Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Корнюшенкова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Заостровское" Приморского района Архангельской области (далее - администрация МО "Заостровское") на решение Приморского районного суда г. Архангельска от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года по административному делу N 2а-524/2022 по административному исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Заостровское" о признании незаконным бездействия в части организации подъезда к земельным участкам.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя администрации МО "Заостровкое" Евсеева А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия
установила:
в ходе проведенной в феврале 2022 года Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области по обращению Седунова С.А. проверки на предмет отсутствия подъездных путей к его земельному участку, установлен факт бездействия администрации МО "Заостровское" в части организации подъезда к земельным участкам с кадастровыми номерами N, N, N, N, предназначенным для жилищного строительства и находящимся на территории данного муниципального образования, отсутствии дорог общего пользования, располагающихся на территории деревни Пуново (Перхачевский выселок) и ведущих к указанным участкам.
Ссылаясь на то, что отсутствие подъезда к перечисленным земельным участкам создает угрозу пожарной безопасности в случае освоения земельных участков по целевому назначению, заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области 11 марта 2022 года обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации МО "Заостровское" о признании незаконным бездействия, устранении допущенных нарушений путем организации подъезда к земельным участкам.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее - администрация МО "Приморский муниципальный район"), Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее - КУМИ и ЗО администрации МО "Приморский муниципальный район"), Седунов С. А, Джинджиристая О. А, Белухина Т.Г.
Решением Приморского районного суда г. Архангельска от 12 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации МО "Заостровское", выразившееся в необеспечении подъезда к земельным участкам с кадастровыми номерами: N, N, N, N.
На администрацию МО "Заостровское" возложена обязанность в срок до 1 октября 2022 года организовать подъезд к земельным участкам с вышеназванными кадастровыми номерами.
В кассационной жалобе, поданной через Приморский районный суд г.Архангельска 21 октября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 1 ноября 2022 года, администрация МО "Заостровское" со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что вывод судов о бездействии со стороны администрации МО "Заостровское" не соответствует действительности и не подтверждается материалами дела. Обращает внимание на предпринимаемые в настоящее время администрацией МО "Заостровское" меры по организации работ по проектированию и регистрации дороги совместно с администрацией МО "Приморский муниципальный район", а также на то, что иные собственники земельных участков с жалобами на отсутствие проезда к их земельным участкам в прокуратуру района и администрацию муниципального образования не обращались.
В возражениях на кассационную жалобу Седунов С.А. указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса Российской Федерации и установив, что администрация МО "Заостровское" не предприняла своевременных мер, направленных на обеспечение подъезда к земельным участкам с кадастровыми номерами N, N, N, N, предназначенными для жилищного строительства и находящимся на территории данного муниципального образования, нарушив тем самым права лиц, пользующихся данными земельными участками, а также неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, имущества, пожарную безопасность, пришел к выводу о наличии со стороны администрации незаконного бездействия, возложив на администрацию муниципального образования обязанность по устранению допущенных нарушений, оставив выбор способа исполнения данной обязанности на усмотрение административного ответчика и установив срок исполнения - до 1 октября 2022 года.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
Как следует из содержания статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 указанного федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
К одним из таких вопросов пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ отнесен вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом под дорожной деятельностью, согласно статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131- ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование "Заостровское", в пределах которого расположены земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, имеет статус сельского поселения, входящего в состав Приморского муниципального района.
Заключенным между администрацией МО "Приморский муниципальный район" и администрацией МО "Заостровское" 5 октября 2015 года соглашением в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131- ФЗ полномочие по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них передано МО "Заостровское".
Указанное соглашение заключено на срок с 1 января по 31 декабря 2016 года.
В отсутствие сведений о расторжении указанного соглашения, а также возникновении предусмотренных пунктами 4.2.2, 4.2.3 соглашения обстоятельств действие указанного соглашения считается продленным (пролонгированным) на тех же условиях.
Таким образом, с 1 января 2016 года по настоящее время осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО "Заостровское" возложено на администрацию МО "Заостровское" как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления данного муниципального образования, к полномочиям которого отнесено решение вопросов местного значения.
В ходе прокурорской проверки по обращению Седунова С.А, а также при рассмотрении настоящего административного дела судами установлено отсутствие организованного подъезда к земельным участкам с кадастровыми номерами N, N, N, N, что административным ответчиком не оспаривается.
Из обращений Седунова С.А, направленных в адрес главы МО "Заостровское" следует, что подъезд к названным земельным участкам осуществляется по стихийному проезду через смежный земельный участок сельскохозяйственного назначения, который в установленном порядке не отведен под объект транспортной инфраструктуры.
Поскольку суды установили, что подъезд к земельным участкам с кадастровыми номерами N, N, N, N расположенным на территории данного муниципального образования и предназначенными для жилищного строительства, отсутствует, орган местного самоуправления мер, направленных на организацию проезда к данным земельным участкам не предпринимает, оснований полагать ошибочным их выводы о том, что со стороны администрации района допущено незаконное бездействие, выразившееся в неорганизации проезда к вышеуказанным земельным участкам не имеется.
Как верно отмечено судами, отсутствие проезда к земельным участкам свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вопреки доводам кассационной жалобы наличие спонтанно организованного подъезда к названным земельным участкам через земли сельскохозяйственного назначения об отсутствии нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целом, и законных владельцев земельных участков в частности, не свидетельствует.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Не влияет на правильность выводов судов и довод кассационной жалобы об организации и проведении администрацией МО "Заостровское" работ по проектированию и регистрации дороги совместно с администрацией МО "Приморский муниципальный район", поскольку, как установлено судами, заявление об определении границы зоны планируемого размещения линейного объекта направлено администрацией МО "Заостровское" в адрес главы администрации МО "Приморский муниципальный район" только 23 марта 2022 года, после обращения прокурора в суд с настоящим административным иском, тогда как полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения переданы администрации МО "Заостровское" с 1 января 2016 года, что с учетом сроков начала мероприятий по организации и проведению работ по проектированию и регистрации спорной свидетельствует о длительном бездействии исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в вопросе осуществления дорожной деятельности.
При этом не свидетельствует о принятии администрацией надлежащих мер по организации дорожной деятельности и отсутствие жалоб от населения, поскольку орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить мероприятия, необходимые для реализации полномочий в области дорожной деятельности по проектированию и строительству дороги к указанным земельным участкам.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Приморского районного суда г. Архангельска от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Заостровское" - без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда г. Архангельска от 12 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
Объеме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.