Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2008 г. N А42-1187/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 сентября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Журавлевой О.Р., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 24.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.05.2008 по делу N А42-1187/2008 (судья Романова А.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации в лице государственного учреждения "876 Комендатура охраны и обслуживания управления флотилии" (далее - Учреждение) 123 406 руб. 70 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.05.2008 заявление Инспекции удовлетворено в части взыскания с Учреждения 1 000 руб. штрафа. В остальной части суд отказал в удовлетворении заявления.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда от 13.05.2008 и удовлетворить заявление налогового органа в полном объеме.
Податель жалобы полагает, что суд необоснованно снизил размер взыскиваемой суммы налоговых санкций, усмотрев наличие смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку до настоящего времени Общество ни налог, ни налоговую санкцию не уплатило в бюджет, а при вынесении спорного решения Инспекция не нарушила права налогоплательщика.
Представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов, изложенных в жалобе.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Учреждением 19.04.2007 декларации по единому социальному налогу за 2006 год и установила нарушение налогоплательщиком требований пункта 7 статьи 243 НК РФ, в соответствии с которым срок представления данной декларации - не позднее 30.03.2007.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 31.07.2007 N 04-802-юр о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 123 406 руб. 70 коп. штрафа за совершение налогового правонарушения, выразившегося в непредставлении им в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по единому социальному налогу за 2006 год.
Требованием N 479 по состоянию на 31.08.2007 Инспекция предложила Учреждению в срок до 10.09.2007 уплатить сумму штрафа в добровольном порядке.
Налогоплательщик данное требование не исполнил, в связи с чем Инспекция обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, признав обоснованным привлечение заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ, однако, приняв во внимание такие смягчающие его ответственность обстоятельства, как тяжелое материальное положение Учреждения, отсутствие специального финансирования по соответствующей статье расходов и совершение налогового правонарушения впервые, суд снизил сумму налоговых санкций до 1 000 руб. При этом суд установил, что согласно представленным лицевому счету получателя средств федерального бюджета от 01.04.2008 и бюджетной сметы расходов Учреждения на 2008 год налогоплательщик является получателем бюджетных средств, которые расходуются в рамках установленных лимитов бюджетных обязательств на указанный год; по иным основаниям расходование бюджетных средств невозможно. У налогоплательщика имеется один лицевой счет, подразделяемый на статьи по экономической классификации расходов; статья расходов, по которой проводится уплата штрафов, имеет нулевой баланс.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ, пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Согласно статьям 112 и 114 НК РФ, статье 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Таким образом, право установления и оценки обстоятельств, смягчающих ответственность, а также размера штрафа принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требование Инспекции и снижая размер взыскиваемой налоговой санкции, указал на то, что представленные Учреждением документы в обоснование ходатайства о снижении размера налоговых санкций позволяют уменьшить их в соответствии с пунктом 1 статьи 112 и пунктом 3 статьи 114 НК РФ.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что признание судом первой инстанции отдельных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, основано на исследовании фактических обстоятельств дела, в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции, обжалуемый судебный акт изменению или отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.05.2008 по делу N А42-1187/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.
Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области 1 000 руб. госпошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2008 г. N А42-1187/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника