Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2008 г. N А56-17829/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Гурциева В.А. (доверенность от 23.10.2008) и Шершневой А.Г. (доверенность от 14.04.2008 N 05-13/06033), от открытого акционерного общества "Корпорация "Иркут" Табановой Е.М. (доверенность от 04.02.2008 N 20),
рассмотрев 20.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2008 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Корпорация "Иркут" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция) возвратить Обществу 15 208 699 руб. 67 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных налогов и пеней.
Решением суда первой инстанции от 23.07.2008 заявление удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 23.07.2008, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права -пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2007 по делу N А40-38224/06-140-265, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007, признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по городу Москве от 17.05.2006 N 78 (далее - Инспекция N 17) в части доначисления Обществу 96 563 055 руб. налогов и пеней.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.11.2007 судебные акты оставлены без изменения.
Суммы налогов и пеней, начисленные Обществу на основании решения Инспекции N 17 от 17.05.2006 N 78, взысканы с него в доходы бюджетов решениями о зачете от 30.05.2006 N 79 и 80 и от 22.11.2006 N 5868 и 5869.
С учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу
- N А40-38224/06-140-265 Общество направило в Инспекцию заявления от 04.12.2007 N 1056 и 1058, от 14.01.2008 N 21 и 22 о возврате излишне взысканных на основании решения Инспекции N 17 от 17.05.2006 N 78 сумм налогов и пеней.
По решениям от 19.12.2007, от 25.01.2008 и от 04.02.2008 Инспекция возвратила Обществу излишне взысканные суммы налогов и пеней, что подтверждается платежными поручениями от 29.12.2007, от 31.01.2008 и от 13.02.2008.
Поскольку налоговый орган возвратил налогоплательщику излишне взысканные суммы налогов и пеней без начисления процентов, предусмотренных пунктом 5 статьи 79 НК РФ, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Инспекции 15 208 699 руб. 67 коп. процентов, начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Суд первой инстанции удовлетворил требование Общества, указав на то, что размер процентов определен заявителем в соответствии с положениями пункта 5 статьи 79 НК РФ.
Кассационная коллегия считает вывод суда первой инстанции правильным с учетом следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ).
В силу пунктов 1 и 9 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканных налога и пеней подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда (пункт 3 статьи 79 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2005 N 503-О, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд первой инстанции установил, что Инспекцией допущено нарушение предусмотренного пунктом 5 статьи 79 НК РФ порядка возврата Обществу излишне взысканных сумм налогов и пеней, выразившееся в неначислении процентов на суммы возвращенных налогов и пеней.
Во исполнение определения суда налоговый орган представил в судебное заседание расчет процентов, подлежащих начислению на излишне взысканную сумму налогов и пеней, которым подтверждается отсутствие у сторон спора относительно размера суммы процентов.
Суд также признал соответствующим нормам налогового законодательства, начисление процентов с даты, следующей за днем взыскания налоговым органом каждой суммы налога и пеней, по день фактического возврата этих сумм.
В силу положений части 3 статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и не вправе на стадии кассационного судопроизводства устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций.
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку, решение суда от 23.07.2008 соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы кассационной жалобы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2008 по делу N А56-17829/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
О.Р.Журавлева |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2008 г. N А56-17829/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника