Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Кулешовой Е.А, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года по административному делу N 2а-528/2022 по административному исковому заявлению регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Архангельской области о признании незаконным постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии от 27 октября 2022 года N 458, ходатайство прокурора Архангельской области об отзыве кассационного представления на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Архангельской области - Прилуцкой Н.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы и полагавшей подлежащим удовлетворению ходатайство прокурора об отзыве кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Попопой Е.В, полагавшей апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" - без удовлетворения, кассационное представление прокурора Архангельской области подлежащим оставлению без рассмотрения по существу, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
На 18 декабря 2022 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов вновь образованного муниципального образования "Устьянский муниципальный округ" первого созыва.
Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду" в Архангельской области (далее РОПП "Справедливая Россия") обратилось в Устьянский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии (далее - Устьянская ТИК) от 27 октября 2022 года N 458 "Об исключении кандидатов Буториной О.И. и Паршиной Н.А. из заверенного списка кандидатов в депутаты Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду" в Архангельской области" по многомандатным избирательным округам".
В обоснование заявленных требований указано, что 22 октября 2022 года, по результатам проведения конференции РОПП "Справедливая Россия" выдвинут список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва по многомандатным избирательным округам. 27 октября 2022 года Устьянской ТИК принято постановление N 457, которым список кандидатов, выдвинутых РОПП "Справедливая Россия", был заверен. Также принято постановление N 458, которым кандидаты Буторина О.И. и Паршина Н.А. были исключены из заверенного списка кандидатов. Данное постановление считают незаконным, поскольку Буторина О.И. и Паршина Н.А. приняты в члены РОПП "Справедливая Россия" на основании личных письменных заявлений и поставлены на учет в местное отделение партии в Устьянском районе Архангельской области. Ранее они написали заявление о выходе из Либерально-демократической партии России (далее - Политическая партия ЛДПР). Таким образом, Буторина О.И. и Паршина Н.А. перестали быть членами Политической партии ЛДПР и стали членами РОПП "Справедливая Россия". Соответственно предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения не имелось. Постановлением Устьянской ТИК от 27 октября 2022 года N 458 нарушено право административного истца выдвигать кандидатов, - членов партии, на выборы в органы местного самоуправления.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Архангельской области, Архангельское региональное отделение Политической партии ЛДПР.
Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 7 ноября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным постановление Устьянской ТИК от 27 октября 2022 года N 458.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года решение Устьянского районного суда Архангельской области от 7 ноября 2022 года отменено, принято по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду" в Архангельской области о признании незаконным постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии от 27 октября 2022 года N 458 оставлено без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурора Архангельской области Хлустикова Н.Н, поданном 30 ноября 2022 года и поступившем в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2022 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года, оставив в силе решение Устьянского районного суда Архангельской области от 7 ноября 2022 года.
В кассационной жалобе административного истца регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года, поданной 5 декабря 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 14 декабря 2022 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение Устьянского районного суда Архангельской области от 7 ноября 2022 года.
До рассмотрения дела по существу в Третий кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство прокурора Архангельской области об отзыве кассационного представления, мотивированное отсутствием основания для дальнейшего оспаривания состоявшегося по делу судебного постановления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 данного Кодекса, в соответствии с пунктом 4 которой кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если поступила просьба об отзыве кассационных жалобы, представления.
Поскольку ходатайство об отзыве кассационного представления поступило в суд кассационной инстанции до рассмотрения дела по существу, кассационное представление прокурора Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года в силу пункта 4 части 1 статьи 321, пункта 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Обсудив доводы кассационной жалобы регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Архангельской области, проверив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением Устьянской ТИК от 26 сентября 2022 года N 430 на 18 декабря 2022 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов вновь образованного муниципального образования "Устьянский муниципальный округ" первого созыва.
Постановлением Устьянской ТИК от 3 октября 2022 года N 433 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатом Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва возложены на Устьянскую ТИК.
22 октября 2022 года конференция РОПП "Справедливая Россия" приняла решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва, в том числе, по четырехмандатному избирательному округу N 2 Буториной О.И, Паршиной Н.А.
Пакет документов для заверения списка кандидатов получен Устьянской ТИК 25 октября 2022 года.
27 октября 2022 года Устьянской ТИК принято постановление N 457, которым заверен прилагаемый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва в количестве 12 человек, выдвинутый избирательным объединением РОПП "Справедливая Россия" по многомандатным избирательным округам.
Также принято постановление N 458, которым из заверенного списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва, выдвинутого избирательным объединением РОПП "Справедливая Россия" по многомандатным избирательным округам исключены Буторина О.И, Паршина Н.А.
В обоснование принятого решения со ссылкой на положения подпункта 6 пункта 8 статьи 46 Областного закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области" указано на ответы Архангельского регионального отделения Политической партии ЛДПР от 27 октября 2022 года N 29/119-22, N 29/120-22, подтверждающие членство Буториной О.И, Паршиной Н.А. в Политической партии ЛДПР.
Разрешая административное дело и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что на момент выдвижения избирательным объединением "Архангельское региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду" кандидатов в депутаты Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва Буторина О.И. и Паршина Н.А. совершили действия, направленные на выход из Политической партии ЛДПР, в связи с чем пришел к выводу о том, что требования к выдвижению кандидатов, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", не были нарушены, поэтому постановление Устьянской ТИК N 458 об их исключении из заверенного списка кандидатов незаконно.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с указанным выводом суда первой инстанции не согласилась, указав, что исключая Буторину О.И. и Паршину Н.А. из заверенного списка кандидатов в депутаты Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва, выдвинутого избирательным объединением РОПП "Справедливая Россия", Устьянская ТИК действовала в полном соответствии с подпунктом "е" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом 6 пункта 8 статьи 46 Областного закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области"
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года в кассационном порядке, допущено не было.
На основании положений подпункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Согласно подпункту "е" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в таком списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением, кандидата, являющегося членом иной политической партии.
Аналогичные основания для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов предусмотрены подпунктом 6 пункта 8 статьи 46 Областного закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области", согласно которому основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии.
Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии.
Согласно положениям Устава Политической партии ЛДПР членство в ЛДПР является добровольным и индивидуальным (пункт 4.1 Устава).
Прием в Политическую партию ЛДПР осуществляется на основе личного письменного заявления гражданина Российской Федерации установленного Высшим Советом образца. Прием заявлений осуществляют региональные, местные и первичные отделения Политической партии ЛДПР по месту постоянного или преимущественного проживания гражданина (пункт 4.4).
Согласно пункту 4.7 Устава Политической партии ЛДПР ее член имеет, в том числе, право свободно выйти из партии по письменному заявлению в орган, принявший его в партию.
Согласно положениями пункта 4.11 Устава Политической партии ЛДПР член Политической партии ЛДПР на основании личного письменного заявления может выйти добровольно из партии. Заявление подается в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Решение о снятии с партийного учета принимается органом, принявшим ранее решение о приеме данного гражданина в члены ЛДПР.
В силу положений пункта 6.10 Устава Политической партии ЛДПР член Политической партии ЛДПР решение о приеме в члены партии, об исключении из партии и снятии с партийного учета принимается координационным советом регионального отделения политической партии.
В данном случае, как установлено судами копия заявления Буториной О.И. о выходе из Политической партии ЛДПР, адресованное координатору Архангельского регионального отделения Политической партии ЛДПР, направлено 15 октября 2022 года (суббота) посредством электронной почты на адрес aro.ldpr29@mail.ru.
17 октября 2022 года Буторина О.И. обратилась с заявлением о приеме ее в члены Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду", указав, что членом иной политической партии не является.
Также, копия заявления Паршиной Н.А. о выходе из Политической партии ЛДПР, адресованного координатору Архангельского регионального отделения Политической партии ЛДПР направлено посредством раздела "обращения" официального сайта Политической партии ЛДПР..
20 октября 2022 года Паршина Н.А. обратилась с заявлением о приеме ее в члены Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду", указав, что членом иной политической партии не является.
21 октября 2022 года Буторина О.И. и Паршина Н.А. приняты в члены Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду".
Как также установлено судом апелляционной инстанции заявления Буториной О.И, Паршиной Н.А. получены Архангельским региональным отделением Политической партии ЛДПР 26 октября 2022 года.
Письмами от 26 октября 2022 года Буторина О.И, Паршина Н.А. проинформированы о том, что они будут исключены из членов Политической партии ЛДПР на ближайшем заседании координационного совета ее регионального отделения.
По информации Архангельского регионального отделения Политической партии ЛДПР (письмо от 18 ноября 2022 года исх N 29-132-22) почтовый адрес aro.ldpr29@mail.ru не является официальным и не относится к документообороту данного регионального отделения, создан одним из его сотрудников.
При указанных обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, представленные административным истцом в материалы дела доказательства не подтверждают с достоверностью факт получения непосредственно Архангельским региональным отделением Политической партии ЛДПР заявлений Буториной О.И, Паршиной Н.А. о выходе из данной партии на момент выдвижения их в качестве кандидатов в депутаты от иного политического объединения, а именно по состоянию на 22 октября 2022 года, следует признать обоснованным.
Поскольку Буторина О.И, Паршина Н.А. являлись членами Политической партии ЛДПР на момент подачи соответствующих заявлений о приеме в члены Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду", одни обязаны соблюдать порядок выхода из партии, предусмотренный в уставе Политической партии ЛДПР. Однако данный порядок выхода из партии ими не соблюден.
При этом Устав Политической партии ЛДПР не содержит положений, предполагающих автоматическое исключение члена из партии по указанным в нем основаниям (вступление в другую политическую партию) без предоставления данной партии подтверждающих указанные обстоятельства документов, такие положения отсутствуют также в Федеральном законе "О политических партиях".
С учетом изложенного, поскольку как установлено материалами дела по состоянию на 22 октября 2022 года членство Буториной О.И. и Паршиной Н.А. в Политической партии ЛДПР в установленном уставом данной партии порядке не прекращено, что подтверждено ответами Архангельского регионального отделения Политической партии ЛДПР от 27 октября 2022 года N 29/119-22, N 29/120-22, у Устьянской ТИК имелись предусмотренные подпунктом "е" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом 6 пункта 8 статьи 46 Областного закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области" правовые основания для исключения Буториной О.И. и Паршину Н.А. из заверенного списка кандидатов в депутаты Устьянского муниципального округа Архангельской области первого созыва, выдвинутого избирательным объединением РОПП "Справедливая Россия".
Доводы кассационной жалобы о незаконности бездействия Политической партии ЛДПР при установленных по делу обстоятельствах правового значения не имеют, о незаконности оспариваемого постановления Устьянской ТИК не свидетельствуют.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, по существу по существу сводятся к переоценке доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм права.
Нормы материального права при установленных обстоятельствах дела применены правильно.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не выявлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационное представление прокурора Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года по административному делу N 2а-528/2022 оставить без рассмотрения по существу.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.