Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "НордЭнерго" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 августа 2022 года по административному делу N 3а-8/2022, по административному исковому заявлению акционерного общества "НордЭнерго" о признании недействующим постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 15 декабря 2021 года N 93 "О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) акционерного общества "НордЭнерго" (г.Старая Русса) 2022-2024 годы".
По первой инстанции решение вынесено Новгородским областным судом 14 апреля 2022 года
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Леонтьева С.А. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области (далее - комитет, тарифный орган) от 15 декабря 2021 года N 93 " О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) акционерного общества "НордЭнерго" (г.Старая Русса) 2022-2024 годы" установлены долгосрочные параметры регулирования (приложение N1) и тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2022-2024 годы (приложение N2) (далее - Постановление от 15 декабря 2021 года N 93).
Указанное постановление опубликовано на официальном Интернет- портале правовой информации 17 декабря 2021 года и в газете "Новгородские ведомости" (деловая пятница) 21 декабря 2021 года N 54.
Акционерное общество "НордЭнерго" (далее АО "НордЭнерго", административный истец, Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим данного постановления со дня его принятия, ссылаясь на то, что при установлении тарифов на 2022-2024 годы в целях ограничения темпов их роста, обусловленных выполнением предприятием инвестиционной программы, комитет необоснованно уменьшил размер необходимой валовой выручки, в результате чего тарифы на тепловую энергию (мощность) установлены на экономически необоснованном уровне, что противоречит принципам соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также принципу обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, закрепленным в пунктах 5 и 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении".
Решением Новгородского областного суда от 14 апреля 2022 года административное исковое заявление АО "НордЭнерго" удовлетворено частично. Суд признал недействующим с момента вступления решения суда н законную силу приложение N2 к постановлению Комитета по тарифной политике Новгородской области от 15 декабря 2021 года N 93 "О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) акционерного общества "НордЭнерго" (г.Старая Русса) 2022-2024 годы". В остальной части в удовлетворении требований АО "НордЭнерго" отказано. С комитета по тарифной политике Новгородской области в пользу АО "НордЭнерго" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 августа 2022 года решение Новгородского областного суда от 14 апреля 2022 года отменено, в удовлетворении административных исковых требований АО "НордЭнерго" отказано.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Новгородской области в соответствии с пунктами 2.2.1, 3.4.7 Положения о комитете по тарифной политике Новгородской области, утвержденным постановлением Правительства Новгородско области от 21 июля 2016 года N 258, является упомянутый комитет.
Постановление от 15 декабря 2021 года N 93 принято уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры его принятия, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.
АО "НордЭнерго" на территории Новгородской области осуществляет производство, передачу, и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха.
В отношении деятельности Общества по оказанию услуг по теплоснабжению на территории городского поселения город Старая Русса государственное регулирование осуществляется с августа 2021 года.
Постановлением комитета от 30 июля 2021 года N33/1 "О тарифах на тепловую энергию (мощность) акционерного общества "НордЭнерго" (г.Старая Русса) на 2021 год" Обществу установлены тарифы на тепловую энергию на 2021 год в размерах: потребители, кроме населения, - 2 629, 65 руб.; население - 2 666, 68 руб.
По заявлению АО "НордЭнерго" от 26 ноября 2021 года N 273-ВН/НЭ об установлении тарифа на тепловую энергию по котельным в г. Старая Русса Новгородской области комитетом открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию в г. Старая Русса на 2022-2024 года с применением метода индексации.
По предложению АО "Норд-Энерго" размер тарифов на тепловую энергию на 2022-2024 года должен составить: 1 полугодие 2022 года - 4 247, 51 руб./Гкал, 2 полугодие 2022 года - 4 333, 46 руб./Гкал, 1 полугодие 2023 года - 4 333, 46 руб./Гкал, 2 полугодие 2023 года - 4 081, 18 руб./Гкал, 1 полугодие 2024 года-4 081, 18 руб./Гкал, 2 полугодие 2024 года-4 130, 63 руб./Гкал.
Как следует из материалов дела, Обществу на территории города Старая Русса на праве собственности принадлежат котельные с сетями, расположенные да, ул. Красных Зорь, 8А и ул. Пролетарской Победы з/у 9, суммарной мощностью 11, 66 Гкал/час.
Инвестиционной программой в сфере теплоснабжения АО "НордЭнерго" на 2021-2028 годы, утвержденной постановлением комитета от 6 мая 2020 года N12 (далее - инвестиционная программа), предусмотрено проведение Обществом в 2021 году модернизации котельной N по "адрес" и строительство новой котельной по "адрес", з/у 9 в "адрес".
Для реализации указанных мероприятий инвестиционной программой ("финансовый план") предусмотрены источники финансирования: собственные средств предприятия - 164 463 тыс. руб, включая амортизационные отчисления - 117 939 тыс. руб.; прибыль, направленная и инвестиции (возврат заемных средств за счет прибыли) - 46 527 тыс. pyб. привлеченные средства (кредиты) - 117 939 тыс. руб, подлежащие использованию в 2021 году с последующим возвратом кредита и уплатой процентов за пользование кредитом в период до 2027 года.
Согласно инвестиционной программе в необходимую валовую выручку Общества включены статьи амортизация и нормативная прибыль.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предусмотренные инвестиционной программой на 2021 год и мероприятия по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения на 116 534 тыс. руб. Обществом выполнены в полном объеме.
Документы, подтверждающие понесенные Обществом в 2021 году расходы в связи с выполнением инвестиционной программы, в числе прочих доказательств представлены Обществом в комитет в составе заявки (заявление от 26 ноября 2021 года) на установление тарифов на тепловую энергию (по котельным город Старая Русса) на долгосрочный период регулирования 2022-2024 годы.
Комитетом проведена экспертиза представленных Обществом расчетных материалов по установлению тарифов. В процессе формирования оспариваемых тарифов комитетом применен метод индексации установленных тарифов.
Из материалов дела следует, что при установлении тарифов на 2022- 2024 годы с применением метода индексации, комитет на первое полугодие 2022 года рассчитал размер необходимой валовой выручки Общества в размере 45 889, 77 тыс. руб, который в целях соблюдения пункта 15 Основ ценообразования уменьшил на 12 683, 21 тыс. руб. - до 33 206, 56 тыс. руб. Установленный комитетом исходя из данного размера необходимой валовой выручки тариф Общества на первое полугодие 2022 года составил 2 629, 65 руб, что соответствует уровню тарифа, установленному тарифным органом предприятию на второе полугодие 2021 года по состоянию на 31 декабря.
На второе полугодие 2022 года необходимая валовая выручка Общества рассчитана Комитетом в размере 46 419, 56 тыс. руб, однако в целях сглаживания роста тарифа уменьшена на 6 737, 73 тыс. руб. - до 39 681, 84 руб, размер установленного тарифа на второе полугодие 2022 года составил 3 142, 43 руб.
На первое полугодие 2023 года необходимая валовая выручка Общества рассчитана комитетом в размере 44 408, 56 тыс. руб, затем вновь уменьшена на 4 726, 72 тыс. руб. - до 39 681, 84 руб, размер установленного тарифа на первое полугодие 2023 года составил 3 142, 43 руб.
При установлении тарифов на второе полугодие 2023 года и на 2024 год (первое полугодие и второе полугодие) комитет увеличил необходимую валовую выручку Общества на 3 054, 30 тыс. руб, 5 363, 01 тыс. руб. и 1 5730, 35 тыс. руб. соответственно, что, в свою очередь, повлекло установление Обществу тарифов на тепловую энергию в указанные периоды в размере 3 770, 92 руб.; 3 770, 92 руб. и 4 592, 33 руб. соответственно.
Решение по изменению необходимой валовой выручки предприятия по полугодиям в пределах всего долгосрочного периода регулирования комитет объяснил механизмом "сглаживания" роста тарифов, примененным им по аналогии с законодательством, регулирующим правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в сфере оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Размер рассчитанной комитетом необходимой валовой выручки административный истец не оспаривал.
Признавая недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 2 к постановлению Комитета по тарифной политике Новгородской области от 15 декабря 2021 года N 93 "О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) акционерного общества "НордЭнерго" (г.Старая Русса) 2022-2024 годы", суд первой инстанции исходил из того, что примененное тарифное регулирование не отвечает предусмотренному Законом о теплоснабжении принципу достижения баланса интересов потребителей и теплоснабжающих организаций, а также таким принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в этой сфере.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции отменила указанное решение по следующим основаниям.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.
Указанное достигается, в том числе, путем установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных на соответствующий год и рассчитанных в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400.
Так, Указом Губернатора Новгородской области от 15 декабря 2021 года N 642 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги - в муниципальных образованиях Новгородской области на 2022 год" (вместе с "Обоснованием величины установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новгородской области на 2022 год") для городского поселения город Старая Русса установлен предельный (максимальный) индекс изменения платы за коммунальные услуги для граждан 1 полугодие 2022 года - 0%, 2 полугодие 2022 года -7, 7 %.
Таким образом, учитывая возложенную на орган регулирования обязанность по обеспечению доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечивающуюся, в том числе посредством соблюдения предельного индекса роста платы за коммунальные услуги, во избежание резкого неравномерного изменения тарифов, орган регулирования вправе учесть размер корректировки необходимой валовой выручки в течение трех лет.
Экономически обоснованные расходы, неучтенные органом регулирования при установлении (пересмотре) тарифов, ввиду недопущения превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, учитываются в необходимой валовой выручке- регулируемой организации на следующий период регулирования, что отражается в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Вопреки правовой позиции административного истца, полагавшего необходимым установить тариф на тепловую энергию с 1 января 2022 года в размере 4 247, 51 руб. с ростом на 61, 9 % по отношению к тарифу, установленному на 2 полугодие 2021 года в размере 2 629, 65 руб, указанный тариф с учетом положений пункта 15 Основ ценообразования не мог превысить величину тарифа во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря. Обратное повлекло бы нарушение действующего порядка ценообразования в сфере теплоснабжения.
Механизм "сглаживания" роста тарифов при использовании метода индексации предусмотрен пунктом 85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э, пунктом 29 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16.
С целью обеспечения единообразного подхода для всех хозяйствующих субъектов к процедуре рассмотрения экономической обоснованности тарифов комитет обоснованно применил механизм "сглаживания" роста тарифов.
Ссылки на то, что нормативные правовые акты, регулирующие ценообразование в сфере теплоснабжения не содержат норм, позволяющих применить "сглаживание" роста тарифов правильно отвергнуты судом апелляционной инстанции, поскольку тарифное законодательство стремится к унификации подходов к установлению тарифов в различных отраслях регулируемой экономической деятельности.
Примененный механизм "сглаживания" роста тарифов позволил избежать резкого колебания роста тарифов на тепловую энергию с 1 января 2022 года и обеспечил равномерный рост тарифов на тепловую энергию с 1 июля 2022 года на 119, 5%, с 1 июля 2023 года на 120 %, с 1 июля 2024 года - 121, 8% в целях соблюдения баланса интересов участников тарифного регулирования.
Тем самым, действия комитета при расчете и установлении тарифа приведенным положениям Основ ценообразования и Методических указаний не противоречат, установленный тариф направлен на поддержание баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей в целях обеспечения равномерности и последовательности изменений тарифов, что соответствует общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, установленным статьями 3, 7 Закона о теплоснабжении.
Примененное комитетом тарифное регулирование согласуется с единообразием подхода в области государственного регулирования тарифов в регулируемых сферах деятельности и обеспечивает соблюдение баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей.
Вопреки доводам АО "НордЭнерго" примененный механизм "сглаживания" роста тарифов прав и законных интересов общества не нарушает. Расходы на обслуживание заемных средств в случае их привлечения для покрытия недостатка собственных средств, при установлении регулируемых цен (тарифов) начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, подлежат возмещению в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы включаются в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого финансового результата общества.
Допущенное судом первой инстанции неверное применение норм материального права правильно признано основанием для отмены судебного постановления с вынесением нового решения.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 августа 2022 года по административному исковому заявлению акционерного общества "НордЭнерго" о признании недействующим постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 15 декабря 2021 года N 93 "О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) акционерного общества "НордЭнерго" (г.Старая Русса) 2022-2024 годы", оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "НордЭнерго" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 января 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.