Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Лукашовой И. Б. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022 года по административному делу N 2а-781/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Коми к Лукашовой И.Б. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 8 по Республике Коми (далее также - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Лукашовой И.Б. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год - 18 324, 83 руб, пени в размере 129, 29 руб. за период с 16 декабря 2020 года по 2 февраля 2021 года; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за период 2020 год в размере 7 723, 83 руб, пени в размере 53, 62 руб. за период с 16 декабря 2020 года по 2 февраля 2021 года; понесенных Инспекцией почтовых расходов, связанных с направлением настоящего искового заявления, в размере 74, 75 руб.
В обоснование административного иска указано, что Лукашова И.Б. являлась индивидуальным предпринимателем в период с 31 марта 2006 года по 30 ноября 2020 года, не выполнила обязанность по уплате обязательных платежей за 2020 год. Требование административного истца об оплате задолженности, а так же начисленных на недоимку пени административный ответчик не исполнила. В связи с неуплатой налогоплательщиком указанной задолженности в добровольном порядке Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ, выданный 26 мая 2021 года на взыскание спорной задолженности, отменен в связи с возражениями ответчика определением мирового судьи от 15 июня 2021 года.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Коми к Лукашовой И.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2022 года отменено. Вынесено по делу новое решение, которым удовлетворены административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Коми к Лукашовой И.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций, судебных расходов.
Постановлено взыскать с Лукашовой И.Б. в пользу Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Коми задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год - 18324, 83 руб, пени в размере 129, 29 руб. за период с 16 декабря 2020 года по 2 февраля 2021 года; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за период 2020 год в размере 7723, 83 руб, пени в размере 53, 62 руб. за период с 16 декабря 2020 года по 2 февраля 2021 года, а также в возмещение судебных расходов 74, 75 руб. Также постановлено взыскать с Лукашовой И.Б. в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" государственную пошлину в размере 995, 95 руб.
В кассационной жалобе Лукашовой И.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022 года, поданной через Сыктывкарский городской суд Республики Коми 17 октября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 3 ноября 2022 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения, как незаконного.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу, давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, а также принимать к рассмотрению новые доказательства не наделен.
В связи с изложенным содержащееся в кассационной жалобе Лукашовой И.Б. ходатайство о принятии к рассмотрению новых доказательств по делу оставлено судебной коллегией по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022 года в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 32448 рублей за расчетный период 2020 года; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем 2 настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Материалами дела установлено, что Лукашова И.Б. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 31 марта 2006 года по 30 ноября 2020 года, в расчетном периоде 2020 года имела статус индивидуального предпринимателя, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
На основании решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми от 14 октября 2020 года Лукашова И.Б. 30 ноября 2020 года исключена из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей как недействующий предприниматель на основании статьи 22.4 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3 февраля 2021 года налоговым органом Лукашовой И.Б. выставлено требование N 2917 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 18624, 83 руб, пени в размере 129, 29 руб, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 7723, 83 руб, пени в размере 53, 62 руб, которое направлено Лукашовой И.Б. 10 февраля 2021 года, со сроком исполнения до 19 марта 2021 года.
Неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке требования о погашении задолженности послужило основанием для обращения Инспекции к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
26 мая 2021 мировым судьей Димитровского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми по заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Коми вынесен судебный приказ N 2а-3074/2021, которым с Лукашовой И.Б. взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фона Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 18264, 83 руб, пени в размере 129, 29 руб, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере 7723, 83 руб, пени в размере 53, 62 руб, всего на общую сумму 26531, 57 руб.
Определением мирового судьи от 15 июня 2021 года по заявлению Лукашовой И.Б. судебный приказ отменен.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приходя к такому выводу, суд исходил из того, что в рассматриваемый период начисления административному ответчику страховых взносов имелись обстоятельства исключительного характера, которые не позволили административному ответчику своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, фактически прекратив предпринимательскую деятельность, в установленном порядке своевременно от статуса индивидуального предпринимателя Лукашова И.Б. не отказалась, вследствие состояния своего здоровья, а также из того, что Лукашовой И.Б. получено уведомление от 31 марта 2016 года о снятии с учета в налоговом органе 28 марта 2016 года на основании сведений о прекращении предпринимательской деятельности.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась, указав, что при установленных обстоятельствах дела оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований у суда первой инстанций не имелось.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что исходя из материалов дела выводы суда апелляционной инстанции следует признать правильными.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте (статьи 8, 9, 11 и 22.3).
Физические лица, определившие свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли ими фактическая деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности.
В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 164-О, от 12 апреля 2005 года N 165-О, от 12 мая 2005 года N 210-О, от 12 мая 2005 года N 211-О и другие).
В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, непреодолимыми, не позволяющими предпринимателю произвести в установленном порядке регистрацию прекращения своей деятельности.
В рассматриваемом деле такие обстоятельства не установлены.
Суд первой инстанции в качестве указанных обстоятельств указал на предоставленные административным ответчиком сведения о госпитализации в январе 2016 года, установление с 6 сентября 2016 года инвалидности 3 группы, с 4 марта 2019 года - инвалидности 2 группы по общему заболеванию бессрочно. Кроме того суд принял во внимание, что отсутствие попыток Лукашовой И.Б. прекратить свой статус в качестве индивидуального предпринимателя было обусловлено также получением ею уведомления ИФНС России по г. Сыктывкару от 31 марта 2016 года N 289012297 о снятии с учета в налоговом органе 28 марта 2016 года на основании сведений о прекращении предпринимательской деятельности, которое не содержит в себе каких-либо разъяснений уполномоченного государственного органа, информирующих налогоплательщика о необходимости выполнения последующих действий, направленных на исключение из ЕГРИП.
Между тем судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д, указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления, документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Периоды нахождения на инвалидности в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не поименованы, следовательно, индивидуальные предприниматели не освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы за указанные периоды.
Установленная Лукашовой И.Б. инвалидность не препятствовала административному ответчику своевременно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, Лукашова И.Б. не была лишена возможности направления корреспонденции иным лицам и организациям.
Данный вывод материалам дела не противоречит. После произведенной в январе 2016 года госпитализации административный ответчик в марте 2016 года реализовала свое право на снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика Единого налога на вмененный доход.
Между тем, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что уведомление ИФНС России по г. Сыктывкару от 31 марта 2016 года N 289012297 о снятии с учета в налоговом органе 28 марта 2016 года на основании сведений о прекращении предпринимательской деятельности свидетельствовало лишь о снятии Лукашовой И.Б. с учета в качестве налогоплательщика Единого налога на вмененный доход, но не об исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Следует также отметить, что обязанность налогового органа в случае снятия с учета налогоплательщика Единого налога на вмененный доход разъяснять налогоплательщику необходимость выполнения последующих действий, направленных на исключение из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, законодательством не предусмотрена. За получением соответствующих разъяснений в налоговый орган или в органы Пенсионного фонда Российской Федерации административный ответчик, как следует из материалов дела, не обращалась.
В силу положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика: физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Не предприняв действий по исключению из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и, соответственно, обязан уплачивать страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и факта получения дохода от этой деятельности.
Последующее прекращение статуса индивидуального предпринимателя не освобождает гражданина от исполнения налоговых обязательств, возникших в период осуществления им предпринимательской деятельности, что предопределяет как возможность мероприятий налогового контроля в отношении такой деятельности, так и возможность принудительного взыскания задолженности, возникшей в связи с осуществлением такой деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2022 года N 26-П).
При установленных обстоятельствах дела начисление административному ответчику налоговым органом недоимки произведено в соответствии с требованиями законодательства, порядок обращения в суд налоговым органом соблюден, оснований для отказа в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Коми не имелось.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных по делу фактических обстоятельствах.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лукашовой И. Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.