Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Трух Е.В. и Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дубовцевой Надежды Борисовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-379/2021 по иску Дубовцевой Надежды Борисовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике, ФКУ "ЛИУ N4 УФСИН по Удмуртской Республике", ФКУЗ "МСЧ N18 ФСИН России" о восстановлении пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дубовцева Н.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) (далее - УПФ РФ в г..Ижевске), ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" и ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России", просила признать незаконными решения УПФ РФ в г..Ижевске N от 24 апреля 2020 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и N от 21 мая 2020 года о прекращении выплаты страховой пенсии по старости; признать незаконными действия ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" по сдаче корректирующих сведений лицевого счета истца в системе обязательного пенсионного страхования по периоду работы истца с 22 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года без отражения кода льготы, дающего право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; признать незаконными действия ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" по сдаче корректирующих сведений лицевого счета истца в системе обязательного пенсионного страхования по периоду работы с 1 января 2014 года по 25 марта 2020 года без отражения кода льготы, дающего право на досрочное назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях; возложить на ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" обязанность сдать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации корректирующие сведения в лицевой счет истца в системе обязательного пенсионного страхования по периоду работы с 22 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года с отражением кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"; возложить на ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" обязанность сдать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации корректирующие сведения в лицевой счет истца в системе обязательного пенсионного страхования по периоду работы с 1
января 2014 года по 25 марта 2020 года с отражением кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"; возложить на ОПФ РФ по УР обязанность назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с момента возникновения права на данную пенсию; взыскать судебные расходы в размере 50 300 руб.
Требования мотивированы тем, что решением N от 24 апреля 2020 года ответчик отказал истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа для досрочного назначения пенсии в соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров РФ N от 26 января 1991 года, необоснованно исключив из подсчета стажа период работы в должности лаборанта в Региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по УР с 22 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года, период работы в должности фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории ФКУ МСЧ-18 ФСИН России с 01 января 2014 года по 24 октября 2019 года.
Определением суда от 11 октября 2021 года ответчик УПФ РФ в г. Ижевске заменен правопреемником Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 9 декабря 2021 года исковые требования Дубовцевой Н.Б. удовлетворены частично.
Постановлено: "Признать решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) за N от 24 апреля 2020 года об отказе в установлении пенсии и за N от 21 мая 2020 года о прекращении выплаты пенсии Дубовцевой Надежде Борисовне незаконными.
Признать незаконными действия ФКУ "ЛИУ N4 УФСИН по УР" по сдаче корректирующих сведений лицевого счета Дубовцевой Надежды Борисовны в системе обязательного пенсионного страхования по периодам работы с 22 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года без отражения кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
Признать незаконными действия ФКУЗ "МСЧ N18 ФСИН России" по сдаче корректирующих сведений лицевого счета Дубовцевой Надежды Борисовны в системе обязательного пенсионного страхования по периодам работы с 01 января 2014 года по 25 марта 2020 года без отражения кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях";
Обязать ФКУ "ЛИУ N4 УФСИН по УР" сдать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ корректирующие сведения в лицевой счет Дубовцевой Надежды Борисовны в системе обязательного пенсионного страхования по периодам работы с 22 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года с отражением кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать ФКУЗ "МСЧ N18 ФСИН России" сдать корректирующие сведения в лицевой счет Дубовцевой Надежды Борисовны в системе обязательного пенсионного страхования по периодам работы с 01 января 2014 года по 25 марта 2020 года с отражением кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики назначить досрочно Дубовцевой Надежде Борисовне страховую пенсию бессрочно по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 22 ноября 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу истца судебные расходы в размере 300 рублей.
В требования Дубовцевой Надежды Борисовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей отказать."
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 июля 2022 года решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 9 декабря 2021 года отменено, исковые требования Дубовцевой Н.Б. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Дубовцевой Н.Б. ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению истца, судом не дана оценка двум взаимоисключающим проверкам ответчика, произведенным на основании одних и тех же документов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.
В связи с изложенным жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Как установлено судами, Дубовцева Н.Б, родившаяся 22 ноября 1967 года, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 5 ноября 1999 года, 25 октября 2019 года обратилась в УПФ РФ в г. Ижевске с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления N от 12 ноября 2019 года ей в этом отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Пенсионным органом установлен стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительностью 5 лет 9 месяцев 9 дней, в который включены периоды работы истца с 11 января 2014 года по 20 мая 2018 года и с 26 мая 2018 года по 24 июля 2019 года фельдшером-лаборантом бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России".
Как следует из представленной суду выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 30 октября 2019 года (том 2 л.д. 25- 29) на дату обращения истца за назначением пенсии периода работы истца в ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" с 1 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года указан с кодом льготы " N", период с 1 января по 31 декабря 2013 года указан без данного кода льготы, весь спорный период работы истца в ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" указан с кодом льготы " N".
При определении стажа, дающего истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, УПФ РФ в г. Ижевске из данного периода исключило период с 21 по 25 мая 2018 года, когда истец обучалась на курсах повышения квалификации.
По периоду работы истца в ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" УПФ РФ в г. Ижевске в феврале 2013 года была проведена документальная (выездная проверка) условий труда (камеральная проверка Перечня рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и выслугу лет за период 2009 год - 1-3 квартал 2012 года), по результатам которой не подтверждена обоснованность включения в данный Перечень ряда профессий и должностей, в том числе фельдшера-лаборанта и лаборанта с кодами " N" и " N", страхователю ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" предписано представить в срок до 14 марта 2013 года откорректированный вышеуказанный Перечень, в том числе в отношении фельдшера-лаборанта и лаборанта без указания кода льготы " N" и " N". Данный акт получен представителем ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР", подписан без замечаний.
По достижении истцом возраста 52 лет по заявлению истца от 27 января 2020 года (том 2 л.д. 83-86) решением УПФ РФ в г. Ижевске от 18 марта 2020 года N (том 2 л.д. 33, 79) истцу с 27 января 2020 года бессрочно назначена страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к данной пенсии.
В апреле 2020 года УПФ РФ в г. Ижевске проведена документальная (выездная проверка) условий труда Дубовцевой Н.Б. в должности фельдшера-лаборанта ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России", по результатам которой составлен акт N 45 от 10 апреля 2020 года (том 1 л.д. 59-60) и установлено, что факт постоянной и непосредственной занятости истца в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных Списком N 2 1991 года (N), не подтверждается, индивидуальные сведения за 2014-2019 годы признаны недостоверными в части указания кода льготы " N", страхователю ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" предписано представить в срок до 17 апреля 2020 года корректирующие формы индивидуальных сведений в отношении Дубовцевой Н.Б. Данный акт получен представителем ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России", подписан без замечаний.
Сведения индивидуального лицевого счета истца в части периода работы истца в ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" за спорный период скорректированы, из них исключены сведения о занятости истца на работах, предусмотренных Списком N2 1991 года (код льготы "27-2 2260000А"), что следует из выписок индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 14 августа 2020 года (том 1 л.д. 220-227), от 27 мая 2021 года (том 1 л.д. 235-242), от 13 июля 2021 года (том 2 л.д. 1-8).
Решением УПФ РФ в г. Ижевске N от 24 апреля 2020 года (том 1 л.д. 9) решение N от 12 ноября 2019 года было отменено и истцу вновь отказано в установлении страховой пенсии по старости. Данным решением признаны не подлежащими зачету в стаж, дающий истцу прав на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды её работы: с 22 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года лаборантом в Региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" и с 1 января 2014 года по 25 марта 2020 года фельдшером-лаборантом бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России", поскольку признана неподтвержденной постоянная занятость истца по непосредственному обслуживанию больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.
20 мая 2020 года начальником отдела назначения пенсий УПФ РФ в г. Ижевске на основании вышеуказанного акта документальной (выездной проверки) условий труда Дубовцевой Н.Б. от 10 апреля 2020 года N принято решение N о выявлении ошибки в назначении Дубовцевой Н.Б. страховой пенсии по старости и о прекращении выплаты данной пенсии с 1 июня 2020 года (том 2 л.д. 80).
21 мая 2020 года решение о прекращении выплаты истцу страховой пенсии по старости N принято руководителем УПФ РФ по УР (том 1 л.д. 41, том 2 л.д. 34, 81, 82), обоснование данного решения совпадает с обоснованием решения УПФ РФ в г. Ижевске N от 24 апреля 2020 года.
Сведения индивидуального лицевого счета истца в части периода работы истца в ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" за 2012 год скорректированы, из них исключены сведения о занятости истца на работах, предусмотренных Списком N2 1991 года (код льготы " N") на основании уведомления УПФ РФ в г. Ижевске от 19 мая 2021 года N 915(ОПУ)/08-12, что следует из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 13 июля 2021 года (том 2 л.д. 1-8).
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленные суду доказательства подтверждают факт непосредственной занятости истца на обслуживании больных в туберкулезном учреждении.
В обоснование данного вывода судом приняты во внимание следующие доказательства.
Период работы в должности лаборанта в Региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по УР с 22 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года, по мнению суда первой инстанции, подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжке истец 22 марта 2012 года принята на должность лаборанта Региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУ "ЛИУ N4", 31 декабря 2013 года уволена.
Согласно справке N-к, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданной 25 июня 2019 года ФКУ "ЛИУ-4 УФСИН России по УР", Дубовцева Н.Б. работала полный рабочий день в течение полной рабочей недели на 1, 0 ставку в ФКУ "ЛИУ-4 УФСИН России по УР", исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы и была постоянно, непосредственно занята в течение 80% рабочего дня на работах с осужденными, в должности лаборанта Региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза с 22 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года на 1 ставку. Работала в особых условиях труда: код льготы N), Список N2 (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях"), код льготы 27-ОС, согласно Списку работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N85 (п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, предусмотренную Списком N2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2013 года составляет 01 год 09 месяцев 10 дней.
В соответствии с Уставом ФГУ "ЛИУ-4 УФСИН России по УР" от 2011 года основными задачами Учреждения является исполнение наказания в виде лишения свободы, исполнение наказаний лиц, осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении, содержании и амбулаторное лечение осужденных, больных туберкулезом.
Согласно Положению о региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУ "ЛИУ N4 УФСИН по УР" от 2011 года, лаборатория является структурным функционально-диагностическим подразделением учреждения, предназначенным для проведения микробиологических исследований с целью выявления, диагностики, дифференциальной диагностики и контроля химиотерапии подозреваемых, обвиняемых и осужденных больных туберкулезом. Основными задачами лаборатории являются подтверждение туберкулезной природы заболевания, определение таксономической принадлежности возбудителя, определение его лекарственной чувствительности, осуществление персонального учета больных туберкулезом, забор проб пищи, воды и т.д.
Лицензиями, выданными ФКУ "ЛИУN4 УФСИН по УР" в 2012 году, подтверждается право на осуществление медицинской деятельности.
Из штатных расписаний ФКУ "ЛИУ-4 УФСИН России по УР" за 2009-2012 г.г. усматривается, что в состав учреждения входят: туберкулезная больница, медицинская часть, региональная бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза, в штате которой имеются заведующий- лабораторией-врач (биолог) - 1 штатная единица, фельдшер-лаборант - 1 штатная единица, лаборант - 2 штатные единицы.
Согласно должностной инструкции лаборанта региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУ "ЛИУ N4 УФСИН по УР" от 05 апреля 2011 года, с которой истец ознакомлена 22 марта 2012 года, лаборант осуществляет забор материала на анализ у подследственных, осужденных, подозреваемых больных (п.3), проводит исследование биологического материала (п.15), контролирует пригодность поступившего биологического материала, правильность его транспортировки, оформление сопроводительных документов, выдачу бланков с результатами (п.16), регистрирует поступивший материал, заполняет бланки с результатами предыдущих анализов (п.17), соблюдает методику приготовления и окраску препаратов, методику посевов и пересевов полученного исследуемого материала (п.19), изготавливает краски, реактивы, дезинфицирующие растворы (п.20), осуществляет предстерилизационную очистку, дезинфекцию лабораторной посуды, инструментария и стерилизацию (п.21), контролирует работу санитаров в региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза, обучает их безопасным методам обработки посуды (п.22), оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях (п.24), заполняет медицинскую документацию в соответствии с регламентирующими документами (п.25).
Согласно фотографии рабочего времени от 2012 года, указаны виды выполняемых работ, время, затраченное на выполнение работ, общее время работы лаборанта региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза: 30 минут - подготовка рабочего места, 2 часа - сбор биологического материала у осужденных лиц Туберкулезной больницы, 1 час 30 минут - сбор биологического материала у осужденных стационара медицинской части и амбулаторных больных, 1 час - сбор биологического материала у осужденных лиц из ПКТ, ШИЗО, 45 минут - сбор биологического материала у осужденных СУС и СИ, 45 минут - влажная уборка помещений с последующим кварцеванием, выдача результатов анализов, итого 6 часов, то есть 100% занятость по непосредственному обслуживанию больных в туберкулезном учреждении.
За период с 1 июля 2013 года по 30 сентября 2013 года ФКУ "ЛИУ N4 УФСИН по УР" в пенсионный орган сдан Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 27, 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в котором перечислена должность лаборанта, который проводит прием анализов у осужденных, больных туберкулезом, при постоянной занятости, указан код льготы "27-ОС", "27-ГД", "27-2".
Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволили суду сделать вывод о том, что истец работала в должности среднего медицинского персонала, занятого непосредственным обслуживанием больных в туберкулезных учреждениях, также учтено, что работодатель признавал на день вынесения оспариваемых решений работу истца, как работу по Списку N2 в течение полного рабочего дня при постоянной занятости. При этом судом приняты во внимание положения п.5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N29, согласно которому в 80% постоянной занятости в тяжелых условиях труда включается не только непосредственный контакт истца с больными, но и время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а также время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Период работы в должности фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории ФКУ МСЧ-18 ФСИН России с 1 января 2014 года по 24 октября 2019 года, по мнению суда первой инстанции, также подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.
Так как указанный период протекал после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, страховой стаж подлежит подтверждению сведениями персонифицированного учета и справками, уточняющими условия труда.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Дубовцевой Н.Б. от 30 октября 2019 года и от 14 августа 2020 года, то есть на дату вынесения оспариваемых решений, и от 27 мая 2021 года, то есть на дату рассмотрения дела судом, за спорный период сведения персонифицированного учета сданы с кодом льготы для досрочного назначения пенсии за работу с тяжелыми условиями труда " N" и работой на 1 ставку.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Дубовцевой Н.Б. от 13 июля 2021 года, то есть на день рассмотрения дела в судебном заседании, за спорный период сведения персонифицированного учета откорректированы без кода льготы для досрочного назначения пенсии за работу с тяжелыми условиями труда.
На день рассмотрения дела судом ФКУ "МСЧ-18 ФСИН России" является действующим юридическим лицом.
В ходе судебного заседания данный ответчик признал требования истца о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготы за работу по Списку N2 при постоянной занятости.
Согласно трудовой книжке истец 1 января 2014 года принята на должность фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза туберкулезной больницы, 25 мая 2015 года переведена на должность фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза филиала "Медицинская часть N9", 1 января 2019 года переведена на должность фельдшера-лаборанта клинико- диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница ФКУЗ "МСЧ-18 ФСИН России".
В личной карточке формы Т-2 и в карточках-справках по заработной плате записи о наименовании должности и структурном подразделении, в которых работала истец, совпадают с записями в трудовой книжке.
Согласно трудовому договору N от 1 января 2014 года, заключенному между истцом и ФКУЗ "МСЧ N18 ФСИН России", истец принята на должность фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза туберкулезной больницы по основному месту работы, предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный отпуск, работа в данной должности отнесена в вредным условиям согласно Списку 1974 года.
Согласно справке N, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и постоянную занятость на льготной работе, выданной 24 октября 2019 года ФКУ "МСЧ-18 ФСИН России", Дубовцева Н.Б. работала в течение полного рабочего дня в исправительном учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы и была постоянно и непосредственно занята в течении 80% рабочего дня на работах с осужденными - код льготы 27-ОС, согласно Списку работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года N85 (п. 17 ч. 1 ст. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N40-ФЗ "О страховых пенсиях"), осуществляет и иную деятельность по охране населения в учреждении здравоохранения в городах - код льготы 27-ГД, согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в особых условиях труда: код льготы 27-2 (2260000а), Список N2 (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях") - работа на должностях среднего медицинского персонала, непосредственно обслуживающих больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинета Учреждений здравоохранения и социального обеспечения, с 1 января 2014 года принята на должность фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза Туберкулезной больницы ФКУ "МСЧ-18 ФСИН России", с 25 мая 2015 года переведена на должность фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза филиала "Медицинская часть N9" ФКУ "МСЧ-18 ФСИН России", с 10 января 2019 года
переведена на должность фельдшера-лаборанта филиала "Медицинская часть N9" ФКУ "МСЧ-18 ФСИН России". За период работы в учреждении была занята на полную ставку, полный рабочий день, полную рабочую неделю, в отпусках, частично-оплачиваемых отпусках не находилась.
Согласно Уставу от 12 ноября 2013 года ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Основные виды деятельности: деятельность в области здравоохранения, включая оказание первичной медико-санитарной помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и отделённых видов специализированной медицинской помощи, деятельность по проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и др.
Согласно Положению о филиале "Медицинская часть N9 ФКУЗ "МСЧ-18 ФСИН России" от 2015 года, филиал, в том числе, обеспечивает осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение, медицинское обеспечение деятельности по месту дислокации филиала, включая проведение ежедневных медицинских осмотров отдельных категорий персонала, медицинское сопровождение специальных мероприятий, проводимых в ЛИУ-4.
Согласно Положению о филиале Туберкулезная больница ФКУЗ "МСЧ-18 ФСИН России" от 2014 года филиал осуществляет, в том числе деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных (микроорганизмов, происхождения III-IV групп патогенности, их производственных, материалов, зараженных или с подозрением на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности).
Согласно коллективному договору от 31 октября 2014 года для сотрудников, работа которых связана с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-ти часовая рабочая неделя и дополнительная оплата труда в связи с вредными условиями труда (п.2.36).
Согласно штатным расписаниям ФКУ "МСЧ-18 ФСИН России" от 20 декабря 2013 года структурно выделена Туберкулезная больница (на 300 койко-мест ЛИУ-4 г. Ижевска), в её составе имеется бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза со штатом: начальник лаборатории-врач-бактериолог - 1 штатная единица, фельдшер-лаборант - 3 штатные единицы.
Согласно штатным расписаниям ФКУ "МСЧ-18 ФСИН России" от 31 марта 2015 года структурно выделены филиал "Медицинская часть N9" (ЛИУ-4 г. Ижевска), в её составе имеется бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза со штатом: начальник лаборатории - врач-бактериолог - 1 штатная единица, фельдшер-лаборант - 3 штатные единицы; филиал "Туберкулезная больница" (на 155 койко-мест, ЛИУ-4 г. Ижевска), в её составе имеется клинико-диагностическая лаборатория со штатом: начальник лаборатории-врач клинической лабораторной диагностики - 1 штатная единица, фельдшер-лаборант - 3 штатные единицы.
Согласно должностной инструкции фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза Туберкулезной больницы ФКУ "МСЧ-18 ФСИН России" от 28 февраля 2014 года в должностные обязанности входит: проводить исследование биологического материала, контролирует пригодность поступившего биологического материала, правильность его транспортировке, оформление сопроводительных документов, выдачу бланков с результатами, регистрирует поступивший материал, заполняет бланки предыдущих анализов, соблюдает методику приготовления и окраску препаратов, методику посевов и пересевов полученного исследуемого материала, изготавливает краски, реактивы, дезинфицирующие растворы, осуществляет предстерилизационную очистку, дезинфекцию лабораторной посуды, инструментария и стерилизацию и др. С должностной инструкцией Дубовцева Н.Б. ознакомлена 2 апреля 2014 года.
Согласно должностной инструкции фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза филиала "Медицинская часть N 9" ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России Дубовцевой Н.Б. от 27 мая 2015 года, 5 февраля 2018 года по функциональным обязанностям не отличаются от должностной инструкции фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулезаТуберкулезной больницы ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от 28 февраля 2014 года. С должностными инструкциями Дубовцева Н.Б. ознакомлена.
Согласно должностной инструкции фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница" ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России Дубовцевой Н.Б. от 28 января 2019 года определены следующие обязанности: фельдшер-лаборант осуществляет забор материала на анализ у подследственных, осужденных и подозреваемых больных туберкулезом, проводит исследование биологического материала, в том числе биохимические исследования на момент отсутствия начальника клинико-диагностической лаборатории врача-биолога туберкулезной больницы, проводит постановку серологических реакций (реакция Вассермана); контролирует пригодность поступившего материала, правильность его транспортировки, оформление сопроводительных документов, выдачу бланков с результатами, регистрирует поступивший материал, заполняет бланки предыдущих анализов, соблюдает методику приготовления и окраску препаратов, методику посевов и пересевов полученного исследуемого материала, изготавливает краски, реактивы, дезинфицирующие растворы, осуществляет предстерилизационную очистку, дезинфекцию лабораторной посуды, инструментария и стерилизацию и др. С должностной инструкцией Дубовцева Н.Б. ознакомлена 29 января 2019 года.
В расчетных листках, карточках истца по начислению заработной платы за период работы с 1 апреля 2014 года по 31 декабря 2019 года просматривается: повременная оплата в полном объеме, надбавка за выслугу, надбавка за продолжительность работы в учреждении здравоохранения, повышение за особые условия труда, надбавка за работу в ИК строгого режима, повышение за туберкулез, надбавка за медицинскую категорию, районный коэффициент, очередной отпуск и др.
В табелях учета рабочего времени за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2019 года Дубовцева Н.Б. значится фельдшер-лаборант.
По хронометражу рабочего времени фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза филиала "Медицинская часть N 9" ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от 2015 занятость по непосредственному обслуживанию больных составляет 58%. По хронометражу рабочего времени фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории ТБ ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от 31 января 2019 года занятость по непосредственному обслуживанию больных составляет 19%. По хронометражу рабочего времени фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории Туберкулезной больницы ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от 23 декабря 2019 года занятость по непосредственному обслуживанию больных составляет 71%.
Данные обстоятельства подтверждаются актом документальной проверки ответчика от 10 апреля 2020 года N и первичными документами.
В карте специальной оценки условий труда фельдшера-лаборанта филиала "Туберкулезная больница" (на 170 коек) ФКУ ЛИУ-4 г. Ижевск, Клинико-диагностическая лаборатория N, отчете о проведении спецоценки, утверждё ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, протоколе измерений (оценки) биологического фактора от 24 августа 2015 года N, карте специальной оценки условий труда фельдшера-лаборанта филиала "МЧ N 9" ФКУ ЛИУ-4, г. Ижевск, Бактериологическая лаборатория N, отчете о проведении спецоценки 10 августа 2016 года, протоколе измерений (оценки) биологического фактора от 24 августа 2015 года N указано на биологический вредный фактор работы (патогенные микроорганизмы: II группа - возбудители высококонтигиозных эпидемических заболеваний человека, III группа - возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы), наличие гарантий и компенсаций в связи с вредными условиями труда (повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, выдача молока или других равноценных пищевых продуктов), а также подтверждено право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе, по Списку N2 позиция N.
С 2014 года ФКУЗ "МСЧ-18 ФСИН России" в пенсионный орган сдавались Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 27, 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в которых перечислена должность фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза, фельдшера-лаборанта клинико- диагностической лаборатории Туберкулезной больницы ЛИУ-4, указан код льготы, в том числе " N".
Указанные Перечни пенсионным органом признаны обоснованными, что следует из извлечения из акта выездной проверки от 11 сентября 2015 года N.
По мнению суда, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что истец работала в должности среднего медицинского персонала, занятого непосредственным обслуживанием больных в туберкулезных учреждениях, при этом работодатель признавал на день вынесения оспариваемых решений работу истца, как работу по Списку N2 в течение полного рабочего дня при постоянной занятости.
Судом учтены положения п.5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N, согласно которому в 80% постоянной занятости в тяжелых условиях труда включается не только непосредственный контакт истца с больными, но и время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а также время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций, в связи с чем суд счел хронометражи рабочего времени, указанные выше, недостоверными доказательствами.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что страхователь ФКУЗ "МСЧ N18 ФСИН России" признал обязанность сдать корректирующие сведения в лицевой счет истца в системе обязательного пенсионного страхования по периодам работы с 1 января 2014 года по 25 марта 2020 года с отражением кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", указанный период, по мнению суда, подлежит включению в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что надлежащая оценка приведенным в решении суда доказательствам не дана.
Как указано в апелляционном определении, работодатели истца согласились с результатами проведенных пенсионным органом документальных проверок правильности сведений о льготном характере работы истца, скорректировали предоставленные ими ранее сведения. Представитель ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" и в суде первой инстанции, и в суде апелляционной инстанции подтверждали, что истец не занималась непосредственным обслуживанием туберкулезных больных в течение полного рабочего дня (80% рабочего времени). Представители ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России", хотя в суде первой инстанции и признали исковые требования, и поддерживали позицию истца в суде апелляционной инстанции, не представили в материалы дела надлежащих доказательств факта непосредственной занятости истца обслуживанием туберкулезных больных в течение полного рабочего дня.
По мнению суда апелляционной инстанции, нельзя к таким доказательствам отнести: Устав ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" от 8 февраля 2011 года (том 1 л.д. 106-113, том 2 л.д. 128-135), Положение о региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" от 2011 года (том 1 л.д. 61-63), Устав ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" от 12 ноября 2013 года (том 1 л.д.203-218), от 1 апреля 2015 года (том 2 л.д. 112-125), Положение о филиале "Медицинская часть N 9 ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" от 1 июня 2015 года (том 1 л.д. 187-193), Положение о филиале "Туберкулезная больница ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" от 20 января 2014 года (том 1 л.д. 194-200), Положение о Республиканской туберкулезной больницы УИН Минюста России по Удмуртской Республике ль 20 сентября 1999 года (том 1 л.д. 65-69), лицензии на право осуществления медицинской деятельности, выданные ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" от 19 июля 2012 года (том 2 л.д. 107-109), должностные инструкции лаборанта региональной бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" от 5 апреля 2011 года (том 1 л.д. 27- 29, 64), фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза филиала "Медицинская часть N 9" ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" 28 февраля 2014 года (том 1 л.д. 165-166), от 27 мая 2015 года (том 1 л.д. 163-164), от 28 января 2019 года (том 1 л.д. 161-162), фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница" ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" от 28 января 2019 года (том 1 л.д. 159-160), справку ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" от 15 января 2020 года (том 1 л.д. 173), коллективный договор ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" от 31 октября 2014 года (том л.д. 176-182), Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников, рабочих и служащих ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" от 20 июня 2014 года (том 1 л.д. 183-186), штатные расписания обоих учреждений (том 1 л.д. 70-105, 119-154, 201-202, том 2 л.д. 89-90), договор
безвозмездного пользования имуществом N 15 от 30 января 2014 года, заключенный между ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" и ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" (том 2 л.д. 92-103), соглашение N 47 о взаимодействии ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" и ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" от 24 января 2014 года (том 2 л.д. 104-106), которые сами по себе не содержат сведений о работе истца, в том числе и о её занятости на непосредственном обслуживании больных туберкулезом в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Трудовой договор N 76 от 1 января 2014 года между истцом и ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" (том 2 л.д. 126-127) и трудовая книжка истца (том 1 л.д. 7-8) также такой информации не содержат.
В то же время данные обстоятельства опровергаются картой специальной оценки условий труда работников (фельдшера-лаборанта) N от 25 августа 2015 года (том 1 л.д. 167-168), N от 25 августа 2015 года (том 1 л.д. 170-171), протоколами измерений (оценки) биологического фактора N от 14 августа 2015 года (том 1 л.д. 169), N от 14 августа 2015 года (том 1 л.д. 172), фотографией рабочего времени от 16 января 2012 года (том 2 л.д. 91), хронометражом рабочего времени фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза филиала "Медицинская часть N 9" ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России" от 2015 года (том 1 л.д. 155), хронометражом рабочего времени фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории по диагностике туберкулеза филиала "Туберкулезная больница" ФКУЗ "МСЧ N18 ФСИН России" от 23 декабря 2019 года (том 1 л.д. 156-158), от 31 января 2019 года (том 1 л.д. 158), из которых не следует, что истец в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) была занята на непосредственном обслуживании больных туберкулезом.
Данные доказательства подтверждают обоснованность сведений, содержащихся в актах документальных проверок льготной работы истца, проведенных пенсионным органом.
Сведения, содержащиеся в Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" 18 октября 2013 года (том 1 л.д. 114-115), в справках, уточняющих характер работы истца, от 25 июня 2019 года N (том 1 л.д. 26-27, 50-51), от 24 октября 2019 года N (том 1 л.д. 30-31, 48-49), противоречат сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представленным самими работодателями, не подтверждены другими доказательствами, а потому не могут быть признаны достаточными для того, чтобы согласиться с доводами истца.
В то же время с доводами ответчика, приведенным в апелляционной жалобе, о том, что учреждения, в которых работала истец в спорные периоды, не относятся к учреждениям, предусмотренным Списком N 2 1991 года, суд апелляционной инстанции не согласился.
В соответствии со Списком N 1 1991 года право на досрочную страховую пенсию имеют младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах учреждений здравоохранения и социального обеспечения. Как следует из наименования самих учреждений, в которых работала истец, а также их уставных документов, они являются учреждениями здравоохранения. То обстоятельство, что они входят в уголовно-исполнительную систему, не исключает того, что они являются учреждениями здравоохранения (медицинскими организациями).
Из представленных суду документов следует, что истец работала в туберкулезной больнице, являющейся структурным подразделением ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" и ФКУЗ "МСЧ N 18 ФСИН России".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований, посчитал, что отказ в назначении истцу пенсии по её первому обращению и последующее прекращение выплаты истцу пенсии, назначенной по второму обращению, является правомерным.
По мнению судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции доводы кассационной жалобы истца заслуживают внимания по следующим основаниям.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
В силу части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 5).
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, как не достаточную для подтверждения занятости истца в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) на непосредственном обслуживании больных туберкулезом, суд апелляционной инстанции не дал оценки доказательствам, содержащим данные сведения, в том числе Перечню рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном ФКУ "ЛИУ N 4 УФСИН России по УР" 18 октября 2013 года, справкам, уточняющим льготный характер работы истца, ограничившись лишь указанием о том, что данные доказательства противоречат сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представленным самими работодателями. Сделав вывод о том, что ряд иных доказательств, напротив, опровергает доводы истца о том, что она в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) была занята на непосредственном обслуживании больных туберкулезом, суд не указал, какие конкретно сведения, содержащиеся в перечисленных документах, опровергают данные доводы, ограничившись лишь их перечислением и не отразив их содержание применительно к вопросу о занятости. Из изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции нарушены правила оценки доказательств, предусмотренные статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Более того, судом апелляционной инстанции не учтено, что истцом было заявлено, в том числе, требование о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа N от 21 мая 2020 года о прекращении выплаты страховой пенсии по старости. Между тем, данное требование судом апелляционной инстанции, отменившим решение суда первой инстанции, фактически не рассмотрено, нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении данного требования, не приведены, юридически значимые обстоятельства по данному требованию не установлены, мотивы, по которым судом отказано в удовлетворении данного требования, апелляционное определение не содержит.
Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (статьи 21 - 29.1) Федерального закона "О страховых пенсиях" определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
В силу положений части 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
В частности, прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае:
1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты;
2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;
4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;
5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 885н были утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (действующие на дату принятия пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии), действовавшие на момент принятия пенсионным органом оспариваемого решения.
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решение (распоряжение) о прекращении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (пункт 77 Правил выплаты пенсий).
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 2), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 года N 10-П).
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).
Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.
Однако суд апелляционной инстанций положения приведенных норм материального права, регулирующих условия, порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости, основания для прекращения выплаты этой пенсии, а также разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации к спорным отношениям не применил.
Разрешая спор, суду с учетом заявленных требований, мотивов, по которым Дубовцева Н.Б. обратилась с иском, необходимо было поставить на обсуждение сторон вопросы, касающиеся правомерности действий пенсионного органа при рассмотрении прав истца на пенсионное обеспечение. В частности, судом не было учтено, что пенсия истцу была назначена, однако впоследствии выплата пенсии была прекращена. Эти доводы истец приводила в своем исковом заявлении. Указанные обстоятельства подлежали проверке с учетом вышеприведенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления настоящего гражданское дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 июля 2022 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Удмуртской Республики.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Трух
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.