Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Пияковой Н.А. и Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Максимова Павла Владимировича на дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 8 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-4748/2022 по иску Максимова Павла Владимировича к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести доплату разницы невыплаченной пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 65 процентов, возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом надбавки за выслугу лет в размере 65 процентов.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Максимов П.В. обратился в суд с иском к Отделу Пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее - ОПО ЦФО МВД по УР), Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее - МВД по УР), с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике произвести доплату разницы невыплаченной пенсии за период с 1 января 2012 года по 31 января 2022 года и пенсии, исчисляемой исходя из установленного оклада денежного содержания (оклад по званию плюс оклад по должности) по состоянию на 31 января 2022 года с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 65%; возложить на ответчика Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике обязанность выплачивать истцу с 1 февраля 2022 года пенсию с учетом надбавки за выслугу лет в размере 65%.
Требования мотивированы тем, истец проходил военную службу с 1983 года по 2007 год, из них с 2002 года по 2007 год был прикомандирован и проходил военную службу в Ижевском гарнизонном военном суде в должности судьи. 6 февраля 2007 года приказом Главнокомандующего внутренних войск МВД РФ N л/с истец уволен с военной службы по подпункту "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), исключен из списков личного состава. Календарная выслуга на день увольнения составляла более 23 лет.
Со 2 апреля 2007 года по настоящее время истец является пенсионером по линии Министерства внутренних дел РФ и ему ответчиком была назначена и выплачивалась пенсия в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" как лицу, имеющему на день увольнения со службы выслугу по военной службе 23 года, а в соответствии с тем, что установлена 2 группа инвалидности, назначена пенсия по инвалидности в размере 75 % сумм денежного довольствия. С апреля 2007 года истцу выплачивалась пенсия в размере 75 % от суммы денежного довольствия, состоящего из должностного оклада судьи военного суда, оклада по воинскому званию (подполковник) и процентной надбавки за выслугу лет (23 года) в размере 65% к окладу денежного содержания (оклад по должности + оклад по званию) - в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года. С 1 января 2012 года ответчик снизил размер пенсионного обеспечения, начав применять в расчетах ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере 30 % к окладу денежного содержания на основании вступившего в законную силу Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", который установилиной размер надбавки за выслугу лет при стаже 23 года. Между тем, в отсутствие нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 года размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал. В результате незаконных действий ответчика истцу на момент подачи иска не было доплачено 1 211178 руб. 11 коп.
Перерасчет с 1 января 2012 года размера военной пенсии, исходя из процентной надбавки за выслугу лет, уменьшенной с 65 % до 30 % к окладу денежного содержания, был произведен ответчиком незаконно. Пенсия должна исчисляться с повышением (индексацией) денежного довольствия по состоянию на день ее назначения или перерасчета.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 февраля 2022 года исковые требования Максимова П.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике удовлетворены.
Судом постановлено: "Возложить на Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике обязанность произвести доплату к ранее выплаченной Максимову Павлу Владимировичу пенсии за период с 1 января 2012 года по 31 января 2022 года с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 65 процентов.
Возложить на Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике обязанность выплачивать Максимову Павлу Владимировичу пенсию за выслугу лет с 01 февраля 2022 года с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 65 процентов."
Дополнительным решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 марта 2022 года исковые требования Максимова П.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести доплату к ранее выплаченной Максимову Павлу Владимировичу пенсии за период с 1 января 2012 года по 31 января 2022 года, исходя из установленного оклада денежного содержания (оклад по званию плюс оклад по должности) по состоянию на 31 января 2022 года, оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 8 июня 2022 года решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 февраля 2022 года и дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 марта 2022 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Максимов П.В. ставит вопрос об отмене дополнительного решения от 21 марта 2022 года и апелляционного определения от 8 июня 2022 года. Основанием для отмены указывает неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 15 апреля 2007 года на основании приказа Судебного Департамента в Удмуртской Республике NВО от 13 февраля 2007 года Максимов П.В. исключен из списков личного состава Ижевского гарнизонного военного суда, снят со всех видов обеспечения.
Согласно пенсионному удостоверению N от 1 августа 2007 года и заключению МВД по УР N от 3 августа 2007 года Максимову П.В. назначена пенсия за выслугу лет 23 года в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и отделах уголовно-исполнительной системы и их семей".
На основании справки Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области серия N Максимову П.В. установлена инвалидность с 23 марта 2009 года бессрочно.
Согласно справке N от 16 июня 2021 года пенсионер Максимов П.В. получает пенсию по линии МВД России по инвалидности с 2 апреля 2007 года.
Уведомлением N от 13 апреля 2010 года Центр Пенсионного обслуживания МВД по УР уведомил Максимова П.В. о продлении пенсии по инвалидности с 1 мая 2010 года по 30 апреля 2015 года.
Из отзыва Министерства внутренних дел от 3 февраля 2022 года следует, что Максимову П.В. выплачивается пенсия в размере 75 % денежного довольствия с 17 марта 2008 года, процентная надбавка за выслугу лет начислялась в размере 65 % (23 года).
В сведениях о начислении пенсии Максимову П.В. указано, что с 1 января 2012 года пенсия за выслугу лет выплачивалась в размере 30 % денежного довольствия.
7 июня 2021 года Максимов П.В. обратился с письменным заявлением в ОПО ЦФО МВД по УР о предоставлении сведений о порядке расчета пенсии в ноябре 2011 года, о порядке расчета с января 2012 года, расчета (размера) начисленной пенсии с ноября 2011 года по настоящее время для оценки ежегодного повышения.
Ответом N от 2 июля 2021 года МВД по УР разъяснило Максимову П.В. порядок выплаты пенсии, в частности указало, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции от 21 апреля 2011 года до 1 января 2012 года ему выплачивалась пенсия с учетом процентной надбавки за выслугу лет 23 года в размере 65 % к окладу денежного содержания. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" произведен перерасчет пенсии с 1 января 2012 года. В соответствии с п. 5 ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ установлен размер ежемесячной надбавки за выслугу лет за 23 года - в размере 30 % оклада денежного содержания. С 1 января 2012 года выплачивается пенсия по инвалидности, исчисленная из 100 % денежного довольствия с учетом ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30 %. Указано на специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров пенсий, в частности, судей военных судов, правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч. 2 ст. 43 и п. "б" ч. 1 ст. 49 Закона N 4468-1.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения ч. 1 ст. 43, п. "а" ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установил, что при перерасчете с 1 января 2012 года размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец имеет право на применение процентной надбавки в размере 65 %.
В данной части судебные акты в кассационном порядке не обжалуются.
При вынесении дополнительного решения суд первой инстанции установил, что при расчете пенсии истца ответчик исходил из ежегодного увеличения должностных окладов судей гарнизонных военных судов, то есть установленное законом требование об индексации размера пенсии с учетом требований ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" выполнял. Установив, что при исчислении пенсии истца с 1 января 2012 года ответчик применял процентную надбавку за выслугу лет в размере 30 %, а не 65 %, вместе с тем, должностные оклады судей гарнизонных военных судов применял в положенном размере, суд пришел к выводу о том, что законных оснований для возложения на ответчика обязанности произвести истцу доплату к ранее выплаченной истцу пенсии за период с 1 января 2012 года по 31 января 2022 года с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 65 %, исходя из установленного оклада денежного содержания (оклад по званию плюс оклад по должности) именно по состоянию на 31 января 2022 года, не имеется, в связи с чем отказал в удовлетворении требования Максимова П.В. в указанной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя довод апелляционной жалобы истца о том, что доплата к ранее выплаченной пенсии за период с 1 января 2012 года по 31 января 2022 года должна быть произведена в соответствии с действующим законодательством, исходя из установленного оклада денежного содержания (оклад по званию плюс оклад по должности) по состоянию на 31 января 2022 года, суд исходил из следующего.
Правоотношения по исчислению пенсии истцу регулируются законом РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
В силу п.14 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 (далее по тексту - Порядок N 941) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, увеличения (индексации) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, изменения размеров денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, указанного в статье 43 Закона, либо увеличения расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона, пенсии (в том числе исчисленные в минимальных размерах), надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, назначенные в соответствии с Законом, подлежат пересмотру в следующем порядке:
в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и их семьям. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 12 и 13 настоящего постановления, а минимальные размеры пенсии, надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий определяются исходя из расчетного размера пенсии, установленного на день, с которого производится перерасчет пенсий; в случае увеличения (индексации) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих одновременно подлежат пересмотру исходя из этих должностных окладов пенсии, назначенные ранее уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, указанным в абзаце первом подпункта "д" пункта 9 настоящего постановления, если они приобретут право на получение пенсии в большем размере в связи с увеличением (индексацией) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих.
При этом ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8-10 и 12 настоящего постановления, а минимальные размеры пенсии, надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий определяются исходя из расчетного размера пенсии, установленного на день, с которого производится перерасчет пенсий; в случае увеличения расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона, одновременно подлежат пересмотру пенсии, исчисленные в минимальных размерах, надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, предусмотренные Законом; в случае установления на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен) увеличения, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, в размере, превышающем 2 процента, пересмотр пенсий производится с даты установления указанного увеличениям связи с увеличением с 1 января 2013 года на 2 процента денежного довольствия, указанного в статье 43 Закона, до достижения 100 процентов размера этого денежного довольствия пересмотр пенсий по такому основанию производится 1 января каждого года.
Согласно п.15 Порядка в случае пересмотра ранее назначенной пенсии, связанного с повышением ее размера (при установлении более высокой группы инвалидности, увеличении выслуги лет, начислении надбавки и др.), пенсия в новом размере исчисляется из денежного довольствия, повышенного (проиндексированного) на день пересмотра с учетом пункта 8 настоящего Постановления, вместе с соответствующими надбавками, повышениями и увеличениями, определяемыми исходя из существующего на этот день расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.
Учитывая, что требования истцом предъявлены не в связи с установлением инвалидности, увеличением выслуги, начислении надбавки, а в связи с неправильным исчислением размера пенсионных выплат при изменении денежного довольствия военнослужащих, то в данном случае не подлежат применению положения пункта 15 Порядка N 941.
Согласно материалам дела при расчете пенсии истца ответчик исходил из ежегодного увеличения должностных окладов судей гарнизонных военных судов, то есть установленное законом требование об индексации размера пенсии с учетом требований ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ответчиком выполнялось. С 1 января 2012 года по 31 января 2022 года при начислении пенсии истцу ответчик учитывал процентную надбавку за выслугу лет в размере 30 %, а не 65 %, при этом должностные оклады судей гарнизонных военных судов применял в положенном размере.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов в оспариваемой части судебных постановлений обоснованными и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права и обстоятельствам данного гражданского дела.
Довод кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права не является основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку он выражает субъективное отношение стороны к правильности разрешения спора, основанное на неправильном толковании норм материального права применительно к настоящему делу.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, заявлялись ранее, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка в судебных актах, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Довод жалобы о наличии иной судебной практики подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о неправильности выводов судов в данном деле, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих данные правоотношения.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Максимова П.В.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 8 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Максимова Павла Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.А. Пиякова
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.