Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" по доверенности фио на постановление судьи Преображенского районного суда адрес от 23 декабря 2022 года, которым ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
19 октября 2021 года начальником отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности ТО Росздравнадзора по адрес и адрес в отношении ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности направлен в Преображенский районный суд адрес, судьей которого от 23 декабря 2022 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление обжалует защитник ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" по доводам поданной жалобы, ссылаясь на то, что судьей районного суда не принята во внимание правовая позиция стороны защиты, не учтено, что учреждение действующим законодательством не наделено соответствующими полномочиями принимать решение о наличии необходимости или ее отсутствии для проведения патологоанатомического вскрытия, что относится к исключительной компетенции медицинской организации, констатирующей смерть пациента; вменяемые учреждению нарушения не конкретизированы, допустимыми и достаточными доказательствами не подтверждены; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, противоречат положениям Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза", будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении, также обратившего внимание на неправомерность вменения учреждению нарушения в части необходимости оснащения патолого-анатомического отделения прикладным программным обеспечением для лабораторной посуды.
Представитель ТО Росздравнадзора по адрес и адрес по доверенности фио возражала против удовлетворения доводов указанной жалобы, сочтя оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, основанным на совокупности допустимых и достоверных доказательств, являющейся достаточной для квалификации действий ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, представила в материалы дела возражения и дополнения к ним.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 10 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность определена как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу п. 3 ст. 3 вышеназванного Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ, лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на адрес и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021 года N852, в пункте 4 которого определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, в который включены также работы (услуги) патологической анатомии.
Согласно п.5 вышеназванного Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг), ж) размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - единая система) сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о лицах, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (в федеральном регистре медицинских работников), в составе, установленном Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 года N555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения".
В п.6 того же Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; е) размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.
Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов - Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно Примечанию к ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
На основании п.7 Положения лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021 года N852, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Признавая ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, судья районного суда исходила из того, что в ходе проведения на основании решения руководителя ТО Росздравнадзора по адрес и адрес от 20 июля 2021 года N672\21, согласованной с заместителем прокурора адрес, решение от 21 июля 2021 года N7\2-08-249-2021, внеплановой выездной проверки ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза", осуществляющего медицинскую деятельность, не связанной с извлечением прибыли, в том числе по выполнению работ и оказанию услуг патологической анатомии, на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения лицензии от 22 апреля 2015 года NФС-99-01-009037, действующей бессрочно, должностными лицами ТО Росздравнадзора по адрес и адрес в 16.30 час. 2021 года по адресу: адрес, стр.3А, выявлено, что указанным лицензиатом медицинская деятельность осуществляется с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "б, в, ж" п.5, подпунктами "а, е" п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021 года N852, ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно:
- в патолого-анатомическом отделении отсутствует предусмотренное Стандартом оснащения патолого-анатомического отделения (бюро), утвержденного приказом Минздрава России от 24 марта 2016 года N179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" (зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2016 N 41799) оборудование: автоматическая система обработки тканевых образцов ИВД, полуавтоматическая система обработки тканевых образцов ИВД, микротом ротационный (имеется 1 шт. вместо положенных по Стандарту 2-х шт.), микроскоп световой стандартный (имеется 8 шт. вместо положенных по Стандарту 10 шт.), прикладное программное обеспечение для лабораторной анализаторов ИВД (применены требования по оснащению оборудованием по третьей группе патолого-анатомический отделений, в соответствии с пунктом 4 Правил организации деятельности патолого-анатомического бюро (отделения) (приложение N1 к Правилам проведения патолого-анатомических исследований, утвержденным приказом Минздрава России от 24.03.2016 N179н), - трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг).
Главный врач фио, осуществляющая медицинскую деятельность в учреждении с 21 сентября 2020 года на основании дополнительного соглашения N 8 от 21 сентября 2020 года к трудовому договору от 03 февраля 2012 года N560, имеет профессиональную подготовку по организации здравоохранения и общественному здоровью, не соответствующую Квалификационным требованиям по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", утвержденным приказом Минздрава России от 08 октября 2015 года N707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2015 N39438), согласно которым, уровень профессионального образования по организации здравоохранения и общественному здоровью установлен в виде подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или дополнительного образования в виде профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина" или "Науки о здоровье и профилактическая медицина"; имеет профессиональную переподготовку по организации здравоохранения и общественному здоровью, но не имеет подготовку в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина" или "Науки о здоровье и профилактическая медицина".
Представленное удостоверение о специализации по детской фтизиатрии от октября 2002 года, выданное Министерством здравоохранения адрес, не может служить доказательством такой подготовки, так как фио не прошла процедуру допуска к медицинской деятельности по специальности "фтизиатрия" на адрес в соответствии с требованиями п. 4 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденным Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N982н (зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2013 N27918), сертификат специалиста, выданный Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в соответствии с п. 4 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах и получающим сертификат впервые в рамках прохождения процедуры допуска к медицинской или фармацевтической деятельности на адрес, у фио отсутствует, - в нарушение установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 года N555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" Порядка представления информации в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в части Федерального реестра медицинских организаций (ФРМО) и Федерального регистра медицинских работников (ФРМР), предоставляется неполная и недостоверная информация, в том числе, в ФРМО не внесена информация о штатном расписании, структурных подразделениях медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях (отсутствуют сведения о наличии патолого-анатомического отделения), сведения об оснащении, в ФРМР внесены неполные сведения о количестве медицинских работников (внесены сведения только о 18 медицинских работниках, отсутствуют сведения о заведующем патолого-анатомическим отделением враче-патологоанатоме фио), тогда как в соответствии с
вышеназванным Порядком медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) в течение 3 рабочих дней со дня получения актуализированных данных вносят, в том числе, основные сведения о медицинском работнике: фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, дата рождения, паспортные данные, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, место регистрации, дата регистрации, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), сведения об образовании медицинского работника: данные об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования, о документах об образовании и (или) о квалификации, договоре о целевом обучении, данные о сертификате специалиста или аккредитации специалист Сведения о трудоустройстве медицинского работника - медицинская организация, структурное подразделение медицинской организации, должность, тип занятия должности, ставка, дата начала трудоустройства, дата окончания трудоустройства, основание окончания, в Федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО) - сведения о структурных подразделениях медицинской организации, о структурных подразделениях медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, о структурных подразделениях медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и стационарных условиях, о штатном расписании медицинской организации, об оснащении медицинской организации, - в нарушение требований пп.пп 3, 5, 7 п. 3, пп. 1 и 2 п. 8, п.9 ст. 67, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 3, п.28, пп.1 п.8, п.23, п.9, пп.5 п.3 Приложения N 1 к Приказу Минздрава России от 06 июня 2013 года N 354н "О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий", в 91 случае (36, 4%) патологоанатомическое вскрытие
неправомерно отменялось и не проводилось, в 21-м случае определена невозможность установления непосредственной причины смерти, что является нарушением вышеуказанных нормативных актов, в 31-м случае оказание медицинской помощи в стационаре длилось менее 1-х суток, в 15-ти случаях имела место смерть от инфекционного заболевания, в 16-ти случаях отсутствовала верификация опухолевого процесса, в 8-ми случаях присутствовала необходимость судебно-медицинского исследования (наличие переломов бедренной кости и вертлужной впадины, плечевой кости, позвоночника, ЗЧМТ и его последствия), форма протокола патолого-анатомического вскрытия фио, медицинское свидетельство о смерти серии 45СN639747 от 02 апреля 2021 года, находившейся на обследовании и лечении в отделении анестезиологии и реанимации с 29 марта 2021 года по 02 апреля 2021 года (5 койко-дней), умершей в 03.30 час. 02 апреля 2021 года, не соответствует установленной форме N 013/у, в сопроводительном листе в патологоанатомическое отделение ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" отсутствуют сведений о дате рождения умершей, не соблюдена последовательность изучения органов и тканей; в комплекте документов фио, медицинское свидетельство о смерти серии 45 С N 639787 от 24 мая 2021 года отсутствует посмертный эпикриз, не проведено регламентированное патолого-анатомическое вскрытие (в связи с летальным исходом от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли) фио, медицинское свидетельство о смерти серии 45СN345688 от 29 сентября 2021 года, находившейся на обследовании и лечении в отделении онкологии с 17 января 2021 года по 28 января 2021 года (12 койко-дней), умершей в 09.30 час. 28 января 2021 года, заключительный клинический диагноз: "С50.8 Рак левой молочной железы IV ст, усT3N1M1", в сопроводительном листе в патологоанатомическое отделение отсутствуют сведения о дате рождения умершей, в связи с чем действия данного медицинского учреждения квалифицированы по ч.3
ст.19.20 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактические обстоятельства совершения ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза"; выпиской из реестра лицензий в отношении ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза"; мотивированным представлением должностного лица ТО Росздравнадзора по адрес и адрес; решением о проведении внеплановой выездной проверки N 672/21 от 20 июля 2021 года и внесенными в него 30 июля 2021 года и 06 октября 2021 года изменениями, с которым под расписку ознакомлен директор указанного учреждения; заявлением руководителя ТО Росздравнадзора по адрес и адрес о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия; решением заместителя прокурора адрес от 21 июля 2021 года N7\2-08-249-2021 о согласовании проведения ТО Росздравнадзора по адрес и адрес внеплановой выездной проверки ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза"; актом внеплановой выездной проверки от 12 октября 2021 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения лицензионных требований; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 29 июля 2021 года; копией приказа N 1007-л от 16 сентября 2020 года о переводе фио на должность главного врача; копией дополнительного соглашения N8 от 21 сентября 2020 года к трудовому договору с фио от 03 февраля 2012 года N560, сертификата специалиста на имя фио, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке фио, удостоверения о прохождении последней специализации по детской фтизиатрии; копиями медицинских
освидетельствований о смерти, медицинских карт умерших и сопроводительных листов в патологоанатомическое отделение ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза"; информацией из Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в части Федерального реестра медицинских организаций (ФРМО) и Федерального регистра медицинских работников (ФРМР); протоколом об административном правонарушении от 19 октября 2021 года N 672/21 в отношении ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется учреждению, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника по доверенности фио, которому разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, копия его для сведения получил на руки, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, протокол соответствует требованиям, предъявляемым ст.28.2 КоАП РФ.
Данные доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, судьей районного суда обоснованно положены в основу выводов о доказанности вины ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" во вменяемом административном правонарушении, поскольку оформлены должностными лицами ТО Росздравнадзора по адрес и адрес в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оценка которым дана по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии).
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия юридического лица правильно квалифицированы по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку допущенные ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" при осуществлении медицинской деятельности нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "б, в, ж" п.5, подпунктами "а, е" п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021 года N852, являются грубыми, повлекшими за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью пациента, то есть последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Ссылки в жалобе на то, что Стандарт оснащения патолого-анатомического отделения (бюро), утвержденного приказом Минздрава России от 24 марта 2016 года N179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" не содержит требования к наличию в патолого-анатомическом отделении прикладного программного обеспечения для лабораторной посуды, которое вменено в вину ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза", не могут повлечь удовлетворение жалобы, так как такое указание является явной технической ошибкой, подлежащей исправлению по правилам ст.29.12.1 КоАП РФ, с учетом того, что представленные в материалы дела доказательства, включая акт по результатам проведения выездной внеплановой проверки, с очевидностью свидетельствуют о том, что в рамках проведения данной проверки 12 октября 2021 года выявлено отсутствие прикладного программного обеспечения для лабораторных анализаторов ИВД.
Вопреки позиции автора жалобы, оспариваемое постановление судьи районного суда не содержит выводов об обязанности ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" проводить патолого-анатомические вскрытия, учреждению вменено нарушение установленного порядка в случаях проведения патолого-анатомических вскрытий и в случаях не проведения патолого-анатомических вскрытий как относительно содержания медицинской документации, так и относительно целей осуществляемого лицензируемого вида деятельности.
Так, пп.пп 3, 5 "б, в", 7 п. 3 ст.67 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что патолого-анатомическое вскрытие производится, в том числе, в случае оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток, в случае смерти от инфекционного заболевания или при подозрении на него и от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли.
Также в пп.5 п.3, пп.1, 2 п.8, п.9, п.23, п.28 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 июня 2013 года N354н предусмотрено, что обязательному патологоанатомическому вскрытию подлежат тела умерших, в том числе в случаях смерти от инфекционного заболевания или при подозрении на него и от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; медицинский работник в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящего Порядка, оформляет и подписывает направление на патолого-анатомическое вскрытие в патолого-анатомическое бюро (отделение), в котором указываются, в том числе, наименование организации, врач (фельдшер) которой осуществляет направление тела умершего в патолого-анатомическое бюро (отделение), фамилия, имя, отчество и дата рождения умершего (фамилия матери плода и дата отделения плода); для проведения патолого-анатомического вскрытия вместе с телом умершего (мертворожденного, плода) в патолого-анатомическое бюро (отделение) направляется медицинская документация умершего (мертворожденного, плода) - медицинская карта стационарного больного (медицинская карта родов, медицинская карта новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта амбулаторного больного), содержащая результаты проведенных лабораторных и инструментальных диагностических исследований, карты анестезиологических и реанимационных пособий, протоколы оперативных вмешательств, заключительный клинический диагноз с указанием кода диагноза в соответствии с МКБ-X и посмертный эпикриз.
Пунктами 23 и 28 того же Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий установлены конкретная последовательность изучения органов и тканей, а по окончании этапов проведения патолого-анатомического вскрытия - форма учетной медицинской документации N013/у "Протокол патолого-анатомического вскрытия" и форма учетной медицинской документации N013/у-1 "Протокол патолого-анатомического вскрытия плода, мертворожденного или новорожденного" (приложения N2 - 3 к настоящему приказу).
Судья районного суда, принимая в рамках настоящего дела оспариваемый судебный акт, правильно сочла, что в данном случае учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеизложенных требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, что свидетельствует о наличии вины ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза".
Исходя из положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, которое несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, оснований для признания его малозначительным и освобождения учреждения от административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного дела.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о ее заинтересованности в его исходе.
Приведенные в жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде второй инстанции, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств.
Несогласие заявителя жалобы с такой правовой оценкой не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание судьей районного суда назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, по правилам ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения виновного юридического лица, характера правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, при рассмотрении настоящего дела не допущено, бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности, порядок рассмотрения дела и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Преображенского районного суда адрес от 23 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.