрационный N 1141-005-04414. Общество заключило договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 23.10.2003 N 2062 со страховой медицинской организацией "ЛОСМО", которая выдала страховые медицинские полисы работникам Общества. Договор от 23.10.2003 N 2062 составлен по форме договора обязательного медицинского страхования работающих граждан, указанной в приложении N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 20.06.2000 N 265-пг (далее - Правила ОМС). Пунктом 14 договора от 23.10.2003 N 2062 предусмотрено право его досрочного расторжения сторонами.
В соответствии с пунктом 4.5 Правил ОМС Фонд 30.05.2006 направил в адрес страховой медицинской организации извещение о неуплате Обществом доли единого социального налога в части, подлежащей перечислению в Фонд.
В связи с нарушением Обществом условий договора, а именно неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхования с марта 1999 года, страховая медицинская организация с 01.07.2006 на основании пункта 14 расторгла в одностороннем порядке договор от 23.10.2003 N 2062. В соответствии с пунктом 18 договора от 23.10.2003 N 2062 действие страховых медицинских полисов прекращается одновременно с прекращением действия договора. Полисы обязательного медицинского страхования, выданные работникам Общества прекратили действие с 01.07.2006.
Управляющий Выборгского межрайонного филиала, являющегося структурным подразделением Фонда, 04.02.2008 направил в адрес Общества письмо N 5, в котором сообщил, что для заключения нового договора обязательного медицинского страхования работающих граждан и получения на его основании полисов для работников Общества необходимо в соответствии с Законом N 1499-1 осуществить уплату текущих платежей.
Считая, что указанным письмом Фонд противодействует включению работников Общества в систему обязательного медицинского страхования, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали Обществу в удовлетворении заявления, посчитав, что действия Фонда соответствуют действующему законодательству об обязательном медицинском страховании.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное.
Согласно статье 2 Закона N 1499-1 организации, заключившие трудовые договоры с работниками, являются страхователями по обязательному медицинскому страхованию для этих работников.
В силу статьи 9 Закона N 1499-1 страхователь обязан заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией; вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования.
В соответствии со статьей 15 Закона N 1499-1 страховая медицинская организация обязана с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы.
В силу статьи 27 Закона N 1499-1 за необоснованный отказ в заключении договора обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация может по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием.
В соответствии с пунктом 4.5 Правил ОМС Фонд обязан своевременно (в соответствии с договором о финансировании обязательного медицинского страхования) информировать страховую медицинскую организацию о непоступлении средств страхователя на счета Фонда.
При неуплате единого социального налога в части, подлежащей перечислению в фонды обязательного медицинского страхования, и доли единого налога на вмененный доход на счета отделений Федерального казначейства, открытые в городах и районах Ленинградской области, страхователем работающего населения или предпринимателем Фонд извещает об этом страховую медицинскую организацию в установленные договором о финансировании обязательного медицинского страхования сроки. Фонд изучает причины неуплаты и финансирует страховую медицинскую организацию на ведение дела и оплачивает медицинскую помощь лечебным учреждениям в течение двух месяцев с момента извещения.
Страховая медицинская организация вправе досрочно расторгнуть договор страхования со страхователем, не уплачивающим страховые взносы (платежи).
По истечении двух месяцев, в случае нерасторжения договора страхования, страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную застрахованным, в полном объеме за счет собственных средств.
В случае досрочного расторжения договора страхования Фонд в установленном порядке оплачивает экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам, которые были застрахованы данным страхователем, вплоть до заключения им нового договора страхования.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в Фонде в качестве страхователя с 11.07.1997 (лист дела 9). Доказательства того, что страхователь - Общество снято с учета в территориальном фонде в материалах дела не имеется.
Полисы обязательного медицинского страхования для своих работников Общество получало до 2007 года. Полисы медицинского страхования для работников после 2007 года Обществом получены не были.
Из материалов дела следует, что Общество оспаривает действия Управляющего структурного подразделения Фонда по противодействию включению работников Общества в систему обязательного медицинского страхования. В качестве такого противодействия Общество рассматривает отказ Фонда финансировать оказание медицинских услуг работникам Общества, требование заключить новый договор медицинского страхования, и оплатить текущие платежи по обязательному медицинскому страхованию, которые по мнению Общества содержатся в письме Фонда от 04.02.2008 N 5, направленном в адрес Общества.
В письме от 04.02.2008 N 5, подписанном управляющим Межрайонного Выборгского филиала, разъясняется, что в соответствии с пунктом 4.5 Правил ОМС Фонд обязан своевременно информировать страховую медицинскую организацию о непоступлении средств на обязательное медицинское страхование от страхователей на счета Фонда. В письме сообщается, что на основании пункта 4.5 Правил ОМС Выборгский филиал Фонда 30.05.2006 направил в страховую медицинскую организацию извещение о непоступлении с марта 1999 года от Общества взносов на обязательное медицинское страхование. В связи с неуплатой страховых взносов страховая медицинская организация расторгла договор обязательного медицинского страхования работающего населения от 23.10.2003 N 2062. Кроме того, в письме, ссылаясь на статью 4 Закона N 1499-1, Управляющий Межрайонным Выборгским филиалом сообщает, что для заключения нового договора и получения на его основании полисов для работников Общества следует осуществлять уплату текущих страховых взносов.
Из материалов дела видно, что расторжение договора от 23.10.2003 N 2062 Общество в судебном порядке не оспорило. Изменения в Единый государственный реестр юридических лиц об организационно - правовой форме и руководителе Общества, заявитель до настоящего времени не внес. Доказательства того, что Общество обращалось в страховую медицинскую организацию РЕСО-МЕД с требованием заключить договор обязательного медицинского страхования работающего населения и выдать работникам Общества соответствующие полисы и ему в этом отказано, в материалы дела не представлены, фонд не является стороной договора на обязательное медицинское страхование работающего населения и не выдает страховые полиса.
Суды правомерно указали, что в соответствии с пунктами 4.1, 4.3, 5.9 Правил ОМС оплата оказанных застрахованных медицинских услуг производится Фондом непосредственно медицинскому учреждению на основании выставленных счетов. Страховые медицинские организации финансируются Фондом только на ведение дела для обеспечения выполнения обязательств по вневедомственной экспертизе, защите прав застрахованных, выдаче медицинских полисов застрахованным.
Указанный порядок финансирования не противоречит Типовым правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 03.10.2003 N 3856/30-3/и.
При таких обстоятельствах суды правомерно отклонили требование Общества о признании незаконными действий Управляющего Выборгского межрайонного филиала Фонда по противодействию включению работников Общества в систему обязательного медицинского страхования и об обязании Фонд финансировать медицинскую страховую организацию РЕСО-МЕД.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Поскольку при принятии кассационной жалобы к производству Обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной полшины по кассационной жалобе, то с него на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу N А56-7321/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Вторпром ЛТД" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вторпром ЛТД" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2008 г. N А56-7321/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника