Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31 мая 2022 г.
по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю к Завалишиной Л.М. о взыскании недоимки по налогам в размере 149 138 рублей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Завалишиной Л.М. адвоката Завьялову Е.Ю, возражавшую относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к Завалишиной Л.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 149 138 рублей.
В обоснование требований указано, что Завалишина Л.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц на объекты недвижимости: жилой дом по адресу: "адрес", ул. им. Малашихиной, 8; зерносклад мельницы по адресу: "адрес" направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2020 г..N 56993234, в котором налоговый орган сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога до 1 декабря 2020 г..в размере 153 148 рублей с учетом того, что за Завалишиной Л.М. числилась переплата в размере 4 200 рублей, а также 4 декабря 2020 г..налогоплательщиком была погашена задолженность в сумме 1 400 рублей. Налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, пени, штрафа от 16 декабря 2020 г..N 5131, с указанием срока исполнения требования до 22 января 2021 г..Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности. Административный истец обратился к мировому судье судебного участка N 2 Предгорного района Ставропольского края с заявлением от 18 февраля 2021 г..N 96 о вынесении судебного приказа в отношении Завалишиной Л.М. о взыскании задолженности по уплате налога, пени в размере 153 148 рублей. Судебный приказ был выдан 26 марта 2021 г..и отменен мировым судьей определением от 19 апреля 2021 г, так как от должника поступили возражения относительно его исполнения.
По решению налогового органа 20 апреля 2021 г..был проведен зачет в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов в размере 4 010 рублей, на основании имеющейся переплаты, которая образовалась по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком расположенным в границах муниципальных округов, в размере 1 352 рублей и по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1 743 рублей и по транспортному налогу с физических лиц в размере 915 рублей. Оставшаяся сумма задолженности в размере 149 138 рублей Завалишиной Л.М. в бюджет не уплачена.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31 мая 2022 г, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю удовлетворены в части, с Завалишиной Л.М. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов: налог в размере 35 670 рублей за 2019 г.; в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Ставропольскому краю к Завалишиной Л.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов, в размере 113 468 рублей за 2019 г. отказано.
В кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю, поданной 22 ноября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24 ноября 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме требований.
В возражении относительно доводов кассационной жалобы Завалишина Л.М. просит оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Завалишиной Л.М. на праве собственности принадлежат жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" и нежилое помещение - зерносклад мельницы с кадастровым номером "данные изъяты".
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю был начислен налогоплательщику за 2019 год налог на имущество по сроку уплаты не позднее 1 декабря 2020 г, о чем направлено уведомление от 1 сентября 2020 г. N 56993234. Кроме того, с неисполнением налоговой обязанности, налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, пени, штрафа от 16 декабря 2020 г. N 5131, с указанием срока исполнения требования до 22 января 2021 г.
В связи с неисполнением обязанности налогоплательщика, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю обратилась к мировому судье судебного участка N 2 Предгорного района Ставропольского края с заявлением от 18 февраля 2021 г. о вынесении судебного приказа о взыскании с Завалишиной Л.М. задолженности по уплате налога, пени в размере 153 148 рублей, который вынесен 26 марта 2021 г.
В последствии определением от 19 апреля 2021 г. судебный приказ отменен мировым судьей, так как от должника поступили возражения относительно его исполнения.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в Предгорный районный суд Ставропольского края 15 сентября 2021 г.
Вместе с тем, 22 декабря 2020 г. решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края N 64 кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, равной 8 776 000 рублей. Указанное решение никем не оспорено и не отменено. При этом установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости в размере 31 469 596, 46 рублей по состоянию на 1 января 2019 г, отраженной в выписке из ЕГРН, на 72, 11 процентов.
Согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость зерносклада мельницы с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 8 776 000 рублей, дата утверждения стоимости 22 декабря 2020 г, дата определения стоимости на 1 января 2019 г.
Разрешая административный иск, суд первой инстанции, установив принадлежность административному ответчику объектов налогообложения на праве собственности и отсутствие доказательств погашения задолженности пришел к выводу о наличии на стороне Завалишиной Л.М. неисполненной налоговой обязанности, в связи с чем удовлетворил административный иск частично в размере 35 670 рублей, не согласившись с расчетом задолженности, произведенным налоговым органом без учета решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края от 22 декабря 2020 г, согласно которому кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 8 776 000 рублей, из чего надлежит производить расчет.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав его обоснованным и мотивированным.
Судебная коллегия, оценив выводы судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, полагает данные выводы верными и не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к налоговому периоду 2019 г.) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, что следует из часть 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При этом приведенная редакция пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также редакция пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации согласно Федеральному закону от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" относительно установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.
Также, ранее указанная норма устанавливала, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Таким образом, в силу прямого указания норм материального права, расчет задолженности по налогу на имущество в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого была изменена в течение налогового периода вследствие установления его рыночной стоимости, должен быть произведен налоговым органом, а случае отсутствия у него необходимых сведений, также судом, исходя из измененной кадастровой стоимости, начиная с 1 января 2019 г.
Доводы жалобы об отсутствии заявления Завалишиной Л.М. о перерасчете задолженности по налогу на имущество физических лиц, о предоставлении регистрирующим органом сведений о кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости, на основании которой был произведен расчет, не могут повлечь отмену состоявшихся судебных актов, поскольку данные правила предполагают действия налогового органа и налогоплательщика в ходе обычной досудебной процедуры исполнения налоговой обязанности, тогда как при взыскании таковой в принудительном порядке по состоянию на дату вынесения решения суда 9 декабря 2021 г. подлежат учету актуальные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости согласно представленным в материалы дела данным из ЕГРН и решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку задолженность Завалишиной Л.М. образовалась за налоговый период, начиная с 1 января 2019 г.
При таком положении обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.