Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-665/2022
по исковому заявлению Репиной Ирины Олеговны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении педагогического стажа в общий стаж работы и назначении досрочной пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Репина И.О. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт- Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда в Василеостровском районе Санкт-Петербурга о включении в педагогический стаж период работы с 21 декабря 2001 г. по 1 сентября 2019 г. в должности музыкального руководителя ЧУДОО "Инпредсервис", обязать ответчика назначить пенсию с 2 сентября 2019 г.
В обоснование заявленных требований указано, что 2 сентября 2019г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением Управления от 02.12.2019 г. в льготный стаж работы из необходимых 25 лет учтено 08 лет 10 месяцев 03 дня, истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием педагогического стажа не менее 25 лет. При этом, спорный период работы в НОУ (ЧУДОО) "Инпредсервис" не учтен из-за отсутствия наименования учреждения "дошкольная образовательная организация" в перечне должностей и учреждений педагогических работников, дающих права на назначение страховой пенсии досрочно, а также из-за отсутствия сведений в лицевом счете.
Истец полагает, что не отражение работодателем при подаче индивидуальных сведений за указанные периоды права на льготное пенсионное обеспечение при установлении судом факта работы в должности и в учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не должно препятствовать включению спорных периодов в специальный стаж, при включении указанного периода ее педагогический стаж составит 26 лет 06 мес. 12 дней, что дает ей право на назначение досрочной пенсии с даты обращения.
Протокольным определением от 26 августа 2021 года произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2022 г. исковые требования Репиной И.О. удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязан включить Репиной И.О. в специальный стаж период работы с 21 декабря 2001 г. по 1 сентября 2019 г. в должности музыкального руководителя ЧУ ДОО "Инпредсервис" за исключением периодов: с 1 июля по 31 августа 2016 г, с 1 июля по 31 августа 2017 г, с 1 июля по 31 июля 2018 г, с 17 июня 2019 по 19 августа 2019 г.
В удовлетворении требования Репиной И.О. об обязании досрочно назначить трудовую пенсию отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2022 г. решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований Репиной И.О. об обязании назначить страховую пенсию досрочно.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность назначить Репиной И.О. страховую пенсию досрочно по пункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 2 сентября 2019 г.
В остальной части решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает на неверное установление судом апелляционной инстанции юридически значимых обстоятельств по делу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса, извещенные о дате и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в суд не явились.
С учетом положений ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такого характера нарушения с учетом доводов кассационной жалобы были допущены судом апелляционной инстанции и выразились они в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 2 сентября 2019 г. Репина И.О. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Закон N 400- ФЗ), как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Решением Управления от 2 декабря 2019 г. в льготный стаж работы из необходимых 25 лет учтено 08 лет 10 месяцев 03 дня, истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием педагогического стажа не менее 25 лет.
Как следует из решения, период работы в частном учреждении дошкольной образовательной организации "Инпредсервис" не учтен из-за отсутствия наименования учреждения - "дошкольная образовательная организация" в перечне должностей и учреждений педагогических работников, а также отсутствия сведений по лицевому счету, в связи с чем отсутствуют данные о полной педагогической нагрузке и особых условиях труда.
Из материалов пенсионного дела следует, что по представленным документам страховой стаж истца составляет 33 года 11 месяцев 11 дней, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ - 08 лет 10 месяцев.
Рассматривая требования в части включения в специальный стаж периода работы истца в ЧУ ДОО "Инпредсервис" с 21 декабря 2001 г. по 1 сентября 2019 г, суд установил, что согласно копии трудовой книжки, с 21 декабря 2001 г. по настоящее время Репина И.О. работает в должности музыкального руководителя в ЧУ ДОО " Инпредсервис".
Согласно должностной инструкции музыкального руководителя, утвержденной ЧУ ДОО "Инпредсервис", музыкальный руководитель осуществляет развитие музыкальных способностей воспитанников с учетом их психолого-физиологических особенностей, специфики предмета и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования начального и основного общего образования к преподаванию музыки; формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности; координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей; определяет содержание образовательной деятельности музыкального характера с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы и методы развития, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников. Кроме того, музыкальный руководитель участвует в разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Из штатного расписания на период 2021 года, утвержденного ЧУ ДОО "Инпредсервис", следует, что Репина И.О. работает на должности - музыкальный руководитель, является постоянным работником, тарифная ставка (оклад) установлена в размере 53103 руб.
Как следует из сведений, представленных работодателем, ЧУ ДОО "Инпредсервис" изменило организационно-правовую форму с НОУ (Негосударственное образовательное учреждение) во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" N 99-ФЗ от 05.05.2014 года (Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно справке работодателя от 1 октября 2019 года, Репина И.О. в данный период за исключением периодов с 1 июля 2016 по 31 августа 2016 года, с 1 июля 2017 года по 31 августа 2017 года, с 1 июля 2018 года по 31 июля 2018 года, с 17 июня 2019 по 19 августа 2019 года (нахождения в отпусках без сохранения заработной платы), работала полный рабочий день, выполняла норму рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Согласно Уставу Частного Учреждения Дошкольной Образовательной Организации "Инпредсервис", ранее именовавшегося негосударственное образовательное учреждение "Инпредсервис" является унитарной некоммерческой организацией, созданной для предоставления услуг в сфере образования, основная цель ее деятельности - образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Предметом деятельности является осуществление образовательной деятельности посредством реализации образовательных программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам. Образовательный процесс строится на основе учебных планов соответствующих государственных стандартов. Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Из анализа представленного штатного расписания, Устава, должностной инструкции, суд первой инстанции пришел к выводу, что учреждение, в котором истец осуществляет педагогическую деятельность, по своей направленности является образовательным учреждением и такое учреждение соответствует перечню учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, формальное же несоответствие наименования учреждения с наименованием учреждения, поименованным в вышеназванном Списке должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации истцу права на пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, требования истца об обязании включить в специальный стаж период работы с 21 декабря 2001 г. по 1 сентября 2019 г. в должности музыкального руководителя ЧУ ДОО "Инпредсервис" удовлетворены судом за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
Отказывая в удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии истцу с 2 сентября 2019 г, суд первой инстанции полагал, что на дату обращения Репиной И.О. в пенсионный орган, специальный стаж составил менее 25 лет, необходимый стаж будет выработан в 2022 году, а, следовательно, при возникновении права на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 данного Федерального закона в 2022 году, досрочная страховая пенсия подлежит назначению через 48 месяцев после возникновения на нее права.
Учитывая, что истец обратилась за назначением досрочной страховой пенсии 2 сентября 2021 г, то есть после вступления в силу изменений, внесенных статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", с учетом суммирования периодов трудовой деятельности, включенных ответчиком в специальный стаж, а также периода учтенного судом, что в сумме составляет 24 года 5 месяцев 17 дней, а также учитывая, что истец работает по настоящее время, суд пришел к выводу, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", может быть назначена истцу в 2026 г.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда в части отказа в удовлетворении требований Репиной И.О. об обязании назначить страховую пенсию досрочно и их правовым обоснованием суд апелляционной инстанции не согласился
Приходя к таким выводам, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отказывая в назначении досрочной пенсии истцу, пенсионный орган указал, что ее льготный стаж работы составляет 08 лет 10 месяцев 03 дня.
Учитывая периоды работы Репиной И.О, включенные в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с 21.12.2001 по 30.06.2016 - 14 лет 6 месяцев 10 дней, с 01.09.2016 по 30.06.2017 - 10 месяцев, с 01.09.2017 по 30.06.2018 - 10 месяцев, с 01.08.2018 по 16.06.2019 - 10 месяцев 16 дней, с 20.08.2019 по 01.09.2019 - 12 дней), специальный стаж истца по состоянию на 31.12.2018 г. превысил 25 лет, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда пришла к выводу, что пенсия Репиной И.О. подлежит назначению с даты подачи заявления - с 02.09.2019 года.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с выводами суда апелляционной инстанции о назначении пенсии истцу со 02.09.2019 г. согласиться нельзя по следующим основаниям.
С 01.01.2015 г. пенсии в Российской Федерации назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (Закон N 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 18 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии, а равно как и право, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с п.1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона N400-ФЗ страховая пенсия по старости листам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 10 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
При этом, в соответствии с приложением 7, при возникновении права в 2019 году - срок назначения пенсии наступит не ранее чей через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости: при возникновении права в 2020 году - срок назначения пенсии наступит не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости: при возникновении права в 2021 году - срок назначения пенсии наступит не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8. пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30. пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии со статьей 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, право на досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N400-ФЗ, с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.202г. N781, с учетом постановления правительства от 16.07.2014г. N665, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.12.2004г. N2-П у истца с 02.09.2019г, отсутствует
В этой связи судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, которые являются существенными, непреодолимыми и не могут быть устранены без отмены судебного постановления.
С учётом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2022г. отменить в части назначения Репиной И.Ю. пенсии с 02.09.2019г, оставив в силе решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17.01.2022г
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2022 г. отменить. Оставить в силе решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.