Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Петровой И.И, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-89/2022 по иску Коренченко Г.Е. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при увольнении и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области Кулбаевой Н.С, действующей на основании доверенности от 03 июня 2022 года, судебная коллегия
установила:
Коренченко Г.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области в котором просила взыскать с ответчиков недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении в размере 107 348, 36 рублей, 48 000 рублей суммы материального стимулирования за 2 квартал и компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование требований указано, что с 1994 года работала на различных должностях государственной гражданской службы в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области.
28.05.2021 служебный контракт расторгнут по инициативе нанимателя в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.
При увольнении ответчик произвел с ней расчет не в полном объеме, а именно сумма компенсации при увольнении в размере 4-х месячного денежного содержания была рассчитана без учета выплаченных средств материального стимулирования государственных служащих и иных премиальных выплат за год, предшествовавший увольнению. Указанный порядок расчета истец считает несоответствующим действующему законодательству.
Кроме того, в сентябре 2021 года всем работникам, за исключением истца, была выплачена сумма материального стимулирования за 2 квартал 2021 года, в котором истец работала, но данную выплату не получила, с чем также не согласна.
Действия ответчиков по невыплате указанных сумм причинили истцу нравственные страдания.
Решением Красноармейского районного суда Самарской области от 21 марта 2022 года исковые требования Коренченко Г.Е. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области удовлетворены частично.
Суд взыскал с данного ответчика в пользу истца сумму денежного содержания при сокращении с государственной гражданской службы, счисленной при увольнении в размере 107 348 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23 августа 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области без удовлетворения.
В кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области ставит вопрос об отмене судебных актов в части удовлетворенных требований, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области в суде кассационной инстанции просила удовлетворить кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Истец Коренченко Г.Е. в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Коренченко Г.Е. с 22.06.2006 по 28.05.2021 года проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области.
Приказом МИФНС N11 от 20 мая 2021 года N с Коренченко Г.Е. с 28 мая 2021 года расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
В связи с увольнением Коренченко Г.Е. выплачена компенсация за 14, 32 календарных дней неиспользованного отпуска в размере 12 579, 03 рублей, а также компенсация в связи с сокращением должности гражданской службы, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания - 112 954, 64 рублей.
Также судом установлено, что в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, истцу ответчиком выплачивались суммы средств материального стимулирования, однако данные выплаты не были включены в расчет компенсации при увольнении с государственной службы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в обжалуемой части, учитывая разъяснения, изложенные в письме Министерства финансов России от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 года N 238-7", пришел к выводу о том, что в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, поэтому входят в состав денежного содержания при расчете компенсации в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Проверив расчет задолженности при выплате компенсации при увольнении в размере 107 348, 36 рублей, суд с ним согласился, признав его верным и взыскал данную сумму с МИФНС N11.
Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания, установленного действующим законодательством, исходя из положений статьи 236 и 237 Трудового кодекса РФ, взыскал компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, учтя при этом конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных нравственных страданий, степень вины ответчика и иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований в приведенной части согласился.
Оснований не согласиться с правильностью выводов судов при разрешении настоящего спора, суд кассационной инстанции не усматривает.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79- ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка). Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 года, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В силу части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, считая их правильными, соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам, не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, не согласиться с которым у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в определенных ими случаях учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Законом о госслужбе, и никакие другие суммы учитывать нельзя, в том числе выплаты по ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, были предметом обсуждения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка в обжалуемых судебных актах.
Данные доводы не являются основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку они выражают субъективное отношение стороны к правильности разрешения спора, основанное на неправильном толковании норм материального права применительно к настоящему делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о неправомерном взыскании с ответчика суммы компенсации морального вреда ввиду отсутствия факта нарушения прав истца, по изложенным выше причинам, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные и противоречащие материалам дела и установленным обстоятельствам.
Иные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела и собственной позиции заявителя, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов, не содержат данных о допущенных судами нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебного постановления.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда Самарской области от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи И.И. Петрова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.