Судья Московского городского судья Новикова Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя конкурсного управляющего адрес "Эгира" фио на постановление заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управления Россреестра по адрес N515/03/2021 от 24 марта 2022 года, решение судьи Измайловского районного суда адрес от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении ООО "Эгира",
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управления Россреестра по адрес N515/03/2021 от 24 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Измайловского районного суда адрес от 16 мая 2022 года, адрес "Эгира" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
В настоящей жалобе представитель конкурсного управляющего адрес "Эгира" фио просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая, что общество привлечено к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства, срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего адрес "Эгира" фио жалобу поддержала.
Представитель Управления Росреестра по Москве фио против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи.
Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0, 5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью; на должностных лиц - от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью; на юридических лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Пунктом 8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип земельного законодательства деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Согласно п.4 ст.1 Закона адрес от 19.12.2007 г. N48 "О землепользовании в адрес", все земли в адрес относятся к категории земель населенных пунктов.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п.2.1 ст.8 Закона адрес от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в адрес" фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования. В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 адрес кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в адрес в соответствии со ст. 3 Закона о землепользовании относится, в том числе, организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки в адрес.
Правила землепользования и застройки адрес утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП, согласно п.п.2 п.1.4.2 которых, порядок применения Правил и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Как следует из материалов дела, на основании задания заместителя руководителя Управления Росреестра по Москве от 27.05.2021 г. N 53-06 30 июня 2021 года в 12 часов 00 минут проведено административное обследование земельного участка с кадастровым N 77:03:0005020:1010, расположенного по адресу: адрес (далее - адрес). Согласно сведениям ЕГРН, информация о зарегистрированных правах на адрес отсутствует. На адрес расположен комплекс нежилых зданий и строений с адресами: адрес, стр. 10, стр. 8, стр. 4, принадлежащих на праве собственности адрес, корп. 102, корп. 20, корп. 1, корп. 2, корп. 3, корп. 5, корп. 6, корп. 20, корп. 54, корп. 100, корп. 101, корп. 102, корп. 104, корп. 106, корп. 108, принадлежащих на праве собственности адрес "Эгира". адрес огорожен, доступ частично ограничен.
В нарушение ст.42 Земельного кодекса РФ адрес "Эгира" осуществляет на адрес деятельность, связанную с нарушением целевого назначения: на адрес установлен вид разрешенного использования: объекты размещения промышленных предприятий IV и V класса вредности (1.2.9), однако фактически земельный участок используется для размещения бизнес - центра (офисов), автосалонов, автосервиса, автомойки, объектов общественного питания, магазинов и складов, не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз, что соответствует коду Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 г..N П/0412: 6.9 - Склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, 4.1 - Деловое управление. Размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); 4.4 - Магазины. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; 4.9.1.4 - Ремонт автомобилей. Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли; 4.9.1.3 - Автомобильные мойки.
Размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли; 4.6 - Общественное питание. Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Действия адрес "Эгира" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина адрес "Эгира" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом N828 от 30.07.2021 г.; актом административного обследования объекта земельных отношений от 30.06.2021 г. N 100; фототаблицей; схематическим чертежом; копией договора долгосрочной аренды N02-09/17 от 01.01.2017 г.; выпиской из ЕГРЮЛ; сведениями ЕГРН и иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст.1, 7, 8, 42 Земельного кодекса РФ, должностное лицо Управления Росреестра по Москве и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях адрес "Эгира" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, поскольку фактическое использование вышеназванного земельного участка свидетельствует о его использовании не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.
При рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины адрес "Эгира" в его совершении, а также о правильной квалификации вменяемого административного правонарушения по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что адрес "Эгира" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований 42 Земельного кодекса РФ, материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о его вине.
адрес "Эгира" обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было, мер, направленных на внесение необходимых изменений в установленный вид разрешенного использования земельного участка, обществом не принято.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований ст. 42 ЗК РФ материалы дела не содержат, заявителем не представлено.
Вопреки доводам жалобы родовым объектом правонарушений, объединенных в главе 8 КоАП РФ, в которую входит статья 8.8, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год. Постановление о назначении адрес "Эгира" административного наказания вынесено с соблюдением этого срока.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2021 года N 5-АД21-30-К2.
Принимая во внимание, что нарушение было выявлено в ходе обследования земельного участка, проведенного 30 июня 2021 года, постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом административного органа 24 марта 2022 года, срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено адрес "Эгира" должностным лицом в пределах санкции ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в соответствии со ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной должностным лицом мерой наказания, не имеется.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управления Россреестра по адрес N515/03/2021 от 24 марта 2022 года, решение судьи Измайловского районного суда адрес от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении ООО "Эгира", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.