Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2008 г. N А56-6182/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2009 г. N А56-6182/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июня 2008 г. N А56-6182/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Асса" генерального директора Галича С.А. (решение от 26.07.2004) и Ерехинской Е.А. (доверенность от 10.03.2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу Кулешовой А.П. (доверенность от 07.10.2008 N 16/30885),
рассмотрев 19.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асса" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2008 (судья Глазков Е.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 (судьи Савицкая И.Г., Петренко Т.И., Тимошенко А.С.) по делу N А56-6182/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Асса" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 05.02.2008 N 105 о назначении обществу административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далеэ - КоАП РФ).
Решением от 30.06.2008 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 20.08.2008 апелляционная инстанция оставила решение от 30.06.2008 без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) налоговые органы не наделены правом проводить контрольные закупки.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, а представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 04.02.2008 инспекция провела проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем обществу складе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 86, лит. А.
В ходе проверки административный орган установил, что в нарушение статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) при продаже открытки "Серебряная свадьба" стоимостью 15 руб. и десяти открыток "Поздравляем" стоимостью 6 руб. каждая наличные денежные расчеты осуществлялись без применения ККТ.
По результатам проверки инспекцией составлены акт от 04.02.2008 N 023625 и протокол об административном правонарушении от 04.02.2008 N 023625.
На основании названных документов инспекция вынесла постановление от 05.02.2008 N 105 о назначении обществу административного наказания по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания 30 000 руб. штрафа.
Общество оспорило постановление инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, указав, что административный орган правомерно привлек общество к административной ответственности, поскольку при осуществлении наличных денежных расчетов ККТ не применялась. Суды установили, что порядок привлечения общества к административной ответственности инспекцией не нарушен.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с учетом следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц -от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения ККТ.
Следовательно, лицо может быть привлечено к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в случае установления факта реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без применения ККТ.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании акта проверки от 04.02.2008 N 023625 суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В соответствии с актом от 04.02.2008 N 023625 в ходе проверки были проведены наличные денежные расчеты за товар общей стоимостью 75 руб. При этом согласно названному акту 75 руб. были возвращены проверяющим (л.д. 30-31).
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций не установили, осуществлялась ли сотрудниками инспекции в ходе проверки именно проверочная закупка товара.
Между тем проверочная закупка в силу Закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Указанная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 3125/08.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело -направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, соответствуют ли действия инспекции при осуществлении контроля положениям Закона N 144-ФЗ, оценить имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства с соблюдением требований статей 66 - 71 АПК РФ и вынести законное и обоснованное решение по существу спора.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу N А56-6182/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2008 г. N А56-6182/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника