Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воронкина Е.В, Зацепина А.В. на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2022 г.
по административному делу по административному иску Воронкина Е.В, Зацепина А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Байда Н.Г, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронкин Е.В, Зацепин А.В. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указано, что 4 июля 2006 г..между Управлением имущественных отношений города Лермонтова и ООО " "данные изъяты"" заключен договор аренды N 1556-У, по условиям которого последнему в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 8 982 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". На указанном земельном участке ООО " "данные изъяты"" осуществляло строительство многоквартирного жилого дома с заключением договоров долевого участия в строительстве. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его границы определены в установленном порядке, строительство первого подъезда многоквартирного жилого дома завершено в 2008 г, регистрация первого права собственности на помещение в многоквартирном доме осуществлялась на данном земельном участке, соответственно, земельный участок площадью 8 982 кв.м поступил в общую долевую собственность с даты, подтвержденной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на квартиру, зарегистрированную 16 сентября 2008 г, что также является датой перехода данного земельного участка к общему имуществу собственников многоквартирного дома. Однако в 2009 г..административным ответчиком допущено бездействие (действие) при проведении регистрационных действий по межеванию земельного участка, поскольку предоставленный межевой план по размежеванию земельного участка на пять отдельных земельных участков предполагал порядок согласования границ земельного участка и представления документов, свидетельствующих о соблюдении установленного порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка, а также акт согласования местоположения границ земельного участка с указанием всех заинтересованных лиц, в том числе правообладателей земельного участка - собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Вместе с тем в предоставленном на регистрацию межевом плане акт согласования местоположения границ земельного участка со всеми заинтересованными лицами отсутствовал, а также уведомление заинтересованных лиц о предстоящем межевании не подтверждено, в межевом деле протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома не имеется. Проведение регистрационных действий по межеванию земельного участка на пять земельных участков без обязательных документов привело к нарушению прав законных владельцев земельного участка, в результате чего в настоящее время правообладатели лишены права подать заявление о регистрации права на общедолевую собственность на земельный участок. Административные истцы полагали, что права, возникшие на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", зарегистрированы, поскольку в выписках из ЕГРН на образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" указана дата регистрации 5 мая 2012 г, и поэтому не оспаривали действия Росреестра. 19 марта 2021 г..административным истцам стало известно, что права общей долевой собственности на земельный участок не зарегистрированы, в связи с чем, считая срок обращения не пропущенным, обратились в суд за защитой своих прав и просили признать незаконными действия (бездействие) Управления Росреестра по Ставропольскому краю, выразившиеся:
в кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", выполненном с нарушением Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и прав правообладателей - собственников помещений многоквартирного жилого дома, у которых в силу прямого указания закона с 2008 г. возникло право общей долевой собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты";
в проведении государственной регистрации уточнения границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", с уменьшением площади данного земельного участка на 22 кв.м, с нарушением статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", писем Минэкономразвития России от 8 августа 2008 г. N 11013- ИМ/Д23, от 24 ноября 2009 г. N 412;
в регистрационных действиях - межевании земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты", с нарушением статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", писем Минэкономразвития России от 8 августа 2008 г. N 11013-ИМ/Д23, от 24 ноября 2009 г. N 412, положений частей 2, 3, 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
в проведении государственной регистрации договоров аренды от 1 апреля 2013 г. N 2342-У, от 1 апреля 2013 г. N 2343-У, от 1 апреля 2013 г. N 2344-У на земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", заключенных между ООО " "данные изъяты"" и Управлением имущественных отношений администрации г. Лермонтова, с нарушением пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Административные истцы также просили возложить на Управление Росреестра по Ставропольскому краю обязанность:
принять и рассмотреть заявление о регистрации права общедолевой собственности от собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 8 982 кв.м, возникшего с 16 сентября 2008 г. на основании пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации", пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
принять и рассмотреть заявления о регистрации права общей долевой собственности на земельные участки, с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты" от собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", возникшего на земельный участок, площадью 8 982 кв.м, на основании пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации", пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и состоящего на сегодняшний день из земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты".
Определением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г. прекращено производство по делу в части требований административных истцов о признании незаконными действий (бездействия) Управления Росреестра по Ставропольскому краю, выразившегося в проведении государственной регистрации уточнения границ земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", с уменьшением площади данного земельного участка на 22 кв.м, в связи с отказом административных истцов Воронкина Е.В. и Зацепина А.В. от заявленных требований.
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г. требования Воронкина Е.В, Зацепина А.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 марта 2022 г. вышеуказанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 мая 2022 г. вышеуказанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2022 г. решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г. оставлено без изменения, жалобы Воронкина Е.В, Зацепина А.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Воронкина Е.В, Зацепина А.В, поданной 23 ноября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2022 г, а также дополнениях к кассационной жалобе, поступивших в суд кассационной инстанции 12 января 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
В возражении на кассационную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просит оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Воронкину Е.В. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира, площадью 137, 3 кв.м, этаж 5, 5 (2-й уровень), по адресу: "адрес", о чем 21 февраля 2011 г. сделана запись регистрации N; Зацепину А.В. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира, площадью 126 кв.м, этаж 3, по адресу: "адрес", о чем 9 июня 2010 г. сделана запись регистрации N.
Возведение многоквартирного жилого дома, в котором квартиры принадлежат административным истцам, осуществлялось на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты".
Так, между Управлением имущественных отношений администрации г. Лермонтова и ООО " "данные изъяты"", директором которого являлся Воронкин Е.В, заключен договор от 4 июля 2006 г. N-У аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 8 982 кв.м, для использования в целях строительства многоквартирных жилых домов, сроком с 1 марта 2006 г. по 28 февраля 2011 г.
В ЕГРН первоначально вынесены сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", который учтен 1 марта 2005 г. с местоположением: край Ставропольский, г. Лермонтов, пр-кт Лермонтова, категорией земель "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для строительства многоквартирных жилых пятиэтажных домов с офисными помещениями", площадью 8 982 кв.м.
На основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27 июня 2009 г. N 2632/101/09-1812, в соответствии с приложенным к заявлению межевым планом, исправлена кадастровая ошибка в сведениях о местоположении границ и площади данного земельного участка, площадь земельного участка изменилась и составила 8 960 кв.м.
27 июня 2008 г. ООО " "данные изъяты"" получено разрешение N RU 26306000-7 на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного по адресу: "адрес", согласно договорам долевого строительства переданного собственникам (первый этап строительства).
12 декабря 2008 г. ООО " "данные изъяты"" получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на незавершенный объект строительства - "Многоквартирный жилой дом с офисными помещениями" (3, 4, 5 секции), записи о регистрации 26-26-33/033/2008-289, 26-26- 33/033/2008-290.
30 апреля 2010 г. обществом получено разрешение N RU 26306000-5 на ввод объекта в эксплуатацию - секции 6-7 в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", переданного собственникам согласно договорам долевого строительства (второй этап строительства).
Сведения о праве общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" были внесены в государственный кадастр недвижимости 6 июля 2009 г. с указанием даты учета 1 марта 2005 г.
Согласно межевому плану, подготовленному ООО "данные изъяты" 21 декабря 2009 г. в результате кадастровых работ, на основании заявления генерального директора ООО " "данные изъяты"" Воронкина Е.В, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 8 982 кв.м, размежеван с образованием пяти самостоятельных земельных участков, площадью: 1 659 кв.м, 2 864 кв.м, 1 155 кв.м, 1 504 кв.м, 1 777 кв.м.
28 октября 2009 г. схема расположения земельных участков, подготовленная ООО " "данные изъяты", утверждена генеральным директором ООО " "данные изъяты"" Воронкиным Е.В. и начальником управления архитектуры, градостроительства и землепользования администрации г. Лермонтова.
Из актуальных сведений, содержащихся в ЕГРН, усматривается, что из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" путем раздела образованы следующие земельные участки:
с кадастровым номером "данные изъяты", с местоположением: "адрес"; поставлен на государственный кадастровый учет 23 марта 2010 г.; вид разрешенного использования "для строительства многоквартирных жилых пятиэтажных домов с офисными помещениями"; площадь 1 659 кв.м. Местоположение границ установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения об объектах недвижимости, расположенных в пределах границ земельного участка, отсутствуют. На основании постановления администрации г. Лермонтова от 13 марта 2020 г. N 223, вид разрешенного использования земельного участка 14 апреля 2020 г. изменен на "среднеэтажная жилая застройка";
с кадастровым номером "данные изъяты", с местоположением: "адрес"; поставлен на государственный кадастровый учет 23 марта 2010 г.; вид разрешенного использования "для строительства многоквартирных жилых пятиэтажных домов с офисными помещениями"; площадь 2 864 кв.м. Местоположение границ установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения об объектах недвижимости, расположенных в пределах границ земельного участка, отсутствуют. На основании постановления администрации г. Лермонтова от 3 июня 2019 г. N 478, 10 июня 2019 г. земельному участку присвоен адрес " "адрес"". На основании постановления администрации г. Лермонтова от 3 июня 2019 г. N 476, вид разрешенного использования земельного участка 15 июля 2019 г. изменен на "среднеэтажная жилая застройка";
с кадастровым номером "данные изъяты", с местоположением: Ставропольский край, г. Лермонтов, пр-кт Лермонтова; поставлен на государственный кадастровый учет 23 марта 2010 г.; вид разрешенного использования "для строительства многоквартирных жилых пятиэтажных домов с офисными помещениями"; площадь 1 155 кв.м. Местоположение границ установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения об объектах недвижимости, расположенных в пределах границ земельного участка, отсутствуют. На основании постановления администрации г. Лермонтова от 13 марта 2020 г. N 222, вид разрешенного использования земельного участка 28 апреля 2020 г. изменен на "среднеэтажная жилая застройка". На основании постановления администрации г. Лермонтова от 16 марта 2020 г. N 230, земельному участку 25 мая 2020 г. присвоен адрес " "адрес" "адрес"";
с кадастровым номером "данные изъяты", с местоположением: "адрес"; поставлен на государственный кадастровый учет 23 марта 2010 г.; вид разрешенного использования "для строительства многоквартирных жилых пятиэтажных домов с офисными помещениями"; площадь 1 504 кв.м. Местоположение границ установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. В пределах границ земельного участка расположены сооружения с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" (сооружения канализации);
с кадастровым номером "данные изъяты", с местоположением: "адрес"; поставлен на государственный кадастровый учет 23 марта 2010 г.; вид разрешенного использования "для строительства многоквартирных жилых пятиэтажных домов с офисными помещениями"; площадь 1 777 кв.м. Местоположение границ установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. В пределах границ земельного участка расположены сооружения с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" (сооружения канализации).
При этом земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет статус "архивный".
Согласно сведениям ЕГРН, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", до прекращения его существования в связи с его разделом на пять самостоятельных земельных участков, были расположены следующие объекты недвижимости:
объект незавершенного строительства (многоквартирный жилой дом с офисными помещениями (3-4 секции)) с кадастровым номером "данные изъяты", внесен в ЕГРН 29 ноября 2013 г. в рамках исполнения распоряжения Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 18 июня 2013 г. N Р/69, со следующими характеристиками: площадь застройки 667, 8 кв.м; степень готовности 11 %; зарегистрированное право собственности за ООО " "данные изъяты"" от 12 декабря 2008 г. N 26-26-33/033/2008-289. Сведения о расположении объекта недвижимости в пределах границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" внесены в ЕГРН 8 сентября 2020 г.;
объект незавершенного строительства (многоквартирный жилой дом с офисными помещениями (5 секция)) с кадастровым номером "данные изъяты", внесен в ЕГРН 29 ноября 2013 г. в рамках исполнения распоряжения Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 18 июня 2013 г. N Р/69, со следующими характеристиками: площадь застройки 410, 4 кв.м; степень готовности 18 %; зарегистрированное право собственности за ООО " "данные изъяты"" от 12 декабря 2008 г. N 26-26-33/033/2008-290. Сведения о расположении объекта недвижимости в пределах границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" внесены в ЕГРН 10 июля 2020 г.;
многоквартирный жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", внесен в ЕГРН 17 декабря 2011 г. в рамках Государственного контракта от 30 сентября 2010 г. N 120Д на выполнение работ по теме: "Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 (I этап)", на основании копии технического паспорта, переданного в электронном виде, составленного по состоянию на 1 октября 2007 г, инвентарный N, исполнитель работ - Отделение КМВ филиала ФГУП по Ставропольскому краю, со следующими характеристиками: вид объекта недвижимости - здание; назначение - многоквартирный дом; площадью - 2249, 3 кв.м; этажность - 5; подземная этажность - 1; год завершения строительства - 2007; Сведения о расположении объекта недвижимости в пределах границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" внесены в ЕГРН 30 октября 2020 г.
Таким образом, на момент раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на пять самостоятельных земельных участков, сведения о расположении многоквартирного дома в пределах границ исходного земельного участка отсутствовали, так как многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 26:32:050401:16 поставлен на государственный кадастровый учет 17 декабря 2011 г.
Оспариваемые действия по кадастровому учету земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" были осуществлены в соответствии с требованиями действующего на тот момент Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который регулировал отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Тогда как государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", путем внесения сведений в Единый государственный реестр прав.
Исходя из норм действующего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства Единый государственный реестр прав и Государственный кадастр недвижимости представляли собой самостоятельные реестры, ведение которых осуществлялось самостоятельно.
Таким образом, на момент осуществления оспариваемых действий по межеванию земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и разделу на пять самостоятельных объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" орган кадастрового учета не мог знать о расположении в пределах его границ многоквартирного дома, в пределах которого расположены помещения, на которые зарегистрированы права собственности, так как многоквартирный дом с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на государственный кадастровый учет 17 декабря 2011 г.
В силу вышеприведенных обстоятельств об отсутствии у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю сведений о зарегистрированных правах собственности на помещения в многоквартирном доме, при разделе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" достаточным являлось представление согласия арендатора земельного участка - ООО " "данные изъяты"", и которое было дано 28 октября 2009 г. директором указанного общества Воронкиным Е.В.
Первая государственная регистрация права собственности на помещение в многоквартирном доме - "адрес" в "адрес" - осуществлена 16 сентября 2008 г. за Коноваловой Н.Е, что послужило основанием и для возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты".
Однако, на основании постановления администрации от 27 февраля 2012 г. N 108 в редакции постановления от 29 марта 2013 г. N 458, ООО " "данные изъяты"" представлены в аренду на новый срок земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", имевшие предыдущий кадастровый номер "данные изъяты", для целей строительства многоквартирных жилых домов с офисными помещениями.
1 апреля 2013 г. Управление имущественных отношений (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договоры аренды NN 2342-У, 2343-У и 2344-У названных земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты". Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке 24 апреля 2013 г.
При этом земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" прекратил свое существование, имеет статус "архивный".
Согласно условиям договоров аренды от 1 апреля 2013 г. N 2342-У и N 2344-У, заключенных в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", на земельных участках имеются объекты недвижимого имущества, прочно связанные с землей многоквартирный жилой дом с офисными помещениями (пункты 1, 2 договоров аренды от 1 апреля 2013 г. NN 2342-У, 2344-У); на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" строений не имеется (пункт 1.2 договора аренды от 1 апреля 2013 г. N 2343-У).
Указанные обстоятельства подтверждены также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. по делу N А63-10814/2019 по заявлению ООО " "данные изъяты"" к администрации г. Лермонтова о признании незаконными действий администрации г. Лермонтова по отказу в утверждении схемы объединения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" в один земельный участок, о возложении на администрацию г. Лермонтова обязанности утвердить схему объединения земельного участка.
Согласно действующему законодательству в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома может находиться только один земельный участок, на котором расположен тот многоквартирный жилой дом. Распространение общей долевой собственности на соседние земельные участки, самостоятельно сформированные и поставленные на кадастровый учет, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
В силу приведенных норм жилищного законодательства, права собственников помещений в многоквартирном доме не будут нарушены, поскольку право общей долевой собственности возникает на земельные участки, фактически занятые многоквартирным домом.
Аналогичные выводы изложены в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 марта 2021 г. по делу N 2а-1580/2020, которым установлено, что наличие общей долевой собственности на все земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" у собственников опровергается действиями ООО " "данные изъяты"", которым произведен раздел земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и 1 апреля 2013 г. заключены новые договоры аренды.
Также судебная коллегия обращает внимание, что 16 октября 2019 г, по результатам публичных торгов, между управлением имущественных отношений администрации г. Лермонтова и ФИО15 заключен договор аренды N 2969-У земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
9 декабря 2019 г. между "данные изъяты" и ООО СЗ "данные изъяты"" на тот же участок заключен договор переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной собственности) из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка. В настоящий момент ООО "данные изъяты"" на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" получены разрешения на строительство от 2 февраля 2021 г. N26-Ru 26306000-02-2021 ("Многоквартирный жилой дом. Блок А") и N 26-Ru 26306000-03-2021 ("Многоквартирный жилой дом. Блок Б"). Согласно установленному сроку ведется строительство многоквартирного дома и заключаются договоры долевого участия, которые проходят государственную регистрацию, что следует из выписок ЕГРН.
При изложенных обстоятельствах, у органа регистрации не имелось оснований для отказа в проведении межевания, оснований для признания их действий незаконными не установлено.
В данном случае, договоры аренды от 1 апреля 2013 г. NN 2342-У, 2343-У и 2344-У земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" зарегистрированы Управлением Росреестра по Ставропольскому краю в установленном законом порядке 24 апреля 2013 г. на основании соответствующих заявлений ООО " "данные изъяты"" в лице Воронкина Е.В, что прямо следует из дел правоустанавливающих документов.
На момент проведения регистрационных действий обстоятельств, препятствующих проведению регистрационных действий, установленных статьям 19, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не имелось.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал, помимо того сославшись на пропуск административными истцами срока для обращения в суд без уважительных причин.
Кроме того, суд первой инстанции сослался на обстоятельства отсутствия обременения спорных земельных участков правом общей долевой собственности, установленных вступившим в законную силу решением Лермонтовского городского суда от 4 марта 2021 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Зацепина А.В, действующего в интересах собственников многоквартирного дома, Шонина Н.Н, ООО " "данные изъяты"" г. Лермонтова к администрации г. Лермонтова о признании межевания земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в "адрес", недействительным, снятии земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты" с кадастрового учета, восстановлении архивного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с указанием его актуальных сведений, существовавших до его межевания.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав его основанным на установленных юридически значимых обстоятельствах по делу, верной оценке доказательств и правильном применении норм материального права в отсутствии нарушений норм процессуального права, отклонив доводы административных истцов, изложенные в исковом заявлении и апелляционной жалобе, как не свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих проведению регистрационных действий либо о незаконности совершения регистрационных действий.
Кроме того, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда о пропуске срока обращения в суд с административным иском, указав, что административным истцам о нарушении своих прав стало достоверно известно с 14 ноября 2020 г. при проведении общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", на котором подлежал обсуждению вопрос о необходимости признания межевания земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", проведенного администрацией г. Лермонтова, незаконным. При этом административному истцу Воронкину Е.В, являющемуся директором ООО "Севкавстройбизнес", о проведенном разделе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" было достоверно известно с момента проведения межевания, поскольку именно ООО " "данные изъяты"" являлось заказчиком кадастровых работ. Как указывалось ранее, именно Воронкин Е.В. 28 октября 2009 г. дал согласие на образование пяти земельных участков из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Более того, Воронкин Е.В. принимал участие в ходе рассмотрения Арбитражным судом Ставропольского края дела N А63-10814/2019 по заявлению ООО " "данные изъяты"" к администрации г. Лермонтова о признании незаконными действий администрации г. Лермонтова по отказу в утверждении схемы объединения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" в один земельный участок, об обязании администрации г. Лермонтова утвердить схему объединения земельного участка. При этом административное исковое заявление подано в суд 5 апреля 2021 г, что следует из соответствующей отметки на почтовом конверте.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения постановленных судебных актов по доводам жалобы и дополнений к ней, полагает выводы нижестоящих судов соответствующими обстоятельствам дела, а решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2022 г. принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права.
Оспариваемые действия по кадастровому учету земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" были осуществлены в соответствии с требованиями действующего на тот момент Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который регулировал отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Согласно части 3 статьи 1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждали существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Тогда как государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", путем внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из норм действующего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства Единый государственный реестр прав и Государственный кадастр недвижимости представляли собой самостоятельные реестры, ведение которых осуществлялось самостоятельно.
Статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, были закреплены исчерпывающие основания для отказа органа кадастрового учета в кадастровом учете. Отсутствие согласования местоположения границ могло являться основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета лишь при уточнении границ земельного участка.
Пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В данном случае, в силу вышеприведенных обстоятельств об отсутствии у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю сведений о зарегистрированных правах собственности на помещения в многоквартирном доме, при разделе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", было учтено согласие арендатора исходного земельного участка ООО " "данные изъяты"", подписанное его директором Воронкиным Е.В. 28 октября 2009 г. как достаточное.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (пункт 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом. с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 указанного Федерального закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно.
Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г.).
В силу названных норм и разъяснений с даты государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме, соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверку законности сделки, за исключением нотариально удостоверенной сделки, на предмет установления отсутствия предусмотренных названным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В данном случае, договоры аренды от 1 апреля 2013 г. NN 2342-У, 2343-У и 2344-У земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" зарегистрированы Управлением Росреестра по Ставропольскому краю в установленном законом порядке 24 апреля 2013 г. на основании соответствующих заявлений ООО " "данные изъяты"" в лице Воронкина Е.В, что прямо следует из дел правоустанавливающих документов.
На момент проведения регистрационных действий обстоятельств, препятствующих проведению регистрационных действий, установленных статьями 19, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не имелось.
Принимая во внимание также положения частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок под многоквартирным домом образован в установленном порядке (в том числе, учитывая положения пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", на основании проекта межевания территории), поставлен на государственный кадастровый учет как земельный участок под многоквартирным домом (с соответствующим видом разрешенного использования, предусматривающим возможность эксплуатации многоквартирного дома), то у всех собственников помещений в таком многоквартирном доме возникает право общей долевой собственности на этот земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона.
При этом, учитывая положения части 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если земельный участок образован в границах, в которых он в соответствии с жилищным законодательством переходит в собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме, при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на такой земельный участок.
В то же время, законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности в указанный период не запрещало на одном земельном участке строительство и, соответственно, ввод в эксплуатацию двух и более многоквартирных домов (письмо Минстроя России от 10 октября 2017 г. N 36323-НС/07, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2016 г. N 309-КГ16-5754).
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 8 982 кв.м с момента первоначального оформления правоустанавливающих документов в 2006 г. был предоставлен на праве аренды для использования в целях строительства многоквартирных жилых домов (а не одного многоквартирного жилого дома), что подтверждено материалами дела, и не могло быть неизвестно административным истцам. При таком положении, исходя из назначения земельного участка, выделенного для строительства ряда многоквартирных жилых домов, а также принимая фактическое возведение нескольких многоквартирных домов, положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не могут быть применены, осуществление государственной регистрации права общей долевой собственности собственников помещений в первом возведенном многоквартирном доме на такой общий земельный участок в целом (в том числе в порядке, установленном частью 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") является нарушением прав участников долевого строительства, привлекаемых к возведению иных многоквартирных домов на земельных участках, выделенных из общего с кадастровым номером "данные изъяты", что противоречит нормам действующего законодательства.
При этом любой собственник помещения в многоквартирном доме с момента регистрации первого права на квартиру в 2008 г. не был лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен первый многоквартирный дом, в пределах, необходимых для его эксплуатации (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Доводы жалобы о возникновении права общей долевой собственности владельцев помещений в многоквартирном жилом доме, возведенном первоначально, как на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с 2008 г, так и о сохранении такого права общей долевой собственности на образованные путем выдела земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты", были предметом проверки суда апелляционной инстанции и мотивированно опровергнуты, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из приведенного в обжалуемых судебных актах обоснования, в том числе, учитывая целевое назначение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", который изначально не был предоставлен лишь для строительства одного многоквартирного жилого дома.
Ссылка заявителей жалобы на необходимость получения согласия общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, возведенном первоначально, для заключения в 2013 г. договоров аренды в отношении выделенных земельных участков, не состоятельна, поскольку необходимость применения общего порядка выдела земельных участков и возникновения обременений на них в виде аренды правомерна в случае уменьшения общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, в том числе земельного участка, тогда как данный земельный участок имел целью удовлетворение потребностей в жилищном строительстве путем возвещения нескольких многоквартирных домов, собственники помещений в которых также не могут быть лишены общего имущества в виде земельного участка под своим многоквартирным домом.
Утверждение заявителей жалобы о неправильном применении судами норм процессуального права, выразившихся в нарушении бремени доказывания со ссылкой на отсутствие каких-либо доказательств законности оспариваемых действий и решений, которые должны были быть предоставлены административным ответчиком, а также на неправильное применение срока обращения в суд, не соответствует действительности, поскольку дело разрешено судами с учетом представленных административным ответчиком материалов дел правоустанавливающих документов и иных доказательств, вопросы применения срока обращения в суд с административным иском правильно разрешены, исходя из характера заявленных требований и избранного административными истцами способа защиты, выразившегося в оспаривании действий (бездействия) и решений органа исполнительной власти, тогда как негаторные требования собственников об устранении всякого нарушения права, в том числе не связанного с лишением права собственности, по данному делу не заявлены, а со стороны Управления Росреестра по Ставропольскому краю какие-либо притязания в отношении объектов недвижимости по данному делу отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Также суд установил, что административному истцу Воронкину Е.В. с 2009 г. достоверно известно о регистрационных действиях - межевании земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты" как директору ООО " "данные изъяты"". Административным истцам Воронкину Е.В. и Зацепину А.В, иным собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о данных регистрационных действиях могло и должно быть известно не позднее 14 ноября 2020 г. на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" (протокол N.1).
Анализ изложенных выше обстоятельств позволяет признать, что суд первой инстанции, исходя из позиции приведенных выше правовых норм, пришел к верному выводу о том, что срок для обращения в суд пропущен административными истцами без уважительной причины, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы дополнений к кассационной жалобе о необходимости учета представления прокурора от 21 октября 2022 г. подлежат отклонению, поскольку указанное представление в период спорных правоотношений отсутствовало.
При таком положении изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании законодательства, применимого к спорным правоотношениям. Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Воронкина Е.В, Зацепина А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.